Главные потери в календаре «Формулы-1» за 25 лет. А1-Ринг, Имола, Эшторил
В последние годы Берни Экклстоун проводит активную ротацию этапов в календаре «Формулы-1», в результате чего многие отличные автодромы лишились права принимать Гран-при. Sports.ru начинает серию материалов о трассах, оставивших яркий след в королевских автогонках, рассказом о скоростном «А1-Ринге», опасной Имоле и увлекательном «Эшториле».
A1-Ринг (Остеррайхринг)
Имола (Автодром Энцо и Дино Феррари)
Эшторил
Автодром «Эшторил», построенный на горном плато неподалеку от Лиссабона в 1972 году, не сразу вступил в эксплуатацию – виной тому стал нефтяной кризис 1973 года. В 1974 году в Португалии вообще произошла революция, так что первые соревнования прошли на «Эшториле» лишь в 1975 году, когда туда приехал этап «Формулы-2». Приняв у себя еще парочку гонок, «Эшторил» оставался без дела до 1980 года, пока главой автомобильной федерации Португалии не стал Сезар Торрес. Тот видел в автодроме вариант по привлечению туристов, и начал масштабную компанию по организации Гран-при «Формулы-1». Для начала трасса приняла у себя спецучасток Ралли Португалии, а в 1984 году автодром получил право провести Гран-при Португалии – место в календаре досталось «Эшторилу» из-за отмены Гран-при ЮАР.
За те 13 лет, что «Эшторил» принимал у себя Гран-при «Формулы-1», зрители неоднократно становились свидетелями захватывающих гонок. Именно здесь первую победу в карьере одержал Айртон Сенна. Здесь в 1987 году неожиданно долго лидировал Герхард Бергер на «Феррари», однако Ален Прост стремительно сокращал отрыв, и за два круга до финиша сумел сломить сопротивление оппонента. Победа стала для Проста 28-й в карьере, позволила побить рекорд Джеки Стюарта по количеству выигранных гонок. В 1989 году зрители стали свидетелями еще одного эпического Гран-при, в котором Найджел Мэнселл проигнорировал черные флаги и врезался в претендента на звание чемпиона мира – Айртона Сенну. Воспользовался ситуацией все тот же Бергер, сумевший завоевать победу, а Мэнселл был отстранен от участия в следующем Гран-при – в Хересе. 1993 год подарил болельщикам незабываемую концовку Гран-при, в которой Михаэль Шумахер опередил Алена Проста на финишной прямой на какие-то доли секунды.
Гран-при Португалии пользовался популярностью не только и пилотов, но и у зрителей. Гонка на «Эшториле» как правило, стояла одной из последних в календаре, и болельщики с удовольствием совмещали поездку на Гран-при с возможностью насладиться португальским морем. Однако из-за близости океана возникали и некоторые проблемы, связанные с дождливой погодой и сильным морским ветром.
История «Эшторила» в «Формуле-1» закончилась столь же стремительно, как и гонки, проходившие на этой великолепной трассе. Проблемой стало отношение местных властей к организационному процессу и различным требованиям ФИА – будь то рекомендации по улучшению мер безопасности на трассе, или же модернизация объектов инфраструктуры. ФИА снова и снова просила выполнить необходимые работы, однако ничего так и не было сделано. В результате в 1997 году гонка была отменена. Министр экономики Португалии сразу же анонсировал, что правительство готово выделить 6 миллионов долларов на выполнение всех необходимых работ и что Гран-при Португалии состоится, но он ошибся. Зимой от рака скончался вдохновитель национального Гран-при Торрес, и автомобильная федерация Португалии потеряла политическое влияние в ФИА.
В интересах ускорения работ правительство выкупило контрольный пакет акций компании, которой принадлежал автодром, и начало работу. «Эшторил» стоял в календаре чемпионата мира на 1998 год, но в итоге был отменен, когда стало ясно, что необходимые работы не будут сделаны вовремя. В итоге перестройка затянулась на 10 лет – лишь в феврале 2000 года ФИА восстановила лицензию «Эшторила» на право проведения Гран-при «Формулы-1». Сейчас на автодроме проводятся гонки младших формульных серий, а также этап MotoGP.
Яркий момент: первый же Гран-при Португалии, состоявшийся в 1984 году, подарил зрителям невероятное зрелище. Напарники по «Макларену» Ники Лауда и Ален Прост прибыли на «Эшторил» для того, чтобы решить судьбу чемпионского титула. В результате эпического противостояния Прост, отстававший от соперника в чемпионате, сумел выиграть гонку, однако Лауде удалось финишировать на втором месте и сохранить отрыв в пол очка от оппонента по итогам чемпионата. Таким образом, Лауда стал чемпионом с наименьшим отрывом от второго места за всю историю «Формулы-1».
Вероятность возвращения в календарь: небольшая. Как уже говорилось, на «Эшториле» с успехом гоняются младшие формульные серии и мотогонщики, но современная финансовая ситуация, сложившаяся в Европе, а также вектор развития «Формулы-1» в сторону Азии сводят шансы Португалии на возвращение Гран-при к минимуму. Единственный вариант – вмешательство правительства, внесение необходимой суммы и шанс заменить в календаре другой европейский этап, испытывающий финансовые проблемы. Однако сомнительно, что возвращение «Эшторила» может состояться в ближайшем будущем.
Фото: circuito-estoril.pt
Чемпион FF 2010 IC and FF 2011 IC....... F-1 Team Чемпионы FF 2007 и 2011 годов