Ну, я делал, делал... и наконец доделал!
Свои результаты прислали 8 гонщиков:
Пилот | Результат |
thf | 2:29.40 |
Appeks | 2:30.62 |
Alex1337 | 2:32.92 |
Esminetz | 2:32.99 |
AndY | 2:35.60 |
Osiris | 2:35.92 |
Mechanic | 2:36.88 |
Shizgarik | 2:41.45 |
Пилотов, из-за большой разницы в результатах, пришлось разбить на несколько групп.
Итак, сначала фокусируем свое внимание на Shizgarik'e (синяя линия), в качестве оппонентов выступают ближайшие (хотя все равно далекие) соперники Osiris (зеленая линия) и Mechanic (красная линия). Линии достаточно точно показывают нам траектории прохождения трассы; блеклые, выцветшие участки - это использование тормоза. В верхнем правом углу имеется табличка с расчетом основных показателей; нас пока больше всего интересует синий столбик, показывающий работу педали газа, и красный, соответственно, отвечающий за тормоз.
Маленький комментарий: честно говоря, проще сказать, в каком повороте Гарик не ошибся. Излишне ранние торможения, догазовывание перед поворотом, многочисленные промахи мимо апексов, и в результате даже скорость на прямых на 8-10, а где и на 30 км/ч ниже, чем у топ-пилотов. Мы еще увидим это чуть ниже.
В следующую лигу я включил Osiris'a (синяя линия), Mechanic'a (зеленя линия) и AndY (красная линия).
У каждого небезгрешный пилотаж, у каждого были ошибки. После прямых пилоты Marussia использовали очень позднее торможение, которое отрицательно сказывалось как на скорости на апексе, так и на последующем разгоне. Вадим намного качественнее использовал и тормоз, и газ, и в ряде случаев выбирал лучшую траекторию, но допустил пару ошибок - перетормозил в первом повороте, допустил занос на выходе из шпильки, выравнивался на апексе 20 поворота.
Третий этаж: Alex1337 (синий), Esminetz (зеленый) и Appeks (красный).
Определенно, я был самым медленным здесь. Я слишком широко вышел из первого поворота, и расплачивался за это до самого выхода на мост; Алекс едва не вылетел в 13 повороте; но мы оба относительно прилично выдерживали траекторию, не ошибались в остальных поворотах, у каждого имеются свои ноу-хау: я лучше прошел 8 поворот, соригинальничал в шпильке, был быстрее в 15, 21 и 26 поворотах, а Алекс очень хорошо прошел скоростные 5 и 7 повороты, просто великолепно - шикану Т11/Т12, был быстрее в связке Т19-Т20, и очень быстр в поворотах Т22-Т23. Чувствуется влияние старшего напарника.
И, наконец, лидеры: thf (синий) и Appeks (красный).
Ну что сказать, они на голову выше всех остальных. Трейлбрейкинг Паши никому больше не по силам; вы можете видеть, как он дозирует тормоз, иногда приотпуская его, на жестких торможениях. Ваня выигрывал у него в некоторых поворотах: чуть лучше прошел 7 поворот, выиграл в шикане, в Т19 и Т26, но и Паша, несмотря на безоговорочное лидерство по ходу всего круга, оказался небезгрешным: слишком быстрый вход в Т25 заставил его тормозить в Т26, промахнуться в повороте и терять в разгоне до самой шиканы.
"Если ты за пару метров до этого убрал ногу с газа, то все получается гораздо красивее и чище,
но на телеметрии они увидят, что ты наложил в штаны." Г. Бергер.
Вторая, более подробная часть анализа - это анализ телеметрии. Я взял самый простой показатель, основу основ, график скорости.
Это - скорость. Она медленно растет на прямых и круто снижается на торможениях. Цифры слева, он 68 до 208 - это километры в час. В начале графика вы видите небольшой отрезок стартовой прямой, от финишной черты до первого поворота. Белая линия выше всех - значит, самая высокая скорость здесь была у thf. Сиреневая линия, наоборот, самая низкая, это Osiris, и на этой прямой он шел примерно на 5-6 км/ч медленнее, чем thf. | Затем - резкое снижение всех линий вниз, к T1. Это - торможение в первом повороте, в среднем со 200 км/ч до 90 км/ч. Тут и начинается самое интересное: казалось бы, линии устремились вниз почти синхронно, но все=таки видно, что синяя и красная линия сделали это чуть дальше, чем все остальные. Mechanic и AndY затормозили намного позже. Проследив за их линиями дальше, мы видим, что они сбросили скорость намного больше, чем все остальные, AndY до 80 км/ч, а Mеchanic аж до 72. И если AndY после этого еще успел нажать на газ и начать разгон из первого поворота почти одновременно со всеми, то Mechanic на разгоне оказался одним из самых медленных.Какие еще пилоты выбились из общего строя? Osiris (сиреневая линия) очень рано затормозил и, соответственно, раньше других замедлился. Затем он попробовал нажать газ, но понял, что делать это слишком рано, поиграл газом и втопил только чуть позже, одновременно со всеми. Меньше других в повороте замедлился Esminetz, но это сыграло с ним злую шутку: мы видим, что на разгоне желтая линия внезапно отклоняется от стремительного движения вверх и приближается к отставшим Mechanik'y и Shizgarik'у. Это занос и сброс газа. | Естественно, я не смогу расписать весь график полностью - каждый пиксел здесь что-то да означает. Поэтому остановлюсь только на самых интересных моментах, но каждый может проследить за своей линией и определить, в каких поворотах он был медленнее других пилотов (линия была ниже), а в каких - быстрее; если будет непонятно, что на это повлияло, я с удовольствием разберу каждый момент. | Обратите внимание, что если скорости на выходе из первого поворота у нас были, в общем, примерно равными, и даже шикана на это не очень повлияла (хотя Esminetz и Shizgarik в ней довольно-таки много потеряли - похоже, только они двое сбрасывали газ, - а thf, напротив, порядочно выиграл), то после 5 и особенно после 7 поворота скорости уже значительно различаются - на 8-12 км/ч. Это сказывается разница в прохождении скоростных поворотов: казалось бы, они все проходятся в пол, и времени терять никто не должен, но здесь имеет значение малейшее проскальзывание колес, малейшее перераспределение веса. Osiris прошел 5 поворот намного медленнее остальных, в результате чего терял время по отношению к остальным до самой шпильки. | Очевидно, что самое эффективное торможение на протяжении всего круга было у thf, а самое неэффективное - у Esmintz'а. В шпильке Esminetz затормозил достаточно поздно, но это позволило раньше начать разгон, хотя вряд ли это принесло желаемый эффект. Раннее торможение Alex'a1337 в сочетании с ранним разгоном также не принесло выигрыша, он вынужден был сбрасывать газ. | На прямой отмечены специальными указателями две зазубрины, обозначающие потерю скорости при переключении передач автоматической и ручной КПП. По сравнению с ручной КПП, которая почти не влияет на кривую скорости, автоматическая заставляет мгновенно терять до 2 км/ч, зачастую уступив тем самым двум-трем соперникам!
Самое интересное, конечно, шикана. Разброс скоростей при ее прохождении очень большой и достигает 20-30 км/ч! | | В повороте Т21, при выходе на мост, некоторые пилоты сбрасывали газ, и по графику вы можете увидеть, как много они на этом проиграли. Забавно выглядит также попытка Esmintz'а пройти Т22 без торможения; это повлияло на разгон, и до самого Т25 он проигрывал в скорости. | |
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz