Инцидент с участием Феттеля и Алонсо
Этот момент остался на закуску – кое-что в нем показалось заслуживающим внимания.
Сперва я хочу обратить внимание на то, что решение по данному инциденту было вынесено стюардами достаточно быстро – по ходу заезда. Это важный момент, поскольку в спортивном регламенте четко сказано, что решение по ходу гонки выносится лишь «в случае полной уверенности в том, что гонщик нарушил правило» – если же стюарды сомневаются, то они дожидаются окончания заезда, а дальше занимаются итоговым разбором эпизода с привлечением (по необходимости) самих пилотов.
Так что тот факт, что стюарды наказали Феттеля проездом по пит-лейн, говорит о том, что они были на 100 процентов уверены в своей правоте.
Между тем, инциденты, подпадающие под формулировку «выдавливание гонщика за пределы трассы» (подпункт E пункта 16.1 спортивного регламента), в прошлые годы были не настолько простыми, чтобы решение по ним принималось скоро. И все же в нашем случае все произошло достаточно быстро.
Конечно, причина – в ужесточившихся правилах относительно обгонных маневров. После историй с участием Нико Росберга в этом году в «Формуле-1» решили пересмотреть права защищающихся и дать больше шансов на завершение маневра тем, кто преследует конкурента. Если раньше атакующему требовалось просунуть в поворот полкорпуса машины, чтобы считаться хозяином положения, то сегодня достаточно лишь поравняться с задними колесами болида соперника.
Если взглянуть на этот кадр из телетрансляции (прошу прощения за качество), то мы обнаружим, что Себастьян Феттель не успел закрыть калитку Фернандо Алонсо, и это значит, что дальнейшее движение немца влево уже воспринималось как попытка «выдавить гонщика с трассы».
Полагаю, что с момента начала разбора инцидента дирекцией гонки у «Ред Булл» было время сообщить ФИА о том, что это не так и что Феттель не выдавливал соперника (потому что, например, не видел его в зеркалах), однако аргументы тим-менеджера, видимо, оказались настолько слабыми, что парни из Милтон-Кейнса решили не настаивать на невиновности Себастьяна.
Более того, у меня возникла мысль (из серии конспирологических теорий), что в «Ред Булл» хотели скорейшего разрешения ситуации. Возможно, к моменту инцидента команда уже знала о проблеме с генератором на болиде действующего чемпиона и предполагала сход. В таком случае затягивание вынесения вердикта могло Феттелю только навредить – если бы после заезда Себастьяна признали виновным, то он наверняка получил бы штраф в виде потери пяти позиций на старте Гран-при Сингапура. Так что не исключено, что «Ред Булл» сразу после происшествия дал ФИА знать, что Феттель прекрасно понимал, что он делает (объяснения немца после финиша гонки это косвенно подтверждают).
Кстати, нынешнее решение стюардов вновь коснулось темы наказания и поощрения действий гонщиков – эта история стара как мир, и мы уже не раз ее обсуждали, однако после некоторых размышлений я пришел к выводу, что все не так уж и страшно. Федерация заняла достаточно жесткие позиции и нещадно штрафует спортсменов за нарушения, однако гоночных инцидентов меньше не стало. И борьбы – тоже.
Речь не только о пилотах вроде Грожана или Мальдонадо, которые порой ведут себя словно в GP2, но и о лидерах: в этом году мы видели несколько захватывающих моментов, вроде обгона Райкконеном Шумахера в «О’Руж» или корректной борьбы Алонсо с Уэббером, и есть ощущение, что эти баталии стали возможны потому, что пилоты топ-команд притерлись друг к другу. Они знают, на что способны главные конкуренты, и что могут друг другу доверять.
Но даже в таких условиях избежать того, что случилось между Алонсо и Феттелем, нельзя – оценка пределов дозволенного будет происходить постоянно. Однако, по крайней мере, Фернандо теперь знает, что Себастьян с ним церемониться не будет.
Чемпион FF 2010 IC and FF 2011 IC....... F-1 Team Чемпионы FF 2007 и 2011 годов