|
03.08.2015 17:37|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
В отдалённых планах у меня есть раскрыть тему классов, чемпионатов и серий, но там надо перелопатить много первоисточников, поэтому не знаю, когда займусь. Коль скоро даже друзья-историки, которые, в целом, понимают ситуацию, не принимают предложенную мной терминологию, потребуется ещё немало времени, пока широкий круг болельщиков начнёт разбираться.
Тут мы имеем дело со смешением разных явлений и понятий. Просто куча-мала. Раньше было одно, потом стало другое, названия и термины взаимно проникали из одних явлений в другие, и сейчас проще подогнать всё под один знаменатель, чтобы не париться. Поэтому историю и искажают, чтобы было проще с ней справляться. Не изучать её, а именно пользоваться ей. Чтобы с умным видом рассуждать о легендах прошлого.
Переход от чемпионатов на серии массово стал происходить в восьмидесятые - начале девяностых. Сначала были чемпионаты как традиционное официальное соревнование от уполномоченного органа. Автогонки - это не шахматы, тут не получится проводить чемпионат района, потом - города, провинции и только потом - страны. На чемпионат района города не найдётся нужного числа участников. Поэтому национальные автоклубы традиционно проводили чемпионаты в виде зачёта по проводимым гонкам. Никто не был в состоянии провести целый набор гонок. Это было дорого и сложно. Поэтому клубы или федерации давали разрешение на проведение гонок всем желающим, а потом смотрели, что за гонки прошли и по их результатам определяли лучшего гонщика своей страны. Так проводились все или почти все чемпионаты, включая наш любимый личный чемпионат мира, в упрощенной истории называемый задним числом "Формулой-1".
Вот уже в семидесятые или даже, возможно, шестидесятые, началась другая тенденция. Клубы или федерации стали проявлять интерес к многоэтапным соревнованиям, но не могли присвоить им статус национальных чемпионатов. Насколько я понимаю, такое было представление, что чемпионат - это официальное соревнование, организуемое уполномоченным органом. Не мог какой попало клуб организовать соревнование и назвать его чемпионатом своей страны. Не было у него такого права. А организовать хотелось. И как вот его назвать, коль сколько чемпионатом нельзя? Тогда и всплыло слово "серия". Серией стали называть многоэтапные турниры, которые нельзя было назвать чемпионатом.
То есть в какой-то момент существовали традиционные чемпионаты и турниры нового типа, именовавшиеся сериями. Причём, их от традиционных чемпионатов сразу отличала та или иная степень централизации. Вот, например, Тасманская серия. Это же не чемпионат, скажем, Океании, то есть не определение чемпиона своего региона. Это зимний для европейцев турнир как раз для них же, европейцев, чтобы не скучно было. Погоняться, заработать денег, но не определить чемпиона Австралии или Новой Зеландии. Или аргентинская серия "Темпорада". Тоже зимняя для Европы. Это не национальное первенство, а набор гонок "для фана" местных болельщиков и зарабатывания денег гостями. При этом вовсю существовали национальные чемпионаты разных стран по привычному "рецепту": организаторы проводят гонки, а клубы подсчитывают результаты и назначают чемпиона, то есть лучшего гонщика своей страны.
Небольшое отступление. Даже если в названии современной серии есть слово "чемпионат", то чемпионом чего становится её победитель? Является ли чемпионом мира чемпион "Мировой серии "Рено""? Является ли "чемпион" серии ДТМ 2014 года немец Марко Виттман чемпионом Германии по автогонкам? Нет, разумеется. Он - победитель замкнутого на себя турнира. Он не чемпион ни своей страны, ни Европы, ни мира. Он - победитель международной серии.
Когда я пытаюсь донести этот расклад до болельщиков, мои оппоненты обычно ничтоже сумняшеся заявляют: раз он победил, значит, он чемпион. В современном понимании - да. Но если расширить смысл, то понятия смешиваются, и их надо разделить.
Создавая фактически серию "Чемпионат мира "Формулы-1"", Балестр меньше всего думал о сближении самого престиженого чемпионата мира с разного рода самодеятельными турнирами, а получилось наоборот. Он сделал из открытого турнира по определению чемпиона мира, то есть лучшего в мире гонщика, закрытый междусобойчик по делёжке денег. Ну, делёжку ввёл уже Экклстоун, а централизация турнира привела к тому, что он перестал по сути отличаться чем-либо от "серий", которые их организаторы не могли назвать чемпионатами. То есть ФИА имеет право назвать свой турнир чемпионатом, но проводит его по той же схеме, что и "безродные" коммерческие серии.
По этой причине я считаю, что нынешние так называемые чемпионаты лучше чемпионатами не называть, а называть сериями, коль скоро они по сути сериями и являются, только им официально присваивается статус чемпионата. По сути, "чемпионат мира" "Формула-1" ничем не отличается от "Мировой серии". Но победитель первого называется чемпионом мира, хотя им не является, а второй - только "победитель серии".
Не знаю, насколько сложно получилось, но задавайте вопросы, будем разбираться. Когда я заранее говорю, что тема сложная, находятся те, кто обижаются. В частности, в своё время "наше всё" Алексей Попов обиделся и счёл, что я хочу его унизить. Типа я его дураком считаю. Не считаю, но действительно сложно вникнуть в суть, когда принято говорить только об обёртке. Давайте разбираться, спрашивайте.
История автоспорта (http://motorsporthistory.ru) и в "Твиттере" (https://twitter.com/KovalenkoTomsk)
|