Газета «Коммерсантъ» № 15 (973) от 03.02.1996
Когда сбываются мечты
Любители автоспорта давно мечтают увидеть за рулем автомобиля Formula-1 российского гонщика. Вполне возможно, что это произойдет уже в конце нынешнего сезона. В начале этой недели россиянин Алан Берков подписал контракт с командой Arrows, в котором оговорено, что в случае получения пилотом суперлицензии он выступит на одной из сентябрьских гонок чемпионата мира Formula-1 — в Эшториле (Португалия) или Монце (Италия).
Российским любителям автоспорта имя Алана Беркова ни о чем не говорит. Это и понятно, ведь в России автоспортом он никогда не занимался.
Родился Берков 20 ноября 1969 года в Черкесске. Впервые за руль отцовских "Жигулей" первой модели Алан сел, когда ему было всего 8 лет. Правда, рядом сидел отец, а для того чтобы мальчик видел дорогу, ему подкладывали подушку. С 13 лет Алан ездил на отцовской машине самостоятельно. Тогда же он увлекся мотоциклом — разъезжал по улицам Черкесска на "Восходе-3". Именно тогда, в детстве, как это обычно и бывает, у него появилась страсть к скорости, и Алан решил во что бы то ни стало стать автогонщиком. Этой своей мечте он оставался верен всегда, однако осуществить ее в России не смог. Возможно, живи он в городе с автоспортивными традициями, например в Тольятти или Ижевске, все было бы иначе.
Беркову помог случай. В 1993 году он поехал в Венгрию на Hungarian Grand Prix, этап чемпионата мира Formula-1. Там он познакомился с немецким экс-пилотом, гонявшимся в свое время на знаменитых "24 часах Ле Мана". Немец, поняв, что перед ним одержимый автогонками человек, посоветовал Беркову поступить в знаменитую школу Джима Расселла, расположенную в Англии на автодроме Donnigton-Park. Ее выпускниками были, между прочим, многие известные гонщики, в том числе и первый пилот Williams-Renault Дэймон Хилл. Берков прислушался к совету и поехал в Англию. Для того чтобы поступить в школу, нужна была самая малость — $8 000. Берков не задумываясь выложил эту сумму.
Учебный процесс занимает всего неделю. Первые три дня слушатели занимаются исключительно теорией, в четверг и пятницу — практические занятия, а в конце недели, как это бывает и на соревнованиях, — квалификационные заезды и гонка. Всем доехавшим до финиша выдается национальная лицензия "B". Россиянин сделал хет-трик — показал лучшее время в квалификации, лучшее время прохождения круга в гонке и выиграл саму гонку. Так Берков стал автогонщиком.
Менее чем за три года он прошел 5 ступеней иерархической лестницы автогонок: после национальной лицензии "B" получил национальную "А", международные "С", "В" и "А". Это значит, что Алан достаточно успешно выступал в таких соревнованиях, как Opel Junior, Ford, Opel, Formula-3. В прошлом году Берков выступал в британской Formula-3 за команду Z-Speed Racing, которая и выиграла чемпионат. Партнер Беркова по команде Мартин Байфорд занял в зачете пилотов первое место, а Берков, трижды заканчивавший гонку третьим, — шестое.
Если в нынешнем сезоне он получит суперлицензию, дающую право выступать в суперпрестижных соревнованиях вроде Formula-1 и Indycars, то наверняка войдет в Книгу рекордов Гиннеса, ведь за три года с нуля до Formula-1 никто еще не доходил. Для получения суперлицензии Беркову надо доехать до финиша в 5 гонках Formula-2 (так теперь называется Formula-3000) и набрать на болиде первой формулы 2 000 километров на тест-заездах.
И вот в начале нынешней недели Берков подписал контракт с командой Arrows, принадлежащей Джекки Оливеру. В соответствии с ним он будет выступать за Arrows в Formula-2, проведет 10 тест-заездов в болиде первой формулы этой команды, а также выступит в сентябре на одном Grand Prix королевских гонок — в Монце или Эшториле. Партнером Беркова по команде будет голландец Йос Ферстаппен, в сезоне 1994 года бывший партнером Михаэля Шумахера по Benetton.
Вообще-то Берков мог выступить в первой формуле уже в нынешнем сезоне. Правда, для этого он должен был бы найти спонсоров, готовых выкупить контрольный пакет акций команды стоимостью $5-6 млн. В этом случае Международная федерация автоспорта (FIA) в виде исключения выдает пилотам суперлицензию. Однако россиянин даже не стал заниматься поиском денег. Он справедливо считает, что к Formula-1 он не готов сам. Ведь если в Formula-2 мощность двигателя составляет 500 л. с., то в Formula-1 — уже 750 л. с. В первой формуле полуавтоматическая коробка передач, скорость переключается с помощью кнопок на руле, там же расположено и управление сцеплением, в то время как в Formula-2 пилоты переключают скорость обычным способом, с помощью рычага. А самое главное — Алан психологически не готов к Formula-1. Поэтому нынешний сезон он посвятит адаптации к новым скоростям и психологической подготовке.
Опыт Беркова подтверждает известный тезис, что для занятий автоспортом нужны немалые средства. По его подсчетам, за три года занятий автоспортом (одна гонка стоит около $3 000) он уже затратил около $750 000. Откуда такие средства? Приехав в 1991 году в Москву, Берков со своими товарищами стал заниматься бизнесом, в основном торгово-закупочным. Он утверждает, что его целью было заработать деньги и пробиться в "большие гонки". Однако уже в Formula-3 потребовались спонсоры. Его прошлогодние выступления за Z-Speed Racing спонсировал российский банк "Эффект-Кредит". Контракт Беркова с Arrows оценивается в $1,2 млн. На этот раз спонсорами стали крупные российские компании "Феррейн", "Забайкалзолото" и "Сибнефть", логотипы которых украсят автомобиль российского пилота.
Какие же цели ставит перед собой Берков? Он хочет быть пилотом первой формулы на протяжении 10 лет и один раз, всего один, стать чемпионом королевских гонок. Цель, конечно, фантастическая. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
ГРАНТ Ъ-КОСЯН
Газета «Коммерсантъ» № 68 (1026) от 20.04.1996
Formula-1 ждет Алана Беркова за поворотом
Ъ уже рассказывал о российском автогонщике Алане Беркове, который в нынешнем сезоне выступает в Великобритании в чемпионате Formula-2 (прежде Formula-3000). 5 апреля на автодроме "Олтон-парк" близ Манчестера состоялся первый этап чемпионата. Берков занял общее пятое место и набрал в зачете чемпионата пилотов 8 очков. В настоящее время россиянин ведет переговоры сразу с тремя командами — Tyrrell, Arrows и Jordan — о своем участии в британском этапе чемпионате Formula-1 в Сильверстоуне.
Наверное, есть смысл вкратце напомнить о пути Беркова в элитарный мир автогонок престижного класса. Будучи страстным любителем автоспорта, он в 1993 году поступил в знаменитую школу Джима Расселла, расположенную на автодроме "Доннингтон-парк" в Англии. (Ее выпускником является, между прочим, нынешний лидер чемпионата Formula-1 Деймон Хилл.) Успешно закончив школу, Берков получил национальную лицензию "B". Так он стал автогонщиком.
Менее чем за три года россиянин прошел пять ступеней иерархической лестницы автогонок — после национальной лицензии "B" получил национальную "А", международные "С", "В" и "А". Это значит, что Берков достаточно успешно выступал в таких соревнованиях, как Opel Junior, Ford, Opel и Formula-3. В прошлом году он выступал в британской Formula-3 за команду Z-Speed Racing, которая и выиграла чемпионат. Партнер Беркова по команде Мартин Байфорд занял в зачете пилотов первое место, а Берков, трижды заканчивавший гонку третьим, — шестое.
Если в нынешнем сезоне Алан Берков получит суперлицензию, дающую право выступать в суперпрестижных соревнованиях вроде Formula-1 и Indycars, то наверняка войдет в Книгу рекордов Гиннесса, ведь за три года от нуля до высшей ступени еще никто не поднимался. Для получения суперлицензии Беркову надо доехать до финиша в пяти гонках Formula-2 и набрать на болиде первой формулы 2 000 километров на тест-заездах.
Похоже, эти условия Берков сможет выполнить, причем уже в скором будущем. В январе нынешнего года Берков подписал контракт с командой Arrows. В соответствии с ним он должен был выступать за Arrows в Formula-2, провести 10 тест-заездов в болиде первой формулы этой команды, а также выступить в сентябре на одном Grand Prix королевских гонок — в Монце или Эшториле. Однако Arrows все же не выставил свою команду во второй формуле. Поэтому Берков гоняется в команде Fred Goddard racing, а все остальные условия контракта остаются в силе.
5 апреля в "Олтон-парке" прошла первая гонка британской Formula-2 из 11 запланированных. Берков финишировал пятым в общем зачете. В классе "B", к которому относятся машины старой конструкции, он занял первое место. Главное их отличие от новых автомобилей заключается в коробке передач. Дело в том, что на новых автомобилях сцепление, как и в Formula-1, используется только во время старта. А на той же машине, на которой выступал россиянин, сцеплением надо пользоваться и при переключении с более высокой передачи на более низкую. В результате теряется примерно секунда на круге. В автоспорте, как известно, это очень много.
Как рассказал Алан Берков корреспонденту Ъ, в новых для него соревнованиях он испытал совершенно новые ощущения. Formula-2 предлагает совсем другие скорости. Так, если в прошлом году Берков на той же трассе проехал круг длиной 2 650 метров за 1 мин. 0,3 сек., то на последней гонке ему на это потребовалось всего 53,02 сек. Причем на прямых участках трассы скорость машины достигала 280 км/ч.
После своего успеха в "Олтон-парке" Берков утвердился во мнении, что способен выступать и в королевских гонках. Ведь это была мечта его детства, именно поэтому он и начал занятия автоспортом. И он решил ускорить свой старт в Formula-1. По собственной инициативе он начал переговоры с представителями команд Tyrell, Jordan и все той же Arrows о том, чтобы 14 июля выступить в Сильверстоуне на 10-м этапе чемпионата Formula-1 — "Гран-при Великобритании". Представители Tyrell и Arrows за участие пилота в гонке просят $300 000. Более известный Jordan — на $50 000 больше. Наиболее далеко продвинулись переговоры российского пилота с Tyrrell. В начале мая Берков в Сильверстоуне проедет 250-300 км тестов. Если они пройдут успешно, то ему гарантировано место в кокпите. Правда, чтобы проехать те самые пару-тройку сотен километров, он должен заплатить еще $80 000.
Для участия в чемпионате Formula-2 Беркову необходимы $800 000. Эту сумму он уже практически нашел. В настоящее время спортсмена спонсируют известные российские компании "ЛУКойл" и "Забайкал-золото" и британская компания Ewitt Largo. После президентских выборов в России обещают выступить спонсорами фармацевтическая компания "Ферейн" и концерн "Сибнефть". Пока же Алан Берков готовится к очередной гонке в британской Formula-2, которая запланирована на 6 мая.
ГРАНТ Ъ-КОСЯН
Газета «Клаксон» от 20.11.1998
Алан Берков так и не стал пилотом "Формулы I"
Загадочное убийство российского гонщика.
Трагически завершилась в Ставрополе карьера, пожалуй, одного из самых загадочных российских гонщиков. Алан Берков был убит неизвестными преступниками на квартире своего знакомого.
ЕЩЕ несколько лет назад о пилоте Алане Беркове никто ничего толком не слышал. Интерес к его персоне возник после неоднократных заявлений о том, что вскоре он первым из российских гонщиков сядет за руль болида "Формулы I". Как теперь утверждается, настоящее имя и фамилия уроженца Карачаево-Черкесии Алана Беркова - Мухтар Байрамуков, и уже в 18-летнем возрасте он имел опыт "общения" с правоохранительными органами: якобы, был осужден за изнасилование. В "зоне" Мухтар обзавелся нужными связями и, выйдя на свободу, решил организовать собственное дело. Вскоре из Черкессии он перебирается в Москву, где, по некоторым сведениям, контролирует бизнес предпринимателей-земляков. Имеются предположения, что именно их деньги позволили Байрамукову начать карьеру гонщика в Англии.
Проучившись всего неделю в знаменитой школе пилотов Джима Рассела, он получает лицензию "В" и активно стартует во всевозможных британских чемпионатах. Поначалу гоночная фортуна повернулась к нему лицом. Он даже сумел завоевать шестое место в английском первенстве "Формулы З", где выступал за команду "Z Speed Racing" на автомобиле "Dallara F-394 Vauxhall". В 1996 г. он планировал принять участие в чемпионате "Ф-2" (бывшая "Формула 3000"). Был уже подписан предварительный контракт, по которому Алан смог бы за рулем "Arrows" стартовать в итальянской Монце или португальском Эшториле. Но, видимо, денег перестало хватать, так как участие в престижных гонках Берков оплачивал сам и за три года, по некоторым оценкам, затратил на эти цели три четверти миллиона долларов.
На этом спортивная карьера Алана закончилась. Теперь уже навсегда.