Шапка темы постоянно находится в стадии дополнения.
Поскольку материал подготовлен на некоммерческой основе и частично является
переводным, авторы оставляют за собой право на ошибки, в т.ч. фактические.
При копировании работающая гиперссылка обязательна!
Второй Гран-при сезона, Гран-при Малайзии, пройдет на трассе Сепанг близ Куала-Лумпура, 24 марта. Этот Гран-при из-за жары, высокой влажности и конфигурации трассы всегда становится жесточайшим испытанием для машин и двигателей, но особенно - для пилотов, и редко бывает скучным.
Характеристики трассы.
Гоночная трасса "Международная трасса Сепанга" (eng.: Sepang International Circuit, bahasa: Litar Antarabangsa Sepang) расположена в провинции Сепанг штата Селангор, среди пальмовых плантаций, рядом с Международным аэропортом Куала-Лумпура, в 60 км на юг от столицы. Благодаря свободному творчеству бюро Тильке, не ограниченному рамками заказа, конфигурация трассы стала очень оригинальной, сложной для пилотов и имеющей несколько интересных мест, в которых возможно атаковать. Большое значение в Сепанге имеет прохождение скоростных поворотов, в которых важна высокая прижимная сила и общий баланс шасси; при этом три прямых участка требуют от машин высокой максимальной скорости, что заставляет искать компромисс при настройке машины. Асфальт очень гладкий и мягкий, однако, в скоростных поворотах на шины приходится большая нагрузка, а гладкость асфальта может привести к проскальзыванию, которое провоцирует износ. Атаковать поребрики практически не приходится. Перепад высот значительный: 4 и 9 повороты находятся на подъеме, поэтому пилот входит в них вслепую, а в поворотах 2, 5 и 12 трасса снижается, причем во 2 повороте зачастую у машин даже поднимается в воздух левое переднее колесо. Уровень сцепления с трассой высокий и стабильный; ошибки происходят в основном в медленных поворотах - 1, 4, 9, 15. Старт Гран-при перенесен на час позже по сравнению с классическим, но проводится раньше, чем в Мельбурне. Температура воздуха в Сепанге, как правило, поднимается до 35 градусов, и в сочетании с высокой влажностью очень тяжело переносится организмами пилотов, вплоть до полного истощения сил.
* Контракт на проведение Гран-при подписан в 2007 году и рассчитан до 2015 года включительно.
* Движение по часовой стрелке.
* 15 поворотов (5 левых, 10 правых).
* Длина 5 543 м (по центральной линии).
* Дистанция гонки: 56 кругов, 310,408 км.
* Продолжительность гонки: около 1 ч 45 мин.
* Рекорд круга в гонке: 1:34,223, Хуан-Пабло Монтойя, Williams BMW, 2004 г., 28 круг.
* Абсолютный рекорд круга: 1:32,582, Фернандо Алонсо, Renault, 2005 г., 1 квалификация.
* Максимальная поперечная перегрузка: 4,0 G (в поворотах 6 и 12).
* Расход топлива на круг: 2,4-2,7 кг.
* Влияние 10 кг топлива на время круга: 0,15 сек
* Линия старта соответствует линии финиша.
* Самая длинная прямая: 927 м.
* Длина пит-лейн: 425 м.
* Ширина полотна: 16-22 м.
* Сумма углов поворотов: 136 град.
* Максимальная скорость: 310 км/ч
* Минимальная скорость: 70 км/ч
* Поворотов ниже 100 км/ч: 4 (1,2,9,15)
* Поворотов выше 250 км/ч: 3 (3,12,13)
* Средняя скорость на квалификационном круге: 205 км/ч
* Расстояние от поул-позиции до апекса первого поворота: 650 м.
* Тормоз используется 8 раз на круге, 4 из них - сильно.
* Используется высокий уровень прижимной силы
* Около 54 переключений передач за круг (3024 за гонку).
* Полный газ удерживается 65% круга.
* Самый длинный разгон: 11,2 сек.
* Газ не используется 9% круга.
* Невысокий уровень износа шин.
* Средняя степень износа тормозов.
* Количество боксов - 33
* Вместимость трибун: 53 000 сидячих мест, до 80 000 стоячих.
* Общая площадь комплекса 260 га.
* Вероятность появления машины безопасности: 10%.
* Ограничение скорости: 60 км/ч во время тренировок и квалификации, 100 км/ч во время гонки.
* Потеря времени на пит-лейн: 25,5 сек во время тренировок и квалификации, 15,3 сек. во время гонки.
* Победная стратегия прошлого года: 3 пит-стопа (на 4, 14 и 40 кругах)
1. Спутниковый снимок Сепанга (16 декабря 2009, JPEG, 4800*4800, 2,72 Мб). 2. Воздушная панорама трассы (вдали виден аэропорт). 3. Названия поворотов трассы.
История трассы.
Сепангом называется район штата Сенгалор в Малайзии. Благодаря своей близости к Куала-Лумпуру, здесь в 1990 году было запланировано строительство крупнейшего в Азии аэропорта, Kuala Lumpur International Airport (KLIA). Аэропорт должен был стать одним из важнейших объектов для форсированного экономического развития Малайзии, которое провозгласил тогдашний премьер-министр страны Махатхир Мохамад. Главной частью этого плана развития было привлечение инвестиций для развития производств, преимущественно инновационных; аэропорт, как и другая транспортная инфраструктура, был для этого необходим. Современнейший аэропорт строился 4 года, был открыт в 1998 году и с тех пор является одним из самых загруженных в Азии.
Одной из частей амбициозного плана Махатхира Мохамада было привлечение внимания к стране, гигантская международная реклама; как нельзя лучше в эту схему вписалась бы такая площадка, как "Формула-1", и Мохамад вынашивал идею проведения Гран-при. С 1995 правительство Малайзии при посредничестве нефтяной компании Petronas спонсировало команду "Заубер", а в 1997 году Мохамад посетил Гран-при Португалии в Эшториле. А поскольку в стране уже проводилось Мото Гран-при, гонки различных формул как местного, так и международного значения, было принято решение о постройке международной гоночной трассы (проект назывался "домом малазийского автоспорта"); наиболее удобным, безусловно, было построить ее рядом со строящимся аэропортом: транспортная инфраструктура была великолепной, недалеко были расположены промышленные и плотно заселенные районы, в т.ч. Куала-Лумпур, а сельскохозяйственное значение этих земель было небольшим. Заказ на подготовку проекта получило архитектурное бюро Тильке из Германии - для него это был первый столь крупный проект. Поскольку поддержка правительства обещала высокий уровень организации и впечатляющие выплаты, Мохамаду не составило труда договориться с Экклстоуном о проведении Гран-при. И вот, по мере после окончания строительства аэродрома, техника и рабочие компании WCT Engineering Berhad перебрасывались на пару километров восточнее и продолжали строить объекты и укладывать асфальт - но теперь уже для гоночной трассы.
Это был первый большой проект бюро Германа Тильке, а поскольку единственным требованием заказчика была возможность проводить на трассе две гонки одновременно, Тильке было где размахнуться и что воплотить. В качестве консультанта к проекту привлекался Михаэль Шумахер. Сепанг получил очень нетипичную схему: две главные прямые, разделенные медленной шпилькой, и окружающая их среднескоростная, извилистая конфигурация, с разными типами поворотов, перетекающими один в другой. Длина трассы составила 5,543 км, а ширина полотна была невообразимой до тех пор в "Формуле-1" - от 16 до 22 м (в последнем повороте она возрастает даже до 25 м). Трасса естественным образом делилась пополам, на две независимые, длиной 2,706 к (северная) и 2,609 км (южная); при этом каждая из двух прямых служила главной прямой. Автодром занял 260 га пальмовых плантаций; более 9 млн. кубометров земли были перемещены для создания огромного "стадиона", дающего хороший обзор со всех окраин трассы. На территории трассы было высажено более 5000 пальм; был проведен ландшафтный дизайн на площади в 600 акров. При строительстве применялся речной гравий, не имеющий острых углов, и особые виды битума, которые сделали асфальт трассы не абразивным, а гладким; поскольку в Малайзии нет снега и холодов, асфальт был сделан более мягким, чем на других трассах.
Была построена просто фантастическая инфраструктура. Вдоль обеих прямых построены двухъярусные трибуны, а в повороте между ними расположена трехъярусная башня с трибунами; вместимость этих трибун составляет около 32 тыс. человек (т.е. больше, чем, например, всех трибун Альберт-парка). Необычная форма крыши этих трибун повторяет форму лепестков гибискуса - национального символа Малайзии. Внутри этого комплекса, между трибунами, несколькими метрами выше уровня трассы, расположен мощеный двор, в котором располагаются палатки розничной торговли и проводятся развлекательные мероприятия. Позже, в 2000 году, рядом с первым поворотом и с поворотом KLIA были построены трибуны K и F, вмещающие еще 18,5 тыс. зрителей. На холмах, насыпанных вокруг трассы, были построены навесы, здания, и созданы условия для болельщиков, благодаря чему на этих холмах могут разместиться еще до 80 тыс. болельщиков. Здание боксов имеет 33 бокса по 190 кв.м., на втором этаже располагается VIP-зона, имеется отдельный центр управления гонкой с башней для хронометристов, режиссеров трансляции, стюардов гонки. Изначально на трассе было установлено 27 видеокамер, охватывающих все пространство трассы, и объединенных в общую видеосеть, управление которой было расположено в центре управления гонкой. Пресс-центр вмещает 600 журналистов; есть отдельный медицинский центр; 5 вертолетных площадок; огромные площади позади здания боксов (91 тыс. кв. м.) и рядом с задней прямой заасфальтированы и могут использоваться для размещения паддока, грузов и транспорта. При входе на трассу находятся гигантские паркинги; имеется большой открытый картодром, повторяющий рисунок трассы, трек для мотокросса и специальное здание ("Welcome Centre"), где находятся музей, рестораны, бары, выставки, розничная торговля, проводятся различные развлекательные мероприятия.
Работы на трассе начались 21 ноября 1997 года и продолжались 14 месяцев. Все основные объекты были готовы уже в ноябре 1998 года, но после отделочных работ трасса открыта 9 марта 1999 года лидером Малайзии Махатхиром Мохамадом. Общая стоимость постройки трассы составила около 120 млн. долларов. Первым крупным событием стал Мото Гран-при Малайзии, проведенный в апреле; "Формула-1" приехала на Сепанг только в октябре. Уровень трассы поразил всех участников Гран-при; пожалуй, таких масштабных проектов не было со времен Триполи. Восхищение выразилось в нескольких международных премиях и даже в том, что Сепанг, единственным из всех автодромов, получил право использовать бренд "Формула-1" в своем названии. Именно фурор, который произвел Сепанг в 1999 году, положил начало движению "Формулы-1" на восток, и проекты в Сахире, Шанхае, Стамбуле, Сингапуре, Абу-Даби, Йонаме и Нью-Дели стали продолжением "восточной сказки" в "Формуле-1".
Однако, у Сепанга вскоре начались проблемы. Экклстоун почти сразу начал требовать переноса Гран-при на вечер или проведения гонки ночью, чтобы повысить телеаудиторию в Европе. А администрация трассы уже со второго года проведения Гран-при столкнулась со снижением интереса со стороны зрителей, и категорически отказывалась от переноса, логично предполагая, что ночью с воскресенья на понедельник люди на гонку тем более не пойдут. Затем, уже через 4-5 лет после постройки, автодром начал ветшать - сказалась торопливость при строительстве. Сиденья на трибунах оказались слишком маленькими, причиняли неудобства зрителям и часто ломались; к середине 2000-х прохудилась огромная крыша главного комплекса трибун - она была сделана из мягкого кровельного материала мембранного типа (так, во время гонки 2009 г. можно было заметить под крышей зонты); стала течь крыша здания боксов (прямо в зону VIP), ломались ограждения, появились проблемы с электричеством и подземным водохранилищем. Между тем доходы неуклонно падали - гонки вызывали все меньше интереса у зрителей, плата за проведение Гран-при повышалась, а руководители Сепанга традиционно держали цены на билеты на рекордно низком для "Формулы-1" уровне. В 2003 г. ушел в отставку Махатхир Мохамад; он стал одним из советников компании Petronas и был полностью отстранен от власти, поэтому жалобы руководителей Сепанга и просьбы выделить достаточно значительные суммы на проведение ремонта автодрома, которые с середины 2000-х направлялись в правительство и прессу, планомерно игнорировались новым правительством. В условиях критического недостатка денег промоутеры Гран-при пытались привлечь зрителей другими способами - организацией выступлений артистов, лотереями и акциями; зарабатывали на проведении других мероприятий - различных фестивалей, промо-акций, праздников, концертов, соревнований по бегу и велоспорту - пользуясь величиной площадки, но не преуспели в этом: снижение посещаемости и доходов продолжается. Между тем износ объектов прогрессирует, и к сегодняшнему дню автодром требует уже не просто ремонта, а капитального, с перестройкой половины сооружений.
1. Трибуна "Башня" и Марк Вэббер во время тренировок в 2009 г. 2. График лучших кругов на Сепанге в 1999-2012 гг. 3. Разлом на крыше здания боксов.
Безопасность трассы.
Сепанг считается одним из самых безопасных автодромов; глубина зон безопасности здесь достигает 80 м, и практически никогда машины, вылетевшие с трассы, не достигают барьеров. Тем не менее на Сепанге погибли два гонщика. 7 апреля 2007 года, в субботу перед проведением Гран-при Малайзии, жительница Сингапура Чен Шу Ли, участвовала в картинговом турнире на картинговой трассе Сепанга. Мощный полноприводный карт в одном из поворотов перевернулся и врезался в барьер, 32-летняя женщина погибла. И 23 октября 2011 года, во время гонки MotoGP, итальянский гонщик Марко Симончелли потерял управление и упал под колеса мотоцикла Колина Эдвардса; шлем слетел, и многочисленные травмы головы, шеи и груди привели к смерти Марко, несмотря на профессиональные действия медиков. В сочетании со смертью за неделю до этого Дэна Уэлдона, гибель Симончелли вызвала широкий отклик у болельщиков.
Кубки.
В 2010 году Sepang International Circuit (SIC) заключил трехлетний договор с нью-йоркской ювелирной фирмой Tiffani & Co. на изготовление призовых кубков как для "Формулы-1", так и для "Мото Гран-при", и для гонок на выносливость. Эти кубки будут такими же, как и в 2011-12 годах: они изготавливаются вручную в течение примерно 8 месяцев, имеют вид классического кубка из чистого серебра; однако, в этом году на лицевой части кубка будет выгравирован рисунок главной трибуны. Цену кубков определить трудно, т.к. это произведение искусства; но в любом случае это самая дорогая награда за всю историю автоспорта в Малайзии.
Титульный спонсор.
Тутульным спонсором Гран-при Малайзии с 1999 года является государственная нефтегазовая компания Petronas - один из флагманов Малайзии в мировом автоспорте, спонсировавшая также команды Sauber, Mercedes в "Формуле-1", и присутствующая в ралли, мотогонках, гонках GT. Petronas традиционно имеет свой корпоративный сектор на главной трибуне, и предоставляет возможность увидеть гонку детям из бедных семей.
Изменения трассы в 2013 году.
Капитальный ремонт трассы вновь не был проведен в связи с недостатком финансов - 180 млн. ринггитов (около 45 млн. евро), которые должны были поступить от правительства, так и не были выделены. Поэтому в этом году была лишь удлинена стена пит-уолл. Временное здание для команд, Team Hospitality, построенное и сгоревшее в прошлом году, восстановлено.
Ссылки.
Официальный сайт:
http://www.sepangcircuit.com/
Гран-при Малайзии на сайте "Формулы-1":
http://www.formula1.com/races/in_detail/malaysia_865
FIA F1 Media Centre:
http://www.fia.com/championship/events/fia-formula-1-world-championship/2013/malaysian-grand-prix
Сепанг на Wikimapia:
http://wikimapia.org/#lat=2.7605177&lon=101.7329746&z=17&l=1&m=b
Сепанг на сайте Racing Circuit Database:
http://www.the-fastlane.co.uk/racingcircuits/
Сепанг на сайте Гвидо де Карли:
http://www.gdecarli.it/php/circuit.php?var1=645&var2=2
Титульный лист проекта трассы:
http://www.wct.com.my/CMS/Contents/116/Full/Sepang_F1_Circuit_Project_Brief.pdf
Подробное расписание уик-энда:
http://www.sepangcircuit.com/pdf/2012F1PMGP-activity-program.pdf
Фейсбук:
http://www.facebook.com/sepanginternationalcircuit?sk=wall
Твиттер:
http://twitter.com/#!/sepangcircuit
Лента новостей:
http://www.sepangcircuit.com/story/-news-archive
Лайв-тайминг:
http://www.formula1.com/live_timing/live_timing.html
