Полное интервью Оксаны Косаченко о контракте Виталия и Роберта, о жизни Виталия между ГП, его спонсорах и рекламных контрактах, об команде Лотс-Рено, о взаимоотношениях внутри команды , между руководством и гонщиками, о Лопесе и Фоменко и какой водитель Виталя.
Оксана Косаченко:"Надо понять, что нам готов предложить "Лотус Рено"
Менеджер российского пилота «Лотус Рено» Виталия Петрова Оксана Косаченко в интервью «Спорт-Экспрессу» сказала, что ее подопечный не падает духом из-за последних неудач и выразила уверенность, что черно-золотые вернутся нас вой уровень после летних каникул.
- Две гонки подряд Петров не может пробиться в десятку сильнейших. Тенденция?
- Да, эти этапы действительно сложились для Виталия и в целом для "Лотус Рено" не слишком удачно. Но команда уже нашла объяснение - как тому, почему не столь удачными получаются в последнее время старты (а это тот компонент, которым Петров всегда был славен), так и тому, почему упала скорость автомобиля. Раз ошибка найдена - она должна быть искорена. Во всяком случае, все на это надеются.
- То, о чем вы говорите, как-то связано с последними изменениями в регламенте, касающимися ограничений на работу так называемых выдувных диффузоров?
- Нет, скорее это связано с тем, что у команды возникли трудности с применением в гонках собственных новых разработок. В начале сезона команда представила интересные инновационные разработки, но затем процесс развития автомобиля несколько притормозился. Тогда как соперники по ходу чемпионата смогли добиться даже большего прогресса. "Лотус Рено" потребовалось время, чтобы проанализировать ситуацию и понять, что же все-таки пошло не так и почему некоторые разработки не дают эффекта.
- Вы говорите, что команда нашла причину неудач. Можно ли в таком случае рассчитывать на то, что уже к этапам в Германии и Венгрии в конце июля положение изменится?
- Я не технический специалист, но предполагаю, что это слишком короткий срок. Рассчитываю, что на прежний уровень команда выйдет после августовских каникул.
- Изменились ли цели на сезон? Команда впервые с начала чемпионата пропустила вперед соперников из "Мерседеса", опустившись на пятую строчку в Кубке конструкторов. Рассчитывает ли "Лотус Рено" вернуться на четвертое место?
- Да, безусловно. Главная задача - продолжать борьбу с гонщиками "Мерседеса".
- Что сам Петров думает по поводу последних неудач?
- Он, конечно, разочарован. Обидно не набирать очки, особенно если ты чувствуешь в себе потенциал. Жаль, что в настоящий момент развитие машины несколько отстает от развития пилота. Но мы уверены, что очень скоро все наладится и команда в последней части сезона вернет себе ту форму, в которой была на старте сезона.
- Существует мнение, что в этом году "Лотус Рено" просто не хватает лидера, каким в прошлом был Роберт Кубица. Ник Хайдфельд не обладает для этого необходимыми качествами, а Петрову пока недостает опыта.
- Конечно, Виталию достаточно сложно всего на второй год выступлений в "Формуле-1" стать лидером команды. Быть полноценным первым номером. Он старается, понимает, что должен к этому стремиться - хотя бы потому, что у него двухлетний контракт с "Лотус Рено", а Ник вышел на замену. Естественно, команда больше прислушивается сейчас к мнению Виталия, но насколько он готов сейчас быть полноценным лидером? С менее чем двухлетним опытом - это вряд ли реально.
- В этом году было немало и стратегических просчетов. Позади первая половина сезона - насколько сам Виталий и команда довольны работой нового гоночного инженера Айо Комацу?
- Дело не в одном человеке. Стратегия и на квалификацию, и на гонку определяется на собрании всего инженерного состава и гонщиков - они вместе выбирают тот вариант, который им кажется оптимальным. Но, собственно, гоночные условия, поведение соперников, изменения погоды - все это вынуждает вносить определенные корректировки. На мой взгляд, команде и инженерной бригаде пока не хватает слаженности в работе, чтобы можно было более оперативно принимать решения непосредственно по ходу заезда.
- Петров отправляется сейчас в Россию на гоночный фестиваль в Сочи…
- Говорят, что дома и стены помогают. Будем рассчитывать, что и ему самому после визита в Россию станет полегче психологически. В то же время хочу подчеркнуть, что Петров и сейчас не падает духом. Как и прежде, напряженно работает с командой. Он уверен в возможностях "Лотус Рено", по-прежнему доверяет своему инженеру и ждет, что тот вместе с остальными сотрудниками команды сделает все возможное и невозможное, чтобы вернуть "Лотус Рено" на те позиции, которые команда занимала в начале сезона.
- Насколько для Виталия интересна "Формула Сочи"?
- Это мероприятие проводится для продвижения идеи проведения "Гран-при России" в Сочи. Именно поэтому, когда встал вопрос, куда ехать - в Москву или в Сочи, мы сделали выбор в пользу Краснодарского края. Команда однозначно выступила за этот вариант, и Виталий его поддержал. Здесь в 2014 году Виталий планирует стартовать в первых рядах.
- Вы уже задумывались о следующем сезоне Виталия в "Формуле-1"? Да, у Петрова контракт на два года, но в спорте все быстро меняется. Есть ли какие-то беспокойства по этому поводу?
- Прежде всего, контракт действительно подписан на два года. Не стану скрывать: если бы Виталий сейчас лидировал в личном зачете, то мы вели бы уже переговоры с топовыми командами и пытались бы выйти из ситуации. Но в любом случае стоит сказать, что авария Роберта Кубицы и его длительное отсутствие несколько отодвинули команду назад. Поэтому ей не удается технически выглядеть настолько хорошо, насколько она могла бы. На сегодня я абсолютно спокойна в плане будущего Виталия. У него есть действующий контракт на 2012 год. Сейчас стоит вопрос о том, что нам готова предложить команда на следующий сезон. Мы еще не знаем, кто станет напарником Виталия: иметь сильного партнера, как Роберт, или выступать вместе с молодым спортсменом, что тоже вполне возможно и реально, – две совершенно разные ситуации. После февральских событий с Робертом Виталий оказался лидером команды. Для него это имело дополнительные психологические последствия. К тому же мы не знаем, какую машину предоставит команда, будет ли этот болид способствовать тому, чтобы пилот уровня Виталия Петрова остался в команде.
- Переговоры с другими командами велись?
- Ведутся. Да, у нас есть действующий контракт, но жизнь не закончится на 2013 году, когда контракт завершится. Так что переговоры касаются исключительно этого времени.
- С командами какого уровня ведутся переговоры? Речь идет о четверке, которая находится выше "Лотус Рено"? "Ред Булл", "Макларен", "Феррари" и "Мерседес"?
- Я бы говорила о большой пятерке.
- Решается ли как-то вопрос о привлечении новых спонсоров?
- Да, есть несколько компаний, сегодня уже прилетели в Москву представители "Лотус Рено", чтобы поучаствовать в переговорах. Я прекрасно оцениваю потенциал российского рынка, но на сегодняшний день у Виталия достаточно рекламных контрактов. Невозможно получать новых российских партнеров под давлением премьер-министра. Хотя я хотела бы поблагодарить Владимира Путина, который высоко оценивает результаты и вклад Петрова. К тому же премьер-министр был одним из инициаторов "Гран-при России".
- Как обстоит ситуация с рекламными контрактами?- Отдохнуть во время практически месячной паузы между Венгрией и Бельгией Виталию удастся?
- У него будет только 8 свободных дней, когда и так всем запрещают работать. Это время он предположительно проведет в Выборге.
-
Можно ли сказать, что на "Гран-при России" точно будет представитель нашей страны?
- Надеюсь, что он будет не один, а несколько. К тому же необходимо иметь россиян во всех гонках поддержки, лоббировать присутствие национальной серии в рамках российского этапа "Формулы-1".
- Виталий ранее говорил, что по контракту он не получает зарплату в "Лотус Рено". Будет ли что-то меняться в этой связи?
- Да, оклада у него нет. Переговоры о том, чтобы его наконец оценили и выплачивали деньги, ведутся. Возможно, изменения произойдут.
- Речь идет о зиме, межсезонье?
- Да, по контракту мы не можем менять контракт посередине сезона.
- Что Виталий говорит о неудачных выступлениях после хороших результатов на старте?
- Все видели, что команда стартовала в чемпионате с уникальными наработками, прежде всего в области аэродинамики. Дальше конкуренты тоже подсуетились. Теперь с третьей-четвертой гонки чемпионата очень быстро поехал "Мерседес", а это основной конкурент "Лотус Рено". Уверена, что команда сделает шаг вперед, все активно работают над динамикой, идет постоянное общение с пилотами. Мы ожидаем действительно глобальных улучшений поведения машины на трассу, начиная с "Гран-при Бельгии". Команда занимается разработками, но чем именно, я, безусловно, сказать вам не могу.
- Вы во время пресс-конференции намекнули, что Петров может инициировать сотрудничество с "Лукойлом".
- Да, мы вели переговоры с этой компанией еще до прихода Петрова в "Лотус Рено". Однако команда не может позволить себе привлечь второго спонсора из нефтяной сферы бизнеса. Так как у "Лотус Рено" есть давний партнер, который занимается в этой же сфере.
- Вы почувствовали, как меняется отношение к русским за последние два года? Приход Петрова в "Лотус Рено", российская команда "Маруся Верджин", Николай Фоменко часто появляется в паддоках - все это как-то влияет на представителей мира "Королевских гонок"?
- Помимо Петрова и Фоменко в паддоках очень много российских журналистов, причем их количество постоянно растет. Это очень приятно. Мы рассчитываем, что этот процесс не завершится. К сожалению, порой из-за проблем с визой корреспонденты просто не могут выехать на "Гран-при". По схожей причине Виталий едва не пропустил гонку в Сильверстоуне. Отношение действительно меняется. Наши ребята, и журналисты в том числе, работают профессионально, живут в этом мире. Даже отношение к Виталию меняется. Когда мы только подписали контракт, тогда команда называлась еще "Рено", было много скепсиса. Мол, российский гонщик выступает на государственные деньги. Все прекрасно теперь видят, что за 10 лет в автоспорте Петров смог достигнуть определенного уровня. На сегодняшний день Виталий – единственный пилот, который готов к выступлениям в "Формуле-1", к сожалению. Когда Петров стал лидером команды, инженеры "Лотус Рено" все больше и больше прислушиваются к его мнению. Он и сам больше времени стал проводить в команде, находится в постоянном контакте с механиками. Сейчас Виталий живет в Оксфорде и каждый день с 8 до 17 находится в команде. Что касается Фоменко, то буквально на "Гран-при Великобритании", пробегая мимо наших боксов, крикнул: "Ура, у нас готовы новые детали". Я действительно считаю, что должна уже появиться в "Формуле-1" российская команда. Считаю, что у Николая и "Маруся Верджин" есть все шансы стать базовой российской командой. Может быть, пока он в хвосте пелотона, но это только начало. Они только начинают разработки, сейчас их команда уже думает о 2012 годе. Надеюсь, что в следующем сезоне на базе "Маруся Верджин" можно будет увеличить российское представительство в "Больших призах". Возможно, начать с резервного пилота, тестового, просто привозить российских гонщиков на этапы чемпионата. Это сложно сделать с "Лотус Рено", все-таки, если говорить честно, эта команда совершенно другого уровня. Отношение к команде "Маруся Верджин" сразу поменялось. Недавно был заключен контракт с "Маклареном", все больше россиян присутствует в команде, и они профессионально работают. Именно они подготовили "Формулу Сочи".
-
Какой результат Петрова будет признан удовлетворительным по итогам чемпионата?
- Для пилота удовлетворительный результат – победа в чемпионате. Но мы все понимаем, что до победы Петрова в личном зачете пока далеко. Для меня было бы достаточно места в десятке.
- Насколько вероятно попадание Петрова на подиум до конца чемпионата?
- Практически нереально.
- Что говорят в команде? Насколько они довольны результатами Петрова?
- У команды у самой есть некоторые просчеты, она сама не может спрашивать с пилота на все 100 процентов. Нет смысла предъявлять Петрову претензии, пока нет абсолютно идеального автомобиля. С другой стороны, профессиональный гонщик должен уметь управлять болидом в любом техническом состоянии. Таким был Кубица, он досконально знал, что и как делается. Виталий только учится, хотя он уже не новичок, для него очень многие трассы уже знакомы. А в прошлом году многие этапы проходили с чистого листа. Команда сейчас больше требований предъявляет Виталию, но мы надеемся, что они адекватно будут оценивать его результаты. Главное, что после каждого финиша, тренировочных заездов, тестов идет детальный разбор и анализ.
- Известно, что Жерар Лопес, владелец "Лотус Рено", бизнесмен, какие у него планы относительно команды?
- Как бизнесмен Лопес рассматривает команду как инвестиционный проект. Для него это интересно. Но и все его начинания поддерживаются эмоциями, он большой любитель автоспорта, сам гоняет, выступает в соревнованиях. На сегодняшний день у него есть большие планы, ведутся переговоры с глобальными инвесторами. Естественно, это будут партнеры и спонсоры. Появление российских компаний тоже абсолютно логично, ведь они партнеры наших спонсоров.
- Как обстоит ситуация с Кубицей? Сообщалось, что он может вернуться к "Гран-при Бразилии". Кто в таком случае из пары Хайдфельд – Петров останется вне соревнований?
- Прежде всего нужно сказать, что контракт у Петрова заключен на жестких условиях. Как обстоит ситуация у Хайдфельда, я не знаю. Предполагаю, что говорить о Роберте нужно в первую очередь с командой Кубицы. Да, они рассчитывают, что Роберт сможет посетить гонку и Интерлагосе, может даже и участвовать. Желаю ему скорейшего выздоровления. Роберт хороший гонщик и просто отличный парень.
- Что значит контракт на жестких условиях?
- Виталий – призовой пилот "Лотус Рено" на 2011 и 2012 год.
- В начале сезона пилоты команды говорили о желании догнать и обойти "Феррари". Учитывая промежуточные результаты, теперь цель команды – "Мерседес"?
- Планы команды были опередить именно "Мерседес".
- Доводилось ли вам ездить в гражданской машине с Виталием? На обычных дорогах он спокойный водитель или лихач?
- Я езжу с ним на машине каждый день, но сама сижу за рулем. С удовольствием ездит на пассажирском месте. Правда, на этапах по контрактным обязательствам водит он. Виталий не лихачит, но порой показывает свое умение и на обычных дорогах, но только там, где это можно сделать. Он очень спокойный водитель.
- Появились ли у Виталия друзья среди гонщиков?
- Самый близкий – Камуи Кобаяси. Мы проводили вместе с ним много времени. Но есть и такие люди, с которыми вместе выступали в других гоночных сериях: Пол Ди Реста, Жером Д'Амброзио, Тимо Глок, Роман Грожан, Лукас Ди Грасси. Сейчас Виталий сблизился с Бруно Сенной, часто ходят вдвоем на различные мероприятия, посещают кино, смотрели фильм об Айртоне Сенне.
- Как Виталий отзывается о техническом состоянии болида? Он выжимает максимум из него или на этой машине можно показывать более высокие результаты?
- Из имеющейся машины он выжимает максимум, хотя потенциал у болида есть, но нужны доработки.
- Что на это отвечает руководство?
- Дорабатывает.