Мне кажется, гораздо престижней участия в четырех Гран-При была победа в "Тарга Флорио" 1948 г. Это эпохальная гонка, в которой когда-то боролись и побеждали Наццаро, Лянча (тот самый), Булло, Феррари (тот самый), Вернер, Матерацци, Варци, Нуволари, Бривио (известный нам как Антонио Бривио Сфорца), Таруффи и Виллорези, и Трубецкой встал с ними в один ряд. Значимость победы была еще и в том, что это была первая "Тарга Флорио" для автомобилей марки Ferrari - и вряд ли Энцо, сам за 24 года до этого финишировавший вторым, мог недооценивать достижение Трубецкого.
Интервью Трубецкого были в "Historic Race & Rally" за июль-август 1993 (известное интервью, взятое автогоночным историком Дугом Наем), в "La Vie Automobile" №854 от 20/08/1998 и в "Ferrari Club" №12 за июнь 2007. Так что за рубежом князя Игоря помнили и чтили, просто нам было не до него.
Перескажу еще пару историй. Не претендую на полную правдивость, поскольку многое из этого сам узнал сегодня, что-то мог недопонять, что-то недоперевести... Но тем не менее.
Первое: рассказ о "Тарга Флорио" 1948 года, просто частичный перевод статьи об истории машин Ferrari на
http://www.johnstarkeycars.com/pages/articles/articles_04.html. Использованы фрагменты интервью Трубецкого Дугу Наю в 1993 году.
3 марта 1948 года автоспортивный сезон начался с восьмого "Джиро ди Сицилия" (Giro di Sicilia), известного также как 32-й "Тарга Флорио" (Targa Florio). Игорь Трубецкой был заявлен на Ferrari 166 (новое шасси под индексом 006I), но после аварии его партнера Стерци (Bruno Sterzi) на тренировке это шасси не могло быть использовано в гонке, и тогда Трубецкой согласился стартовать на шасси 001S, первоначально предназначенном только для тренировок, вместе с Клементе Биондетти, чемпионом по длинным дистанциям. Трубецкой позже рассказывал: "Этот Феррари, он обещал нам эксклюзивную поддержку завода, но в первой гонке он начал помогать всем своим клиентам. Когда я начал жаловаться, он стал ломать себе руки, говоря: "Князь, князь, я бедный человек, а у вас ведь и так есть прекрасный шанс выиграть "Тарга Флорио"..."
Трубецкой и Биондетти действительно вышли в лидеры, в то время как экипаж Кобе Бесано и графа Бруно Стерци шел шестым. По недосмотру, все Ferrari были доставлены на Сицилию с запасом неправильного топлива. И хотя двигатель работал плохо, так или иначе, Трубецкой удерживался впереди, на победной позиции комбинированной гонки "Джиро ди Сицилия"/"Тарга Флорио", в которую входил один круг вокруг острова, длиной 1080 километров.
В этой гонке гонщики Ferrari столкнулись с жестким соперничеством: Аскари и Виллорези, за рулем новых, 2-литровых Maserati, и Таруффи, на 1100 куб.см Cisitalia, преследовали их всю дорогу. Затем Аскари разбился, а Виллорези сошел после отказа двигателя, в результате чего Ferrari возглавили гонку. Трубецкой рассказывал: "Перед стартом гонки "Тарга Флорио" Стерци повредил свою машину и попросил меня: "Послушайте, я потерял свой автомобиль, но я итальянец, а вы француз; а поскольку это итальянские гонки, то вы должны дать мне возможность участвовать в гонке, перед моими зрителями." Поэтому я взял Muletto (шасси 001S) с широким кузовом, которая у нас использовалась в качестве учебного автомобиля, и разделил ее с Биондетти, он был прекрасным гонщиком. Дорога была сумасшедшей, было едва ли 10 км прямых участков более чем за тысячу километров гонки, и было такое количество поворотов, влево и вправо, вверх и вниз по холмам и горам, мы провели так много времени на низких передачах, и дозаправки были примерно каждые 200 километров, и когда мы остановливались, мы менялись за рулем - то Биондетти управлял, то я. И чудом мы выиграли в этом старом Muletto!"
"Это действительно было чудо, скажу я вам, потому что мы должны были использовать специальную смесь топлива: одна треть бензина, треть спирта, треть чего-то еще, но по ошибке мы получили обычный бензин. Все Феррари получили то же самое, прокладки в топливных насосах не были рассчитаны на такую смесь, и все насосы начали течь, кроме насоса на нашем автомобиле. Таким образом, хотя на обычном бензине наш двигатель работал действительно плохо, но он хотя бы продолжал работать и - фантастика! - мы выиграли Traga Florio!"
Трубецкой также рассказал забавный случай, о гонке в Сицилии: "Местные крестьяне держали по две-три огромные собаки, которые были напуганы шумом и постоянно выбегали на дороги. Удивительно, но этот вопрос был решен случайно, с мафией. Мы ели в ресторане внизу Палермо, у гавани, и однажды вечером, я пригласил одного человека выпить кофе с нами. Мы были очень дружелюбны, и когда мы расстались, он спросил: "Вы хотите что-нибудь?" - и тогда я просто сказал ему, что это было очень опасно, все эти собаки. И он сказал: "Хорошо. Там не будет ни одной собаки на дороге в день гонки." И не было ни одной! Потом я спросил хозяина ресторана об этом, и он только улыбнулся и сказал мне: "Да, вашим гостем был очень могущественный человек..." Невероятно."
Первая фотография - это шасси 006I, еще не разбитое, новейшая на тот момент Ferrari. Остальные - Трубецкой и Биондетти на дистанции. Гонка длилась чуть больше 12 часов, средняя скорость составила 88 км/ч - существенно меньше, чем Гран-При Монако тех лет, что говорит нам о сложности маршрута. Еще, хочу отметить, что Трубецкой сам говорит о себе как о французе - несмотря на то, род свой он ведет от Голицыных, Нарышкиных и Мусиных-Пушкиных, он родился в Париже за несколько лет до революции и в России-то, вероятно, никогда и не был.
Второе: рассказ о "Милле Милья" 1948 года, мы однажды уже вскользь касались этого в "Загадках".
Трубецкой и Стреци основали команду "Scuderia Inter" (она же "Gruppo Inter"), тим-менеджером которой был назначен Фредди Зехендер (Goffredo Zehender). Команда была создана на определенных договоренностях с Энцо Феррари: Феррари предоставлял машины (весьма дорого), техобслуживание и полную заводскую поддержку, причем на "Тарга Флорио" и "Милле Милья" - эксклюзивно, другие клиенты Ferrari вообще не должны были участвовать в этих гонках. В этой ситуации каждый получал свое: Трубецкой - возможность участвовать в престижных гонках на лучшей машине и полной эксклюзивной заводской поддержке, Стерци - то же самое, причем во многом за деньги Трубецкого, правда машину он получал похуже; Феррари в тяжелое для себя время получал прибыль от продажи нескольких машин, и кроме того, поскольку между гонками он восстанавливал машины, и они почти все время находились на фабрике в Маранелло, он втихаря, при участии Зехендера, давал их напрокат другим гонщикам. Когда Стреци узнал об этом, он прекратил работать с Зехенедром.
Итак, "Тарга Флорио" Трубецкой выиграл, хотя и был крайне недоволен, что Феррари не сдержал обещания и допустил до участия в гонке других своих клиентов. На "Милле Милья" он рассчитывал на самые высокие места, но болезнь жены заставила его уехать в Париж. Его машину, Ferrari 166 шасси 006I, взял себе Биондетти, а шасси 010I осталось свободным на фабрике Феррари. Феррари выехал в Брешию, на старт гонки; там, в отеле, он повстречал Нуволари, который был заявлен в гонку на Cisitalia D50, но его машина так не прибыла - она была повреждена в аварии и ее не успели починить. Нуволари был в отчаянии; Феррари позвонил на фабрику и приказал доставить в Брешию свободную машину. На следующий день шасси 010I было представлено на техническую инспекцию.
Нуволари был уже тяжело болен, кашлял кровью, это была одна из последних его гонок, и он сделал ее знаменитой в веках. Несмотря на то, что стартовал он в последних рядах, очень скоро он выбился в лидеры. Он использовал всю ширину дороги, и вскоре оставил на обочине капот и переднее крыло; потом отвалилось водительское сиденье (Нуволари во время пилотирования ерзал, как уж на сковородке), и Нуволари поставил вместо него мешок апельсинов. Изможденный вид гонщика, когда он достиг Модены, шокировал Феррари, и Энцо, в первый и последний раз в жизни, предложил гонщику сойти - а ведь впервые в истории Ferrari лидировала в "Милле Милья"! Но Тацио отказался. Потом начались проблемы с тормозами, потом треснула задняя подвеска, - и только когда амортизатор пробил пол и ехать дальше стало невозможно, Нуволари остановился на обочине. Его вытащили из машины и положили в кровать в доме местного священника.
Выиграл ту гонку Биондетти. Скрыть происшествие с Нуволари было просто невозможно, и Трубецкой, конечно же, со временем узнал, что Феррари обманывал его и использовал принадлежавшие ему автомобили. Официально он не заявлял претензий, даже высказывался в том духе, что рад был поспособствовать легендарному Нуволари, но нравится это ему не могло, его увлечение гонками постепенно стало сходить на нет, команда была закрыта, машины проданы. Шасси 010I, после гонки отремонтированное Феррари за свой счет, сохранилось, после многочисленных перепродаж оно было отреставрировано, сейчас находится в Калифорнии, участвует в многочисленных выставках и ценится крайне высоко - ведь это вторая выпущенная Ferrari.
На закуску, Владимиру в коллекцию, несколько статей из Corriere dello Sport 1948 года, о "Тарга Флорио" и "Милле Милья". Правда (разумеется), в них Биондетти превозносится до небес, а о Трубецком ("Principe Igor") практически ни слова, он выступает только как владелец машины.
Corriere dello Sport № 75 за 1 апреля 1948, стр. 1
Corriere dello Sport № 75 за 1 апреля 1948, стр. 4
Corriere dello Sport № 77 за 3 апреля 1948, стр. 1
Corriere dello Sport № 77 за 3 апреля 1948, стр. 4
Corriere dello Sport № 78 за 5 апреля 1948, стр. 6
Corriere dello Sport № 80 за 7 апреля 1948, стр. 1
Corriere dello Sport № 80 за 7 апреля 1948, стр. 2
Corriere dello Sport № 92 за 21 апреля 1948, стр. 4
Corriere dello Sport № 100 за 30 апреля 1948, стр. 1
Corriere dello Sport № 100 за 30 апреля 1948, стр. 3
Corriere dello Sport № 101 за 1 мая 1948, стр. 1
Corriere dello Sport № 101 за 1 мая 1948, стр. 4
На первой из приведенных страниц есть замечательный репортаж некого
m. c. "I bolidi sul duro percorso" о ходе гонки; и, между прочим, согласно ему, половину дистанции лидировал Виллорези, а Биондетти держался в минуте позади него, и обгон произошел только после проблем с мотором Виллорези, перед Сиракузами, то есть уже после середины дистанции, и это, как и многое другое, не соотносится с вышеприведенными данными с
www.johnstarkeycars.com.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz