Для тех, кто не знает, отмечу, что к словам Вадима стоит прислушиваться уже хотя бы потому, что он уже восьмой (!) год является организатором другого огромного мероприятия - конкурса прогнозов, по масштабам больше сравнимого с каким-нибудь крупным чемпионатом.
Вторым событием стало приоткрытие запертых дверей Чемпионата для нефорумных игроков. Естественно, под напором толпы снаружи, в конкурс успело ворваться (вдавиться) несколько счастливчиков, которые "заполнили" стартовое поле своими болидами и двери Чемпионата намертво захлопнулись.
Это событие создало очень неоднозначную ситуацию, которую пришлось потом расхлебывать при помощи таких неуклюжих костылей, как введение гандикапов. В будущем необходимо придумать механизм разделения, чтобы либо выделить слишком быстрых пилотов в отдельную лигу, либо вообще их не пускать.
Третьим событием стало изменение подхода к различным нарушениям правил пилотами, этот подход стал более либеральным, индивидуальным к каждому событию. Буквой закона стал не сухой пункт в Регламенте, а здравое рассуждение о возможности и необходимости применения того или иного наказания. Это несомненно повысило степень доверия к стюардам и пилоты обнаружили тенденцию не скрывать свои промашки, а обсуждать их.
Думаю, у нас это было и раньше. Конечно, в этом сезоне у нас появились гонщики-профессионалы, которые просто идеально вели себя на трассе, и остальные брали с них пример, поэтому и наказаний практически не было. В первом сезоне каждая гонка становилась полем боя с десятками аварий, а в этом и контакты можно перечесть по пальцам, поэтому и появилась возможность разбирать каждый вопрос. Отдельно хотелось бы поблагодарить тех участников, которые не придавали значения ошибкам других и были готовы прощать; ведь то, от чего мы все получаем удовольствие - борьба на трассе - никак не зависит от мести за ошибки.
На четвертое место поставлю переезд сервера на "Переулок". Будучи неискушенным в этих серверных делах, отмечу лишь, что это произошло.
Это очень значительное событие - можно сказать, выход в свет. Теперь каждый из нас может легко участвовать в гонках других чемпионатов, у нас есть статистика (я ее еще не приводил) и прочее... Долгих лет здравия "Переулку" и его основателю Александру!
Все решения взвешивал, окончательный вердикт выносил на основании общего решения голосующих. Буду откровенен, я противник такого подхода, так как руководитель он и есть руководитель, как скажет, значит так тому и быть. А как мы поняли, Сергей плохого не сделает, так что, надеюсь, в дальнейшем Сергей будет принимать решения не методом голосования, а методом твердого указания. Так и развитие игры будет идти быстрее, да и споров меньше (хотя, возможно, обсуждений больше).
Не хотелось бы переходить к автократическим методам управления, они противоречат моим убеждениям. Чемпионат образуют участники, а не организатор, поэтому следует действовать исходя из их желаний.
Начну с изменения очковой системы, ибо при взгляде на итоги Чемпионата, количество очков у лидеров турнирной таблицы первым делом вызовет этот вопрос. Система начисления очков претерпела изменения, отныне победитель получает в 25 раз больше очков, чем обладатель 10 места. Напомню, что ранее победитель получал очки в 10 раз больше чем финишировавший на 8 месте.
Данное изменение несомненно обернулось плюсом, даже несмотря на то, что в последние гонки наименьшие очки не разыгрывались.
Аутсайдеры получили возможность бороться за реальные очки, а не за гипотетичское 9 или 10 место, которое очков не давало.
Это решение было чисто психологическим, направленным только на клавишников. Если бы мы не перешли на систему 25-..., то ничего бы не изменилось... кроме их настроя на борьбу. Первые очки они начали бы получать в конце чемпионата, но с большой вероятностью просто не дотерпели бы до этого момента.
Вторым ноу-хау стало внедрение прогревочного круга. Это, однозначно, огромный плюс конкурсу, ибо пилоты еще более ощущают реализм гонок, усиливается чувство участия в серьзном мероприятии, да и просто это круто.
Внедрение прогревочного круга облегчило жизнь клаверам, которые для настройки пит-стопа могут теперь использовать не только время работы светофора, но и время, за которое машины едут на прямых. Это позволяет сконцентрироваться на старте и не допускать ошибок при трогании с места.
Отличное нововведение, которое стало возможным исключительно благодаря нашим друзьям Repeat (основателю "Переулка", который написал ее), Evostar (посвятившему много времени на ее техническое внедрение) и SC (который приложил много усилий для ее доработки). Откровенно говоря, при ее внедрении больше всего меня беспокоила дисциплина участников: тесты системы проходили из рук вон плохо, с вылетами в заборы, "шахматами" на стартовом поле и прочими косяками; но в гонках все оказались более сосредоточены и, за исключением последней, все старты проходили чудесно.
Третье. Гандикапы.
Удачное решение предназначенное для повышение зрелищности и напряженности этапа. Пилотам, доминировавшим на прошлом этапе придется туговато на следующем, что позволит сократить разрывы между лидерами и середняками, между середняками и аутсайдерами. Данное решение, в отличие от остальных, не нашло окончания и, полагаю, остановилось на промежуточном варианте, когда размер гандикапа определяется по результатам одного прошедшего этапа, а не двух или еще лучше трех, что позволило бы еще более уравновесить лидеров и аутсайдеров, рулевиков и клаверов.
Этот костыль к организации чемпионата пришлось ставить по ходу сезона из-за изначально непродуманного решения не ограничивать регистрацию в чемпионате. Конечно, в первую очередь этому поспособствовал успех Игоря, который уезжал ото всех на круг-два. А у нас, в отличие от "Формулы-1", нет никаких способов сохранить чемпионат в целости, кроме сохранения мотивации участников. Поэтому (как и с очковой системой) пришлось принимать это решение, дестабилизировать чемпионат ради сохранения этой мотивации.
Четвертое.
Модернизация системы подачи информации. Последний этап преподнес хороший сюрприз в виде удобного табло, где отображается посекторное отставание/опережение от ближайших пилотов. Если ранее пилот получал эту информацию в раздельности от информации о покрышках или состоянии подвески, то теперь это может происходить одновременно. Это, конечно, повышает удобство и позволяет еще более сосредоточиться на гонке, а не на отвлекающих деталях.
Это абсолютно случайно, и более того - я даже не знаю, как эту штуку убрать с экрана. Она появилась в последней версии лэппера, и оказалась сюрпризом и для меня тоже: ведь появляется она только во время гонки, а запустить на тренировках гонку мне приходило в голову до тренировки стартов.
Помимо положительных моментов организации Чемпионата, хотелось бы отметить и отрицательные.
Во-первых повышенная ответственность Сергея перед взятыми на себя обязательствами причиняет ему определенные неудобства. Компьютер работает всю ночь, а электричество нынче не дешевое, а если к этому прибавить затраты на Интернет, то мы такого руководителя на много сезонов у себя не удержим, придется искать нового. Кроме того отмечу, что Сергей - хомо сапиенс, человек с потребностями и нуждами. У которого есть потребность в отдыхе после рабочего дня и нужда в отдыхе нормальном, чтобы голова не была забита теми или иными обязательствами. Данную проблему я прошу обдумать каждому участнику Чемпионата и вынести предложения как сделать так, чтобы ведение конкурса не было Сергею в напряг, хотя в силу природной скромности, он запросто может утверждать, что этого делать не стоит.
Скажем так, это вовсе не ваша забота. Я знал, на что иду, и делал все, что должен был. Теперь чемпионат закончился, и мне этого больше делать не надо. Вот и вся суть. Думать о том, как организовать работу сервера в следующем году, вам тоже смысла нет, это от вас практически не будет зависеть. Осенью, в зависимости от ситуации у Антона, мы с ним вдвоем решим, кто и как будет организовывать сервер... ну а голова, забитая хлопотами - к сожалению, неотъемлемая часть содержания сервера, тут ничего не поделать. И от времени работы сервера она не зависит.
Во-вторых отмечу, что как и в былые годы, отсутствует пунктуальность руководства в начинании квалификации или гонки. Время планируется заранее - в 9 вечера в пятницу и в 7 вечера в воскресенье. Даже незначительная задержка в старте мероприятия серьезно влияет на планы, которые планировались на послегоночное время. Будет здорово если в дальнейшем подготовка к старту будет начинаться не в 19:15 а в 18:45. Аналогично и к квалификации - в 20:45 с гарантированным стартом в 21:00.
К сожалению, это почти невозможно. В последние полчаса перед стартом, как правило, нужно сделать кучу дел: убить все ненужные процессы в компе, ввести несколько команд для настройки сервера, настроить (а там все писать вручную) и запустить программу для прогревочного круга, записать очередность старта (учитывая стартовые номера), дать ее в чат, проконтролировать чтобы все правильно встали, ответить на несколько вопросов участников (даже если игнорировать совсем тупые, все равно есть вопросы, на которые только я знаю ответ), проверить собственные настройки машины, налить воды в стакан, сходить в туалет, отключить телефон; это в то время, когда все-таки нужно еще хоть чуть-чуть потренить, чтобы хоть как-то решить проблемы с настройками, и постартовать вместе со всеми. Все это приходится делать практически одновременно, поэтому перед стартом уходит масса нервов, и успеть все сделать ровно до 19:00 трудно. Ну а кроме того, бывает, некоторые участники опаздывают.
Ну и теперь несколько слов от меня.
Во-первых, я очень благодарен нашим гостям, которые очень много сделали для нашего чемпионата. Это Юрий Свешников, Сергей Буцев и предпочитающий хранить инкогнито SC. Это люди, которые имеют большой опыт в игре, никогда не жалели времени на полезное дело для чемпионата и всегда выходили с инициативой. Они очень много работали для нашего развития: организации сервера, перехода на "Переулок", внедрения прогревочного круга, лэппера, антимата, леев, помогали с организацией и настройками - без преувеличения, без них чемпионат бы ничего этого не имел. Вы видели только верхушку этого айсберга, но не знали, что внедрению каждой фичи предшествовали долгие обсуждения в аське и скайпе, обмен опытом, тесты на трассе. При всей той работе, которую эти ребята проделывали ради нас, стоит ли добавлять, что каждый из них - прекрасный соперник на трассе?
Впрочем, некоторое расстройство в ход сезона внес скандал, который поднял однажды Юрий. Должен сказать, что его, скажем так, чрезмерная принципиальность подпортила ему репутацию вне трассы, но на трассе он был и остается идеальным соперником, чрезвычайно (действительно из ряда вон) умным и стратегически мыслящим. Очень хочется надеяться, что на наших трассах останутся его сокомандники Григорий Дикий (он проявил себя очень мудрым и осторожным гонщиком) и Сергей Левин (который показал лучший прогресс по ходу сезона).
Нельзя не отметить самоотверженную работу ветерана нашего форума Владимира Логвинова, который на протяжении трех сезонов выполняет работу стюарда. Это тяжелая работа, постоянная обязанность по несколько раз просматривать заново запись гонки, контролируя каждого участника, и она занимает несколько часов, которые любой другой потратил бы на свою жизнь, а в крайнем случае на дополнительные тренировки. Причем, нужно учесть, что в прошлых сезонах у нас было три стюарда, а в этом двое из них фактически самоустранились, и Вова все делал один. У меня нет слов выразить благодарность.
Ну а если говорить о самом сложном в этом чемпионате, то, пожалуй, стоит отметить два момента. Первое - это стремление некоторых участников к оскорблениям, провокационным высказываниям, мату. Крики поднимались такие, что причина спора (которая обычно и яйца выеденного не стоила) оказывалась давно забытой. Пришлось проявить жесткость. У нас не было этого раньше и, надеюсь, не будет и в дальнейшем. А второе - почти постоянная борьба с лэппером. Первая его версия оказалась прекрасной, но ушел месяц на ее настройку (в том числе и реализацию антимата). Все было прекрасно, но с переходом на новую версию игры лэппер начал чудить (и антимат отвалился), и прошла масса времени и нервов, прежде чем удалось наладить работу его более старой версии (без антимата). Только в начале марта появилась новая версия лэппера, без ошибок (и с антиматом), и только в течение последнего месяца все стало опять прекрасно.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz