|
18.08.2013 16:34|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
Шапка темы постоянно находится в стадии дополнения.
Поскольку материал подготовлен на некоммерческой основе и частично является
переводным, авторы оставляют за собой право на ошибки, в т.ч. фактические.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ!
Характеристики трассы.
Характеристики трассы:
* Контракт на проведение Гран-при подписан в 2012 году и рассчитан до 2016 года включительно.
* Движение по часовой стрелке.
* 19 поворотов (10 левых, 9 правых)
* Длина 7 004 м (по центральной линии) - максимальная длина трассы в чемпионате.
* Дистанция гонки: 44 круга, 308,052 км.
* Используется средний уровень прижимной силы
* Влияние 10 кг топлива на время круга: 0.3 сек
* Расход топлива на круг: 3,3 кг.
* Продолжительность гонки: менее 1 час 30 мин.
* Рекорд круга в гонке: 1:47,263 (Себастьян Феттель, Red Bull, 2009 г., 38 круг.).
* Абсолютный рекорд круга: 1:44,503 (Ярно Трулли, Toyota, 2009 г., 2 сегмент квалификации).
* Максимальная перегрузка: G (поперечная, в поворотах ).
* Линия старта находится в 124 м. впереди линии финиша.
* Самая длинная прямая: м.
* Самый длинный разгон: ок. м (23 сек.).
* Максимальная скорость: ок. 325 км/ч (без DRS)
* Минимальная скорость: ок. 75 км/ч
* Поворотов медленнее 100 км/ч: 3.
* Поворотов быстрее 250 км/ч: 5
* Средняя скорость на круге в гонке: 222-225 км/ч
* Расстояние от поул-позишн до апекса первого поворота: 265 м.
* Поул-позиция находится справа.
* Газ полностью нажат 71% круга.
* Около 48 переключений передач за круг.
* Длина пит-лейн: 387 м.
* Время проезда через пит-лейн на скорости 80 км/ч: 17,4 сек.
* Координаты трассы:
* Вместимость трибун: около тыс. сидячих и до тыс. стоячих
* Ограничение скорости на пит-лейн: 80 км/ч в течение всего уик-энда.
* Вероятность выхода машины безопасности (оценка различных источников): от 63% до 81%.
* Поворотов менее чем 100 км/ч: 3.
* Поворотов более чем 250 км/ч: 6.
1. Панорама трассы. 2. Названия поворотов трассы.
Названия поворотов Спа, как и на других классических трассах, сформировались естественным путем, благодаря потребности гонщиков, организаторов и служб автодрома обозначить место трассы. Поэтому в их названиях чаще всего присутствуют ориентиры местности. La Source ("Источник") указывает на родник, один из истоков Eau Rouge, который находится чуть дальше, вблизи перекрестка на въезде в Франкоршам. Eau Rouge находился, собственно, на мосту через речку Eau Rouge ("Красная вода"). Старый поворот Ancienne Douane назван по зданию старой таможни, которое он огибал. Заменившей его Raidillon с французского переводится как "крутая тропа", что неудивительно. Прямая Kemmel - более позднее название, вероятно, в честь горы Кеммель в западной Бельгии, крутой подъем на которую известен в велогонках. Поворот в конце прямой получил название от направления этой дороги на деревню Malmedy. Связка поворотов после него, после которой трасса начинает спуск в долину реки, называется Les Combes ("Долина"). Медленный 180-градусный поворот, ранее из-за одноименной деревни называвшийся Rivage ("Берег"), но недавно в честь столицы переименованный в Bruxelles, выводит к левому повороту, который не имеет названия. Далее следует двойной левый поворот, который официально так и называется "Les Deux Gauches", но неформально уже давно известен как Pouhon (так в этих местах называются родники минеральной воды). За ними следует среднескоростная связка из трех поворотов: Campus (в честь расположенного внутри него автомобильного кемпинга), Fagnes (в честь близлежащего местечка) и Stavelot (в честь городка Ставло, расположенного в четырех километрах по дороге). Поворот Pаul Frere, совсем недавно получивший это имя в честь умершего знаменитого бельгийского гонщика и журналиста Поля Фрера, выводит на длинную прямую, имеющую несколько изгибов. Самый крутой из них, проходящийся на максимальной скорости, имеет название Blanchimont, по названию фермы, сохранившиеся дома которой можно видеть справа от трассы. Далее находится очень медленная шикана, которая сейчас не имеет названия, но в 1979-2002 годах имела название Bus Stop (до 2000 г. рядом действительно была автобусная остановка), а еще раньше была скоростным поворотом, имевшим название Club (из-за находившегося поблизости домика Королевского автоклуба).
История трассы.
Еще во времена римских легионов эта местность была известна своими лечебными водами и, естественно, исторически здесь был очень развит туризм. Само название "Спа" произошло от римского espa - "фонтан", а водные процедуры, проводившиеся в Спа, дали название столь известному сегодня "спа" - методу физиотерапии. Жители Спа до сих пор помнят визит Петра Первого в 1717 году. Вдобавок, в середине 18 века хитрые бельгийцы основали в Спа первое в мире казино, которое зело поспособствовало процветанию региона. И, конечно, с появлением автомобилей богатые жители Спа стали приобретать их в достаточно большом количестве; это и стало причиной того, что в этой местности автоспорт появился буквально со своим рождением. Уже в 1896 г. автоклуб Бельгии организовал автопробег под названием "Состязание машин", проходивший через Спа; в 1899 г. одна из мотогонок прошла по дороге из Франкоршама в Ставело. Позже здесь проводились пробеги Брюссель-Спа, а в 1902-1907 через эти места пролегал маршрут одной из первых кольцевых гонок - "Кольца Арденн".
Летом 1920 г. владелец традиционного организатора гонок, газеты La Meuse, шевалье Жюль де Тьер, председатель Королевского автоклуба Бельгии Анри Ланглуа ван Офем и бургомистр Спа барон Жозеф де Круез выбрали треугольник дорог между городком Мальмеди и деревушками Ставло и Франкоршам для проведения здесь новой гонки. Автомобильную гонку провести не получилось, поскольку заявку подал только один участник, но мотогонка ("Grand Prix Motos") была проведена 12 августа 1921 г. В 1922 г. состоялась первая автомобильная гонка местного уровня, затем трассу модернизировали (установив генератор и построив боксы, табло и гравийное полотно), и в 1924 г. трасса смогла принять первую суточную гонку "24 часа Спа". В 1925 г. Королевский автоклуб выбрал эту трассу для проведения Гран-при Европы, и этот Гран-при, первый этап первого чемпионата мира, стал началом триумфального пути Alfa Romeo с нагнетателем: Bugatti и Sunbeam не смогли подготовить машины, необкатанные Delage быстро сошли, и в гонке, длившейся около 7 часов, первым финишировал Антонио Аскари, а вторым - Джузеппе Кампари. По воспоминаниям Джованни Канестрини, зрители, в течение последних трех часов наблюдавшие на 14-километровой трассе две мирно тарахтящие красные машины, освистали гонщиков, в ответ на что те спокойно подъехали к боксам, по несколько минут отдохнули, перекусили, заправились и поехали дальше.
1. Фрагмент карты 1908 г., хорошо видны дороги между Мальмеди, Ставело и Франкоршамом и государственная граница. 2. Один из первых проектов трассы предусматривал движение против часовой стрелки. 3. Шпилька La Source в 1920е годы.
После такого конфуза Гран-при Бельгии несколько лет не проводился, зато Спа продолжала оставаться ареной 24-часовых сражений. Поскольку выходившие в них мощные спортивные машины отличались от машин Гран-при лишь обвесом, эти гонки были, только за счет ночного времени, немного медленнее Гран-при (средняя скорость в гонке тогда составляла более 100 км/ч), а по сложности превосходили их. В "24 часа Спа" 1928 г. свою первую крупную победу одержал русский эмигрант Борис Ивановский в паре с Аттильей Маринони. Гран-при Европы вернулся в Бельгию в 1930 г., когда Международная спортивная комиссия ввела ограничение потребления топлива, и бал правили Bugatti. В 1930х Гран-при Бельгии прочно занял свое место среди высших соревнований Европы и входил в чемпионат Европы до самого начала войны; победы здесь одерживали Нуволари, Караччиола, Ланг, а средние скорости выросли до 150-160 км/ч. Скандал вышел в 1934 г., когда бельгийские пограничники потребовали от немецких команд уплаты пошлины за их спиртовую топливную смесь, и те в знак протеста снялись с гонки. И трагический случай произошел в 1939 г., когда один из лучших гонщиков мира, англичанин Дик Симэн, врезался в деревья в повороте Club (в районе начала современного пит-лейн) и сгорел заживо.
Небольшое отступление.
Интересно, что в 1939 г. на сцене истории вновь появился Анри Ланглуа. В конце 1938 года Международная спортивная комиссия обсуждала возможный переход чемпионата Европы с минимальной очковой системы (чемпион получал меньше всех очков) на максимальную (современного типа), которая в то время использовалась в чемпионате Франции. Делегату от Бельгии, которым и был Ланглуа, поручили подготовить доклад по преимуществам этих систем. Но Ланглуа так тянул с этим, что на встречах летом 1939 года комиссия не смогла ничего решить, и отложила решение до осенней ассамблеи. Таким образом, гонки проходили, а по какой очковой системе будет считаться чемпионат, было неизвестно. Ну а 1 сентября началась война; естественно, ни о какой ассамблее не могло быть и речи, и медаль чемпиона так и не была никому вручена. Что не помешало командиру национал-социалистического мотокорпуса Адольфу Хюнляйну волевым решением воспользоваться старой системой и назначить чемпионом Европы Германа Ланга.
Во время войны трасса была повреждена, но после небольшой реконструкции, уже в 1947 г. приняла первый послевоенный Гран-при Европы, который выиграл король трасс того времени, Жан-Пьер Вимилль за рулем Alfa Romeo. В 1948 г. в Спа вернулись суточные гонки, хотя вскоре от них было решено отказаться в пользу Гран-при - за исключением 1953 г., когда ради нового чемпионата спортивных автомобилей (предшественника современного WEC) "24 Спа" вновь была проведена. В 1950 г. Гран-при Бельгии в Спа стал пятым этапом нового чемпионата мира и победу между собой снова разыграли непобедимые "Альфетты". Собственно, Гран-при Бельгии вновь стал одним из основных событий гоночного сезона, и в ближайшие годы постоянно принимал у себя ведущие команды мира во главе с Alfa Romeo, Ferrari, Maseratti, Mercedes. Победителями гонок становились Аскари, Фарина, Фанхио, Коллинз; специалистом по Спа был Фанхио, который не выигрывал только из-за механических проблем. В 1957-61 годах проводились также "Гран-при Спа" для спортивных машин, в одной из которых, в том же самом месте, что и Дик Симэн, погиб Арчи Скотт-Браун; а с 1964 г. вновь была возрождена "24 часа Спа". В 1958 г. дорожное покрытие было перестелено и расширено, построены новые, более широкие, боксы.
1. Старт Гран-при Бельгии 1955 г.
С спортивной точки зрения Спа стала одной из самых сложных и непредсказуемых трасс. Так, очень необычным стал финиш Гран-при 1964 г., когда Кларк вынужден был сделать пит-стоп, но на последнем круге МакЛарен сжег мотор, у Хилла отказал бензонасос, а у Герни закончился бензин, и Кларк в последнем повороте выиграл гонку. Кларк установил своеобразный рекорд, победив в Спа четыре раза подряд.
Но не это волновало гонщиков. После того, как в 1939 г. спрямили поворот Eau Rouge, а в 1947 г. скруглили поворот Stavelot, на трассе остался лишь один медленный поворот (La Source) - а вся остальная трасса представляла собой высокоскоростное шоссе, плавно виляющее вправо-влево. Легкие машины 60х переходили на нём рубеж 300 км/ч, но, не имея аэродинамической прижимной силы, были слишком неустойчивы, а любая поломка, камень или лужа приводили к аварии. Особенно страшной была сверхскоростная шикана Masta Kink, проходившаяся скорости 290 км/ч между каменных домов и считавшаяся одним из сложнейших поворотов в мире, даже сложнее Eau Rouge. На протяжении двадцати лет Спа была третьей самой скоростной европейской трассой после Монцы и Реймса, а с переходом в 1966 г. на более мощные трехлитровые двигатели и развитием антикрыльев стала соперничать с Монцей: итоговой максимальной средней скоростью для "формулы-1" в старом Спа стала 241 км/ч в 1970 г., а в старой Монце - 242 км/ч в 1971 г. Но абсолютный рекорд Спа остался за Анри Пескароло, в 1972 г. прошедшем круг на спортпрототипе со средней скоростью 262 км/ч. Конечно, такая скорость при отсутствии ограждений вызывала большие претензии у гонщиков, отраженные даже в фильме "Гран-при" Джона Франкенхаймера. В 1960 г. здесь серьезно разбились Стирлинг Мосс и Майк Тейлор и погибли Крис Бристоу и Алан Стейси. В 1966 г. (как раз когда снимали "Гран-при" и в гонку даже был допущен вне зачета автомобиль Фила Хилла с установленной на нем кинокамерой) гонщики стартовали при сухой погоде, но на первом круге на дальней части трассы начался дождь, приведший ко множеству вылетов и аварий: из пятнадцати стартовавших гонщиков восемь закончили свою гонку на первом круге, и среди них особенно известна авария Джеки Стюарта в Masta Kink.
В конце 1968 г. GPDA выставила организаторам ультиматум с подробными инструкциями, что и где на трассе нужно изменить; и хотя президент Королевского автоклуба Пьер Юже (будущий глава Международной спортивной комиссии и оппонент Экклстоуна) приложил максимум усилий, возникли проблемы со страхованием гонщиков, и гонка в 1969 г. не была проведена. К 1970 г. на трассе установили шикану и барьеры, но, тем не менее, к 1971 г. Международная спортивная комиссия запретила проведение на ней формульных гонок. Тогда в 1972 г. Королевский автоклуб Бельгии выбрал для национального Гран-при уже трассу в Нивеле, а вскоре усилившаяся FOCA во главе с Экклстоуном наотрез отказалась проводить Гран-при в Нивелле, предпочитая более щедрый и сговорчивый Зольдер. С 1972 по 1982 г. Гран-при Бельгии проводился вне Спа, и если пресный Нивелль практически ничем не запомнился боельщикам, то Зольдер вспоминается в первую очередь хаосом перед гонкой в 1981 г. и, конечно, смертельной аварией Жиля Вильнёва в 1982 г., которая превратила автодром в место паломничества.

1. Денни Хьюлм и Джеки Стюарт в 1968 г. проходят поворот Burnenville. Справа маршал с желтым флагом; слева на трассу высыпали посетители местного ресторанчика. Уже в следующем году по требованию GPDA этот участок оградили рельсами безопасности. 3. Схема трассы, размеченная Сенной в 1987 году. При помощи таких схем гонщики планировали и анализировали прохождение трассы.
В Спа в это время проводилась традиционная "24 часа Спа", входившая в европейский кузовной чемпионат, и часто эти гонки омрачались авариями. Наконец, после сразу нескольких жертв в 1973 и 1975 годах, в 1978 году трасса в Спа была перестроена. Секция, проходившая между городами, была полностью исключена из конфигурации, а вместо нее построен более медленный искусственный участок, совершенно непохожий на старое шоссе. Спустя год реконструкция была продолжена: был построен новый пит-лейн, расположенный уже на задней части трассы, перед La Source, на крутом правом берегу Eau Rouge (соответственно, туда же был перенесена и стартовая прямая), и двойная шикана в бывшем повороте Club, получившая название Bus Stop. Связка Eau Rouge - Raidillon была еще больше спрямлена. Все это потребовало больших строительных работ, река Eau Rouge между шиканой и выходом за пределы трассы была заключена в трубы, большая площадь в районе между старыми и новыми боксами заасфальтирована, вокруг трассы проложены дороги, сделано два туннеля (в районе поворотов Eau Rouge и Stavelot), берег реки под новыми боксами был укреплен.
После этого автоклуб Бельгии, конечно, попытался вернуть Гран-при в Спа. Но "Формула-1" уже стала другой, и FIA не признавала Гран-при без санкции Экклстоуна, а для этого нужны были деньги. В 1983 году Гран-при удалось провести на новой трассе в Спа, которая получила признание команд и очень понравилась гонщикам. Однако, в 1984 году организаторам пришлось провести ремонт и заменить асфальт на менее скользкий, поэтому в 1984 году Гран-при Бельгии в последний раз вернулось в Зольдер. В 1985 году гонка должна была пройти в апреле 1985 года, но, приехав на трассу, команды обнаружили, что новый асфальт крошится, отказались выступать, и Гран-при был перенесен до устранения неисправностей. Отмена гонки и непредвиденные расходы на переукладку асфальта привели к неспособности организаторов обеспечить призовой фонд, и тогда Экклстоун провернул одну из своих схем: при помощи подконтрольных ему фирм FOCA на неделю арендовала трассу и в сентябре провела Гран-при самостоятельно, получив при этом в качестве призового фонда всю выручку от билетов, продаж атрибутики и прочего. В дальнейшем Экклстоун ввязался в управление Гран-при еще глубже, выкупив промоутера этой гонки, Racing Francorchamps Promotion SPRL (в 1997 г. переименованную в Spa Activities) и организовав сложную схему взаимодействия с аффилироваными фирмами Alsopp, Parker & Marsh и Allsport Management. Это привело к тому, что "Формула-1" получила прописку в Спа, хотя призовой фонд был не слишком большим, а фирмы Экклстоуна на свой страх и риск проводили гонку, прибыль от нее направляя своим неизвестным хозяевам.
1. Айртон Сенна и Ален Прост лидируют в Гран-при 1989 году. 2. Шумахер перед своим дебютным стартом на Гран-при Бельгии 1991 г. 3. Алези, Шумахер и Хаккинен в 1992 году.
1. Обгон Хаккиненом Шумахера в 2000 году. 2. Обгон Вэббером Алонсо в Eau Rouge в 2011 году. 3. Времена кругов в Спа с 1983 по 2012 гг.
Гонка прошлого года и статистика трассы.
В прошлом году лишь одна тренировка прошла на сухой трассе, поэтому гонка прошла в отсутствие информации об износе шин, и стратегия планировалась прямо по ходу гонки. В этих условиях стартовавший с поула Дженсон Баттон смог сберечь шины, а безусловно выигрышной стратегией стал один пит-стоп, позволивший Баттону победить, а Феттелю выиграть схватку за второе место.
Лучшие времена всех сессий в прошлом году.
Событие | Гонщик | Команда | Время | Первая практика | Камуи Кобаяши | Sauber | 2:11,389 | Вторая практика | Шарль Пик | Marussia | 2:49,354 | Третья практика | Фернандо Алонсо | Ferrari | 1:48,542 | 1 сессия квалификации | Пастор Мальдонадо | Williams | 1:48,993 | 2 сессия квалификации | Дженсон Баттон | McLaren | 1:47,654 | 3 сессия квалификации | Дженсон Баттон | McLaren | 1:47,573 | Лучший круг в гонке | Бруно Сенна | Williams | 1:52,822 |
Достижения действующих пилотов на Гран-при Бельгии.
Пилот | Команда | Проведенных Гран-при | Побед | Лучшая позиция на финише | Подиумов | Поулов | Лучшая стартовая позиция | Финишей в очках | Пройдено кругов | Первых рядов | Очков | Лучших кругов | Дженсон Баттон | McLaren | 11 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 326 | 1 | 48 | | Марк Уэббер | Red Bull | 9 | | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 | 312 | 1 | 52 | 1 | Фернандо Алонсо | Ferrari | 9 | | 2 | 2 | | 3 | 4 | 250 | | 31 | | Фелипе Масса | Ferrari | 8 | 1 | 1 | 2 | | 2 | 6 | 344 | | 49 | 1 | Кими Райкконен | Lotus Renault | 8 | 4 | 1 | 5 | 1 | 1 | 5 | 297 | 2 | 55 | 2 | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 6 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 144 | 2 | 36 | | Себастьян Феттель | Red Bull | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 227 | 1 | 53 | 1 | Нико Росберг | Mercedes | 6 | | 6 | | | 5 | 4 | 263 | | 20 | | Адриан Сутиль | Sahara Force India | 5 | | 5 | | | 8 | 2 | 218 | | 16 | | Нико Хюлькенберг | Sauber | 2 | | 4 | | | 9 | 1 | 87 | | 12 | | Даниэль Риккардо | Toro Rosso | 2 | | 9 | | | 16 | 1 | 57 | | 2 | | Пастор Мальдонадо | Williams | 2 | | 10 | | | 6 | 1 | 48 | | 1 | | Пол ди Реста | Sahara Force India | 2 | | 10 | | | 9 | 1 | 88 | | 1 | | Серхио Перес | McLaren | 2 | | | | | 4 | | 27 | | | | Роман Грожан | Lotus Renault | 2 | | | | | 8 | | | | | | Жан-Эрик Вернь | Toro Rosso | 1 | | 8 | | | 15 | 1 | 44 | | 4 | | Шарль Пик | Caterham | 1 | | 16 | | | 22 | | 43 | | | |
Самым удачливым гонщиком остается Кими Райкконен, который на протяжении всей своей карьеры прекрасно проводил гонки в Спа: 4 раза выиграл гонку, один раз потерял победу на последнем круге, один раз сошел из-за взрыва мотора, один раз не вышел на старт из-за поломки трансмиссии, и всего однажды финишировал, не победив - в прошлом году, на подиуме. А самым неудачливым, конечно, является Роман Грожан, который дважды участвовал в Гран-при Бельгии и оба раза разбивал машину в авариях уже на первом круге: в 2009 г. после двойного контакта в Ля Сурс он спровоцировал аварию в Ле Комб, в которой сошли также Баттон, Хэмилтон и Буэми; ну а прошлогодняя авария у всех на слуху.
Разные новости и статьи уик-энда.
Стюарды. Судить гонку будут традиционный член судейских комиссий, экс-президент Автомобильной федерации Швеции Ларс Остерлинд (судивший уже более 100 Гран-при), организатор Гран-при Индии Фархан Вохра и бывший гонщик "Формулы-1" 1981-1993 гг. Дерек Уорик.
Участники пресс-конференций. В четверг на вопросы ответят Жюль Бьянки, Гидо ван дер Гарде, Роман Грожан, Шарль Пик, Жан-Эрик Вернь и Себастьян Феттель. В пятницу - Ник Честер (новый технический директор Lotus, заменивший Джеймса Эллисона), Эндрю Грин (технический директор Force India), Жан-Мишель Жалинье (управляющий директор спортивного подразделения Renault), Джеймс Ки (Toro Rosso), Том МакКаллоу (гоночный инженер Sauber) и Пэт Симондс (вступивший в свою должность технического директора Williams).
Зоны DRS.
В Спа, в отличие от прошлого года, будет две независимых зоны DRS. Первая зона детекции будет расположена там же, где и в прошлом году - на спуске, в 240 метрах перед поворотом Eau Rouge, а зона активации - на прямой Kemmel, через 310 метров после выхода из поворота Raidillon. Вторая зона детекции появится в конце круга, за 160 метров перед шиканой; зона активации начинается на стартовой прямой, через 30 метров после последнего поворота, и эта вторая зона активации будет более чем в два раза короче первой.
Типы шин.
В Спа традиционно используются наиболее жесткие составы шин. Как обычно, каждому гонщику будет доступно 6 комплектов шин основного типа (Hard), 5 комплектов дополнительного типа (Medium), 4 дождевых (Wet) и 3 промежуточных (Intermediate) комплекта.
Титульный спонсор.
Спонсором Гран-при Бельгии с 2011 года является голландская нефтегазовая компания Shell. У Shell славная история в автоспорте, связанная, прежде всего, с Ferrari: в 1920х годах концерн спонсировал Alfa Romeo, а с 1929 года также ее гонщика Энцо Феррари и оказал ему большую помощь при организации Scuderia Ferrari в 1929-30 годах; в 1950х, 60х и 70х победы Ferrari, Alfa Romeo, BRM, Lotus, а затем, после небольшого перерыва, в 80х и 90х McLaren и Ferrari были связаны с маслами и топливом Shell.
Изменения, внесенные на трассе в этом году. В аппексах поворотов 5, 7, 8, 9, 12, 13, 14 и 15 уложены дополнительные поребрики, высота которых больше основных на 50 мм. В связке Eau Rouge - Raidillon обновлены барьеры безопасности.
Гонки поддержки.
В 2013 году будут традиционные европейские спутники "Формулы-1": серии Гран-при 2, Гран-при 3 и Суперкубок Порше.
Кубки.
Кубки на Гран-при Бельгии традиционно предоставляет спонсор, и с 2011 г., когда спонсором стал Shell, они имеют вид серебряных тарелок с логотипом Shell по центру. Как и трофеи Гран-при США, Бахрейна, Индии, Абу-Даби, Кореи, да и кубки самого чемпионата "Формула-1", они выполнены английским ювелирным домом Fox Silver.
Победители 2009, 2010, 2011 и 2012 годов и их кубки.
На официальном сайте Гран-при Бельгии размещены такие отзывы гонщиков: Дженсон Баттон: "Спа является одной из моих любимых трасс. Это трасса, которая предлагает все, что хотелось бы иметь гонщику. Это один из самых быстрых и жестких треков в мире с холмами, быстрыми поворотами, длинными прямыми, и все это дает вам много удовольствия от вождения. Это также очень красивый трек посреди леса, с всегда непредсказуемым результатом. Погода действительно может играть жизненно важную роль в выходные дни, даже летом. Это часть Спа. Поворот Eau Rouge является легендарным, хотя сейчас проходить его легко, если трасса сухая."
Фернандо Алонсо: "Подход к Raidillon крут. Очень резкий удар, и вы уже идете в гору. Вы не можете увидеть выход поворота из кокпита, и очень трудно предсказать траекторию автомобиля, когда вы добираетесь до вершины холма. Быстрые повороты впечатляют, особенно Eau Rouge и Pouhon. Всегда приятно ехать на "Формуле-1" по этой трассе."
Льюис Хэмилтон: "Так же как Монако, Сильверстоун и Монца, Спа является одной из исторических трасс, которые я любил видеть по телевизору, когда я был молод. Это также прекрасное место, трасса, на которой нужно подходить к пределу "Формулы-1". Прохождение Eau Rouge, Pouhon или Blanchimont дает невероятные ощущения. Все ваше тело на пределе, и вы продолжаете превосходить себя, чтобы ехать еще быстрее. Эту трассу "Формуле-1" никогда не следует покидать."
Кими Райкконен: "Мне очень нравится эта трасса."

2. Тренировка медицинской службы. 2. Кемпинг рядом с шиканой Мэлмеди.
Красная Вода.
Красная Вода - это небольшая речушка, берущая свое начало в ручьях северо-восточнее трассы, протекающая через весь трек от Eau Rouge до Stavelot, и через несколько километров впадающая в Амель. Ее воды имеют необычные примеси окислов железа, и ближе к истокам в истоках действительно имеют красный цвет, причем различный, от бурого до розового. Такая же вода встречается в окрестных пуонах - источниках минеральной воды, которые представляют собой неглубокие ямы в земле или в склоне холма. До 1918 года, когда по Версальскому договору Мальмеди перешла к Бельгии, по Eau Rouge проходила бельгийско-прусская граница (эта граница заметна до сих пор: в Франкоршаме и Ставло проживают преимущественно франкоязычные жители, а в Мальмеди - германоязычная диаспора), и там, где дорога из Франкоршама в Мальмеди после моста через речку петляла при подъеме на холм, находилась таможня.
Собственно, река - это главный фактор перепада высот на трассе, и гоночное полотно дважды на круге спускается в долину реки и дважды поднимается из нее: первый спуск находится между шиканой и Eau Rouge, а подъем - в Raidillon; второй спуск находится от Les Combes до Pouhon, а подъем после Pouhon очень плавный, после Stavelot трасса второй раз проходит над рекой, и подъем продолжается до Francorchamp. Искусственная часть трассы, от Bruxelles до Stavelot, была проложена в 1978 г. в долине реки, изобилующей пуонами. Природа постепенно берет свое, уровень воды уже в 90х годах превысил возможности искусственных систем водоотведения, и именно с подмыванием связывают обрушение транспортного тоннеля под поворотом Stavelot, произошедшее в марте 2010 года.
Когда по этой дороге начали проводиться гонки, они тоже использовали миниатюрный серпантин у таможни для подъема на холм: после спуска от La Source к берегу реки дорога круто ныряла налево, пересекая каменный мост, через несколько десятков метров поворачивала на 180 градусов близ приземистого здания старой таможни, и полого поднималась в гору, с поворотом возвращаясь на прямую Kemmel. Этот участок спрямили в 1939 году, построив изгиб Raidillon, а расширение полотна 1958 г. сделало его очень быстрым. Сейчас старая, пологая, петля, по-прежнему существует, и до 2000 года использовалась для дорожного движения, а подъем от берега реки до холма практически полностью заасфальтирован, что дает возможность использовать не только современный, самый прямой, вариант этой связки, но и, в случае надобности, перекрывать его и пользоваться тракторией, сходной с 1939-1957 годами; так, например, было сделано в 1994 году, когда Eau Rouge потребовалось сделать медленным и узким.
Современная связка Eau Rouge - Raidillon, которую зачастую именуют просто "Eau Rouge" или "Красной водой", является одним из самых необычных и сложных поворотов в мире. Она не представляла бы особого интереса без своего рельефа. Крутой подъем заставляет машины, идущие со скоростью около 300 км/ч, биться днищем об асфальт (вертикальная перегрузка 2G), и во время уик-эндов "Формулы-1" на асфальте всегда заметен желтый след от деревянных досок скольжения. А на вершине холма машина стремится взлететь вверх, резко уменьшая сцепление с трассой. Гонщик в момент начала поворота видит перед собой только небо, и должен ориентироваться только по опыту. Но если еще десять-пятнадцать лет назад Eau Rouge - Raidillon действительно представляли опасность, то современные машины "Формулы-1" имеют очень эффективную аэродинамическую прижимную силу, и позволяют проходить эту связку без снижения скорости и даже прощают некоторые помарки.
1. Вода в Eau Rouge действительно имеет красный цвет. 2. В 1920х Eau Rouge представлял собой крутой левый поворот на каменном мосту. 3. В 1939 г. он впервые приобрел скоростной характер (Нино Фарина лидирует со старта). 4. Гран-при 1956 года, хорошо видны мост и старая дорога к таможне. 5. С 1958 года связка получила современную конфигурацию (Грэм Хилл лидирует на Гран-при 1965 г.). 6. Михаэль Шумахер и Нико Росберг в Eau Rouge в 2010 г.
Безопасность в Спа.
Согласно сайту Motorsport Memory, на трассе в Спа расстался с жизнью 31 человек, в том числе такие мастера, как Дик Симэн, Арчи Скотт-Браун и Штефан Беллоф. Первый гонщик разбился здесь уже в 1925 г.; болельщикам "Формулы-1" памятны Гран-при 1960 года и 1966 года; самой же трагичной гонкой стала "24 часа Спа" 1973 г., когда погибли три гонщика, включая лидера гонки. А последний фатальный случай произошел не далее как 16 июня 2013 года, когда в гонке классической "Формулы-3" Себастьен Клозу из Па-де-Кале, управлявший Martini MK42 1985 года, вылетел в Радилльон и ударился сначала о левую стену, а затем о правую. Гонщика быстро эвакуировали с трассы, но уже в медицинском центре трассы диагностировали травмы, несовместимые с жизнью. Самым опасным местом трассы остается Raidillon, который по-прежнему сочетает в себе все опасные факторы: высокую скорость, нестабильность машины и небольшие зоны безопасности.
Прогноз погоды, радар и веб-камеры.
Прогноз погоды (картинка обновляется при перезагрузке страницы):
Перед вами скриншот метеорадара. Чтобы перейти к радару, работающему в режиме реального времени, кликните картинку.
Картинка с веб-камеры, установленной в 5 км северо-западнее трассы, на полдороге в Спа. К сожалению, камера повернута в другую сторону, но других камер в радиусе 15 км от трассы нет. Картинка обновляется автоматически, когда вы перезагружаете страницу.

Ссылки.
Официальный сайт трассы: http://www.spa-francorchamps.be/
Официальный сайт Гран-при: http://www.spagrandprix.com/
Гран-при Бельгии на сайте "Формулы-1": http://www.formula1.com/races/in_detail/belgium_904/circuit_diagram.html
Гран-при Бельгии на сайте FIA: http://www.fia.com/championship/events/fia-formula-1-world-championship/2013/belgian-grand-prix
Фейсбук: https://www.facebook.com/pages/SPA-Grand-Prix/368758619818632
Лента новостей: http://www.spa-francorchamps.be/en/archives.php
Лайв-тайминг: http://www.formula1.com/live_timing/live_timing.html
Гран-при Бельгии на Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гран-при_Бельгии
Гран-при Бельгии на Wildsoft.com: http://wildsoft.ru/gpr.php?id=195005
Фотопутешествие по старому Спа в 2000 г., когда новая трасса еще использовалась для движения: http://8w.forix.com/6thgear/spa-old-tour.html
И по той же старой трассе, но в 1990: http://www.the-fastlane.co.uk/racingcircuits/archives/Spa1990/index.html
И в 2010х: http://www.kawa-forever.com/Forum/viewtopic.php?t=728&p=5839
Видео.
Гран-при 1925 года: http://www.youtube.com/watch?v=Vx-geUqcOCE
Гран-при 1939 года: http://www.youtube.com/watch?v=_45eX2fuEjI
Гран-при 1950 года: http://www.youtube.com/watch?v=ZfXx-F0vKrQ
Гран-при 1958 года: http://www.youtube.com/watch?v=L6F7ZtV544Q
Гран-при 1966 года: http://www.youtube.com/watch?v=xCm3Q4_5s_o
Джеки Стюарт о своей аварии в 1966 году: http://www.youtube.com/watch?v=4oB1FBplQJI
Гран-при 1970 года: http://www.youtube.com/watch?v=V4H61BWgv_4
Мартин Брандл проводит экскурсию по старому Спа: http://www.youtube.com/watch?v=o1KTNnAEc28
Круг по Спа от Педро де ля Росы в 2000 г. (хорошо показана работа педалей): http://www.youtube.com/watch?v=z6J-8Fordoc
Лучший круг уик-энда 2012 г. (поул Дженсона Баттона): http://www.youtube.com/watch?v=GKAUe4ydJ5U
Превью круга от Allianz (2008): http://www.youtube.com/watch?v=Hv844wQYSOI
Точка самого сильного торможения от Brembo: http://www.youtube.com/watch?v=jsjkb0l1Fmw
Обзор трассы от Алонсо: http://www.youtube.com/watch?v=jRbiVQwK958
Одна из самых впечатляющих массовых аварий в "Формуле-1" - Гран-при Бельгии 1998 г.: http://www.youtube.com/watch?v=BmOhDtgsPjc
Inside Grand Prix: http://www.youtube.com/watch?v=iN0L6Mp3Jgc
3D-обзор Pirelli: http://www.pirelli.com/tyre/ww/en/f1/2013-3d-track-experience.html#videoPlayer
Другие соревнования в этот уик-энд:
20 Aug - 30 Aug - Rally Dos Sertoes Sertoes International Rally, Rally in Brazil
21 Aug - 25 Aug - Australian Targa Championship Supaloc Targa Adelaide, , targa road rally in Australia
22 Aug - 25 Aug - WRC - World Rally Championship ADAC Rallye Deutschland, Rally in Germany
22 Aug - 25 Aug - FIA World Cup for Cross Country Rallies HunGarian Baja, Rally in Hungary
23 Aug - World Challenge Sonoma Grand Prix, Sonoma Raceway, Sears Point in the United States
23 Aug - NASCAR Nationwide Bristol, Bristol Motor Speedway, Bristol in the United States
23 Aug - 25 Aug - International V8 Supercar Championship Series Winton 360, Winton Motor Raceway, Winton in Australia
23 Aug - 25 Aug - Porsche City Index Carrera Cup Winton Motor Raceway, Winton Motor Raceway, Winton in Australia
23 Aug - 24 Aug - Volkswagen Castrol Cup Polska Red Bull Ring, Red-Bull-Ring Spielberg, Spielberg in Austria
23 Aug - 24 Aug - MSA British Rally Championship Rally NI (Ulster Rally), Rally in the United Kingdom
24 Aug - NASCAR Sprint Cup Series Irwin Tools Night Race, Bristol Motor Speedway, Bristol in the United States
24 Aug - VLN Endurance Championship Nurburgring 6h ADAC Ruhr-Pokal-Rennen, Nurburgring Nordschleife, Nurburg in Germany
24 Aug - STCC - Scandinavian Touring Car Championship Karlskoga, Karlskoga Motorstadion, Karlskoga in Sweden
24 Aug - Porsche Carrera Cup Scandinavia Karlskoga, Karlskoga Motorstadion, Karlskoga in Sweden
24 Aug - Ginetta GT Supercup Knockhill, Knockhill, Dunfermline in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - Lotus Cup Europe Brands Hatch GP, Brands Hatch Circuit, Longfield in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - Lotus Cup UK Brands Hatch GP, Brands Hatch Circuit, Longfield in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - Lotus Cup UK Donington Park, Donnington Park, North West Leicestershire in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - BTCC - British Touring Car Championship Knockhill, Knockhill, Dunfermline in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - Porsche Carrera Cup Great Britain Knockhill, Knockhill, Dunfermline in the United Kingdom
24 Aug - 25 Aug - FIA Asia-Pacific Rally Championship Malaysian Rally 2013, Rally in Malaysia
25 Aug - IndyCar Series GoPro Indy Grand Prix of Sonoma, Sonoma Raceway, Sears Point in the United States
25 Aug - Maserati Trofeo World Series Sonoma, Sonoma Raceway, Sears Point in the United States
25 Aug - Turismo Carretera Parana, Autodromo Ciudad de Parana, Parana in Argentina
25 Aug - China Touring Car Championship Cheng Du, Chengdu Goldenport Circuit, Chengdu in China
25 Aug - Formula Ford North Sea Series Danish GP, Jyllands-Ringen, Resenbro in Denmark
24 Aug - 25 Aug - Кубок России по кроссу, Рязанская обл.
24 Aug - 25 Aug - Чемпионат Европы по кроссу, Чехия
24 Aug - 25 Aug - Чемпионат России по кроссу, Ставропольский край
24 Aug - 25 Aug - Чемпионат России по ралли-кроссу, Казань
Расписание телетрансляций уик-энда (Московское время):
Дата | Спорт-1 | Россия-2 | sportbox.ru | Комментатор | Eurosport | SkySportF1 | 23 августа, пятница, пресс-конференция "Формулы-1": | | | | | | 10:45 | 23 августа, пятница, превью Гран-при Бельгии: | | | | | | 11:30 | 23 августа, пятница, 1 тренировка "Формулы-1": | 11:55 | | 11:55 | Р.Гатаулин | | 11:45 | 23 августа, пятница, 1 тренировка GP2: | | | | | | 14:00 | 23 августа, пятница, 2 тренировка "Формулы-1": | 15:55 | | 15:55 | В.Башмаков | | 15:45 | 23 августа, пятница,квалификация GP2: | 17:55 | | 17:55 | Попов/Фабричнова | | 17:50 | 23 августа, пятница, пресс-конференция "Формулы-1": | | | | | | 19:15 | 24 августа, суббота, квалификация GP3: | 11:40 | | 11:40 | Р.Гатаулин | | 11:45 | 24 августа, суббота, повтор квалификации GP2: | 12:15 | | | Попов/Фабричнова | | | 24 августа, суббота, 3 тренировка "Формулы-1": | 12:55 | | 12:55 | Р.Гатаулин | | 12:45 | 24 августа, суббота, квалификация "Кубка Порше": | 14:20 | | 14:20 | В.Башмаков | | | 24 августа, суббота, повтор квалификации GP3: | 14:55 | | | Р.Гатаулин | | | 24 августа, суббота, квалификация "Формулы-1": | 15:45 | 15:50 | 15:45 | Попов/Фабричнова | | 15:00 | 24 августа, суббота, повтор квалификации GP2: | 17:05 | | | Попов/Фабричнова | | | 24 августа, суббота, первая гонка GP2: | 17:35 | | 17:35 | Попов/Фабричнова | | 17:35 | 24 августа, суббота, первая гонка GP3: | 21:00 | | 21:00 | В.Башмаков | | 19:15 | 25 августа, воскресенье, повтор первой гонки GP3: | 10:45 | | | В.Башмаков | 11:00 | | 25 августа, воскресенье, вторая гонка GP3: | 11:20 | | 11:20 | Р.Гатаулин | 11:30 | 11:20 | 25 августа, воскресенье, повтор первой гонки GP2: | 12:00 | | | Попов/Фабричнова | | | 25 августа, воскресенье, вторая гонка GP2: | 12:30 | | 12:30 | Попов/Фабричнова | | 12:35 | 25 августа, воскресенье, повтор квалификации "Кубка Порше": | 13:25 | | | В.Башмаков | | | 25 августа, воскресенье, гонка "Кубка Порше": | 13:40 | | 13:40 | В.Башмаков | 13:45 | | 25 августа, воскресенье, повтор квалификации "Формулы-1": | 14:25 | | | Попов/Фабричнова | | | 25 августа, воскресенье, Гран-при "Формулы-1": | 15:30 | 15:45 | 15:30 | Попов/Фабричнова | | 14:30 | 25 августа, воскресенье, повтор второй гонки GP3: | 18:00 | | | Р.Гатаулин | | |
Трансляции также можно будет увидеть по ссылкам:
http://seetv.tv/see/mega (Украинский канал "Мега", только гонка, в 15:00 по Киеву)
http://mclarenf-1.com/liveroom/
http://livetv.ru/allupcomingsports/7/
http://www.sportcategory.com/c-10.html
http://ovego.3dn.ru/publ/sport_1_ru/2-1-0-886 (Телеканал Спорт-1)
http://www.stream2watch.me/live-tv/sky-sports-f1-live-stream (SkySportF1)
http://www.time4tv.com/2012/03/sky-sports-f1.html (SkySportF1)
http://www.livetvstreamin.com/watch-sky-sports-f1-live-online-1 (SkySportF1)
Результаты.
Первая тренировка:
Вторая тренировка:
Тертья тренировка:
Квалификация:
Поз. | Пилот | Команда | Q1 | Q2 | Q3 | 1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 2:00.368 | 1:49.067 | 2:01.012 | 2. | Себастьян Феттель | Red Bull | 2:01.863 | 1:48.646 | 2:01.200 | 3. | Марк Уэббер | Red Bull | 2:01.597 | 1:48.641 | 2:01.325 | 4. | Нико Росберг | Mercedes | 2:01.099 | 1:48.552 | 2:02.251 | 5. | Пол ди Реста | Force India | 2:02.338 | 1:48.925 | 2:02.332 | 6. | Дженсон Баттон | McLaren | 2:01.301 | 1:48.641 | 2:03.075 | 7. | Роман Грожан | Lotus | 1:02.476 | 1:48.649 | 2:03.081 | 8. | Кими Райкконен | Lotus | 2:01.151 | 1:48.296 | 2:03.390 | 9. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 2:00.190 | 1:48.309 | 2:03.482 | 10. | Фелипе Масса | Ferrari | 2:01.462 | 1:49.020 | 2:04.059 | 11. | Нико Хюлькенберг | Sauber | 2:01.712 | 1:49.088 | | 12. | Адриан Сутиль | Force India | 2:02.749 | 1:49.103 | | 13. | Серхио Перес | McLaren | 2:02.425 | 1:49.304 | | 14. | Гидо ван дер Гарде | Caterham | 2:00.564 | 1:52.036 | | 15. | Жюль Бьянки | Marussia | 2:02.110 | 1:52.563 | | 16. | Макс Чилтон | Marussia | 2:02.948 | 1:52.762 | | 17. | Пастор Мальдонадо | Williams | 2:03.072 | | | 18. | Жан-Эрик Вернь | STR | 2:03.300 | | | 19. | Даниэль Риккардо | STR | 2:03.317 | | | 20. | Валттери Боттас | Williams | 2:03.432 | | | 21. | Эстебан Гутьеррес | Sauber | 2:04.324 | | | 22. | Шарль Пик | Caterham | 2:07.384 | | |
Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 24.08.2013 17:46
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz
|