|
16.11.2020 08:17|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
МАТЬЯЧЧИ И АЛОНЗО - ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ
Марк Хьюз, 03.12.2014 г., сайт журнала "МоторШпорт"
Есть очевидные параллели между сезоном "Феррари" 2014-го года и сезоном 1991-го года. В обоих случаях босс команды ушёл в середине года и был заменён человеком, который затем решил не продолжать работу с, возможно, самым ценным активом команды, гонщиком-суперзвездой. Ещё более странно, что новый босс исчезает в течение нескольких недель после потери первого пилота, заменённый ещё более новым боссом.
В 91-м году босс команды Чезаре Фьорио и Ален Прост откровенно враждовали - это был результат того, что последний в 90-м году высказывался в том духе, что "Феррари" и не заслуживает победы в чемпионате после того, как Фьорио отказался применять командную тактику, чтобы помочь Просту. В 91-м борьба за чемпионат уже не являлась яблоком раздора - "Феррари 643" была машиной, на которой даже Прост не мог побеждать в гонках, не говоря уже о претензиях на титул. Фьорио был уволен в середине сезона, его заменил Марко Пиччинини, руководивший командой, когда Прост был уволен, якобы за то, что осмелился критиковать машину. Через несколько недель после этого Пиччинини ушёл – его заменил Лука ди Монтедземело. Параллели с 2014-м годом поражают, не так ли?
Через 23 года всё повторяется. Просто замените "Ф14Т" на "643", ди Монтедземело – на Фьорио, Фернандо Алонзо - на Проста, Марко Матьяччи - на Пиччинини, а Маурицио Арривабене - на ди Монтедземело! Очевидно, что в Маранелло всё работает очень специфическим образом, независимо от персоналий. Динамика итальянской корпоративной политики остается неизменной, и давление на команду огромно, как в Италии, так и со стороны властей Формулы 1. Больше, чем любая другая команда, Феррари страдает от отсутствия результатов. Имя слишком легендарно, чтобы всё происходило нормально.
Но в 2014-м году возник дополнительный прессинг: размещение акций "Фиат-Крайслер Групп" на Нью-Йоркской фондовой бирже. "Феррари" - это бренд-икона корпорации, а Ф1 - главная витрина магазина "Феррари". Это было неудачное, очень неудачное время для плохих результатов, которые потенциально могли стоить миллиарды. Если бы команда соревновалась хотя бы на том же уровне, что и в любом сезоне, начиная с 2008 года, – соревноваться и выигрывать гонки, даже если титул чемпиона мира был недосягаем,- команда, вероятно, выдержала бы такой уровень давления. Но "Ф14Т" была слишком далеко позади, поэтому элементы конструкции начали прогибаться.
Как и в 91-м, инструментом такого давления стало руководство материнской компании "Фиат", заменившее Джанни Аньелли на Серджо Маркьонне. В такой горючей смеси один из величайших гонщиков мира пытался выстроить работу так, как ему было нужно, чтобы получить необходимую ему в гонках искру, мотивацию. Алонзо, как и Прост, видел, что лучшие времена его карьеры были потрачены впустую из-за плохих управленческих решений, и вполне объяснимо, что он чувствовал себя разочарованным и бессильным. Алонзо, как и Прост, реагировал, указывая, как всё было запущено.
Руководство "Феррари" в 2014-м году – так же, как и в 1991-м, - не могло и не обязано было терпеть такую угрозу своему авторитету, в то время как они сами находились под пристальным вниманием. Кроме того, сам уровень гонщика, одного из самых лучших, по общему мнению, только усиливал невыносимое давление на команду при недостаточной результативности. Поэтому Матьяччи отпустил Алонсо, как это сделал Пиччинини с Простом. По причинам, казалось бы, не связанным с уходом гонщика, "Фиат" тогда решил, что у "Феррари" есть проблемы, которые кто-то другой мог бы решить лучше, чем нынешний шеф. Много крови и интриг, как и во всех лучших итальянских драмах.
На этот раз, однако, есть несколько важных отличий – это следует из разговоров (на условиях анонимности) со многими из тех, кто находится за кулисами. Одно из различий между ситуациями 1991-го и 2014-го годов заключается в том, что Алонзо уже пытался покинуть команду. Однако ко времени ухода Монтедземело Фернандо начал подумывать, что ему лучше остаться здесь ещё хотя бы на год. Логику такого мышления было легко понять: в 2015-м году в "Ред Булл" или "Мерседес" не было ничего доступного - то есть очевидных мест первого пилота для него.
Его менеджер Флавио Бриаторе в течение лета [2014-го] тщетно пытался организовать сделку по обмену Льюиса Гамильтона на Алонзо между "Мерседес" и "Феррари", которая провалилась из-за Тото Вольффа, не желающего нарушать равновесие в паре Гамильтон/Розберг. Несмотря на то, что в этом году у них были свои междоусобные проблемы, у Льюиса с Нико [на тот момент] не было токсичных отношений. Приход Алонзо, полагал Тото, будет иметь такие последствия для функционирования команды, которые не вписывались в то, как он хотел управлять делами.
Более того, сам Гамильтон вряд ли согласился бы на эту сделку, даже если бы ему её предложили. Пока Бриаторе работал над этой сделкой, Матьяччи пытался заставить Алонсо продлить контракт ещё на три года, после 2016-го года. Босс "Феррари", разумеется, понимал, что может потерять гонщика № 1 в мире, но Алонзо последовательно отказывался принять предложение о продлении.
Таким образом, у Алонзо оставался вариант с МакЛарен. "Сделка на один год", - предложил Фернандо. "Многолетняя сделка, или никакой", - ответил Рон Деннис. Это не оставляло Алонзо шансов на потенциальное место в "Мерседес" после 2015-го года, когда истекал текущий контракт Гамильтона.
Так что в его попытках наладить мосты в "Феррари" и остаться там ещё на один год была очень здравая логика. Кроме того, "Феррари" 2015-го года имела все шансы быть гораздо более конкурентоспособной, чем "Ф14Т"; очевидные недостатки силовой установки легко исправить, конечно, не в течение текущего сезона из-за правил омологации, в то время как сам болид будет первым, который с самого начала проектировался под эгидой Джеймса Эллисона, талантливого технического директора.
Отсюда и встреча Алонзо с Матьяччи между гонками в Сингапуре и Японии. Но на дату этой встречи имелась важная информация, которой Алонзо и его менеджер не обладали, но обладал Матьяччи: Себастьян Феттель, у которого было долгосрочное неофициальное соглашение о том, что он сначала предложит свои услуги "Феррари", если он покинет "Ред Булл", имел пункт в своем контракте с "Ред Булл", который позволял ему уйти на год раньше истечения срока контракта (до конца 2015 года), если он занимал место ниже третьего в чемпионате до оговорённой даты отсечения. Это договорное окно должно было закрыться вскоре после Гран При Японии. Алонзо и Бриаторе ошибочно предполагали, что Феттель оставался в "Ред Булле" до конца 2015 года.
За пару недель до встречи Алонзо и Матьяччи Бриаторе гневно требовал, чтобы Матьяччи соблюдал соглашение, заключенное между Алонзо и Монтедземело - о том, что Фернандо может уйти в конце этого сезона, если он того пожелает. Матьяччи говорил, что контракт действовал до конца 2016 года и это обсуждению не подлежит. Когда Фернандо подписывал этот контракт пару лет назад, у Алонзо был выбор между очень выгодным контрактом с оговорками об уходе по его желанию или ещё более выгодным контрактом, который не предполагал такой возможности. Он выбрал последнее. Бриаторе настаивал, что эти условия неактуальны, ввиду устного соглашения с Монтедземело, скреплённого рукопожатием, согласно которому Фернандо может уйти в конце 14-го, если захочет. Хотя Монтедземело на текущую дату уже не было в команде, соглашение было достигнуто, когда он представлял "Феррари".
Так обстояли дела, когда состоялась решающая встреча Алонсо и Матьяччи. Фернандо заявил, что он готов продлить свой нынешний контракт, который действовал до конца 16-го года, но с некоторыми поправками: 1) с условиями прекращения, которые давали ему определённые опции – наподобие контракта Феттеля с "Ред Булл": уходить в конце любого сезона, если он был ниже третьего места в чемпионате на дату отсечения; 2) право вето на выбор напарника; 3) возможность выбора технического персонала.
Матьяччи – человек, привыкший контролировать своих сотрудников, не вступая с ними в партнёрские отношения и не подчиняясь их требованиям, – не находил ни одно из этих условий приемлемым. Вместо дополнительных условий расторжения, заявил он, я хотел бы видеть больше обязательств. При этом он подразумевал продление контракта на период после 16-го года. Фернандо, который и так отдавал всё полностью неконкурентоспособной "Феррари" в течение пяти лет, не понравился намёк на то, что он не был полностью привержен команде. Он отреагировал раздражённо. Матьяччи заявил, что если он не хочет исполнять свой нынешний контракт и продлевать его, то "Феррари" будет соблюдать соглашение, заключенное с Монтедземело, то есть Фернандо может уйти. Бриаторе предложил Алонзо подписать меморандум о взаимопонимании в целях прекращения контракта, полагая, что тогда Матьяччи капитулирует. Но Матьяччи этого не сделал.
Вместо этого Матьяччи связался с Феттелем и сказал ему, что если он готов подписать контракт, то и "Феррари" готова. "Ред Булл" объявила в Сузуке, что Феттель уходит, а Кристиан Хорнер сообщил, что "Феррари" "сделала Себастьяну очень щедрое предложение". Только в этот момент у Алонзо наконец-то сложились в голове все части головоломки - и дальнейшее осталось между ним и боссом команды.
С тех пор высказывались предположения, что в контракте Феррари/Алонзо был пункт, который не позволял команде вести переговоры с другими гонщиками до конца сезона без уведомления Алонзо, что со стороны "Феррари" были допущены нарушения и это может быть использовано в качестве рычага воздействия Бриаторе/Алонзо, чтобы не оставаться ещё на один год в "Феррари". Но если это и было так, то теперь уже не имеет значения.
Легко понять позиции обеих сторон во всем этом споре. Но на фоне предстоящего размещения акций и стратегических решений Совета директоров "Фиат" это был незначительный вопрос. Считается, что уход Матьяччи никак не связан с переговорами с Алонзо. Что бы ни послужило причиной того, что ему даже не дали другой должности в Империи "Фиат", это никак не было связано с тем, как он выполнил свою эпизодическую роль главы "Феррари".
Это свидетельствует о другом существенном отличии между 1991-м и 2014-м годами: очень неопределённое будущее Формулы-1 и позиция "Феррари" в нём. В настоящий момент всё это находится в подвешенном состоянии. Коммерческие соглашения и технические регламенты, которые, казалось бы, были приняты на годы вперёд, теперь открыто ставятся под сомнение и обсуждаются, поскольку приходит запоздалое осознание того, что вскоре грядут большие перемены. Территорию будущего, возможно, необходимо застолбить уже сейчас.
Когда Серджо Маркьонне из "Фиат" объявил о приходе Арривабене, в его словах, вероятно, было нечто большее, чем просто пиар: "Мы решили назначить Маурицио Арривабене, потому что в этот исторический момент для Скудерии и для Формулы 1 нам нужен человек, который досконально знает не только "Феррари", но и механизмы управления и требования этого вида спорта. Маурицио обладает уникальным набором знаний. Он был чрезвычайно близок к Скудерии в течение многих лет и, как член Комиссии Ф1, также остро осознаёт проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Он был постоянным источником инновационных идей, направленных на возрождение Формулы-1. Его управленческий опыт на очень сложном и жёстко регулируемом рынке также имеет большое значение и поможет ему управлять и мотивировать команду. Я очень рад, что смог обеспечить его присутствие в нашей гоночной деятельности.”
Ставки на будущее – попытка закрепить источник доходов от Ф1, распределения потоков и влияния "Феррари" - в то время, когда эти прогнозируемые потоки доходов являются частью того, что будут покупать акционеры "Фиат-Крайслер Групп", – вероятно, были слишком серьезной работой, чтобы ей занимался новичок в спорте.
Но всё это, скорее, наводит на тревожную мысль: пока всё внимание уделяется этим финансовым манипуляциям, кто позаботится о гоночной команде и какие планы разрабатываются, чтобы сделать её еще раз полностью сфокусированной цельной сущностью, какой она была при Россе Броне и Жане Тодте? История показала, что при таком подходе "Феррари" может победить всех на свете. В противном случае она не выдаёт результаты. И если вы сомневаетесь в актуальности исторических параллелей, просто сравните 1991-й и 2014-й годы. Это сообщение отредактировал(а) rushnik - 17.11.2020 16:30
Обречённый на успех.
|