Дилемма в Red Bull: Райкконен или Риккардо?
Авторитетный британский журналист Джеймс Аллен рассуждает о непростом выборе, который предстоит сделать чемпионской команде, чтобы заменить Марка Уэббера в следующем сезоне…
Даниэль Риккардо или Кими Райкконен? Выбор между двумя этими пилотами обдумывают в Red Bull Racing во время летнего перерыва. На первый взгляд кажется, что заполнить вакансию за рулём самой конкурентоспособной машины последних лет – небольшая проблема, с другой – обе кандидатуры весьма рискованные, хотя и по-разному.
С Риккардо риск очевиден – у него просто меньше опыта. Даниэль быстр, но способность стабильно выступать на высоком уровне ему ещё предстоит доказать. Руководитель команды Кристиан Хорнер заметил по этому поводу: «Даниэль находится в самом начале своей карьеры, он доказал свою скорость, а остальные факторы мы не сможем оценить, пока он не окажется в конкретной ситуации, но у нас достаточно информации, чтобы принять решение».
C Райкконеном риск другой, более тонкий, связанный с его характером. Что произойдёт, если и когда он подберётся слишком близко к Феттелю?
С 2009 года Red Bull Racing – отлаженный механизм побед. Сложности возникли лишь в тот момент, когда Уэббер подобрался слишком близко к Феттелю – во время инцидента в Турции в 2010-м, потом в Сильверстоуне, когда произошел обмен передними антикрыльями, затем в Малайзии. Райкконену перед подписанием контракта нужны гарантии в том, что гонщики получат равные шансы на победу.
«Подход останется прежним – оба гонщика получат равные возможности и только их результаты на трассе определят иерархию. Для нас первый номер, в любой момент времени – тот, у кого больше очков в чемпионате», – сказал по этому поводу Хорнер.
Во времена выступлений Феттеля и Уэббера подход действительно был таким, но без осложнений не обошлось. Когда в 2010-м ситуация обострилась, владелец команды Дитрих Матешиц заявил, что он скорее потеряет чемпионат, чем использует командную тактику.
Болельщики, по некоторым признакам, считали, что в команде есть заговор против Марка, и реплика Матешица не ослабила их озабоченность. В случае приглашения Райкконена подобные вопросы возникнут с самого начала, а огромная популярность Кими увеличит риск подозрений в адрес команды.
Даже если финн окажется чуть медленнее в квалификациях, он невероятно стабилен в гонках, что вызовет необходимость расставлять приоритеты при разработке стратегии и другие причины для головной боли у Red Bull Racing. Конкуренция со стороны Райкконена станет новой мотивацией для Феттеля, особенно если в этом году он выиграет четвёртый титул. Но и для руководства команды приход Райкконена станет серьёзным вызовом.
Хорнер подтвердил – мнение Феттеля, который после Гран При Венгрии публично заявил, что хотел бы видеть своим напарником именно Райкконена, не повлияет на выбор команды.
Кристиан Хорнер: «Не думаю, что Себастьян будет возражать против любого из кандидатов. У него нет предпочтений – он знает и Кими, и Даниэля. Они оба – очень быстрые гонщики, способные бросить ему вызов, но Себастьян не оказывает давления на команду».
Есть ощущение, что команда Mercedes будет очень конкурентоспособна в ближайшие несколько лет, так что выбор сильного, конкурентоспособного напарника для Феттеля – это очень важный вопрос для Red Bull Racing. Дилемма весьма интригующая – любопытно, какой выбор они в итоге сделают».
Кристиан Хорнер: Феттель не влияет на выбор напарника
Руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер заявил в интервью Press Association, что Себастьян Феттель не пытается оказать влияние на выбор будущего напарника, который сменит Марка Уэббера в следующем сезоне…
Кристиан Хорнер: «Не думаю, что Себастьян будет возражать против любого из кандидатов. У него нет предпочтений – он знает и Кими, и Даниэля. Они оба – очень быстрые гонщики, способные бросить ему вызов, но Себастьян не оказывает давления на команду.
Подход останется прежним – оба гонщика получат равные возможности и только их результаты на трассе определят иерархию. Для нас первый номер, в любой момент времени – тот, у кого больше очков в чемпионате.
Даниэль находится в самом начале своей карьеры, он доказал свою скорость, а остальные факторы мы не сможем оценить, пока он не окажется в конкретной ситуации. У нас достаточно информации, чтобы принять решение. Мы хотим иметь двух самых быстрых гонщиков, а Даниэль и Кими – это хороший выбор».
В Red Bull Racing обещали определиться с выбором напарника для Феттеля на следующий сезон во время летнего перерыва…
Култхард: Удивлюсь, если Феттель не выиграет четвертый титул
В прошлый уик-энд Дэвид Култхард провёл демонстрационные заезды в голландском Ассене за рулем Red Bull RB7. Шотландец дал интервью сайту GPUpdate, в котором говорил о текущем сезоне и претендентах на замену Марку Уэбберу...
Вопрос: Дэвид, по чему вы скучаете, завершив гоночную карьеру?
Дэвид Култхард: Я скучаю по вещам, которые больше не могу увидеть или потрогать. Скучаю по членам семьи, по тому, что мне уже не по силам, но если я вновь захочу участвовать в гонках, то смогу это сделать.
Да, я не могу вернуться в Формулу 1, не заплатив за это денег, потому что мне 42 года и я уже неинтересен топ-командам. Однако если я действительно захочу вернуться в Формулу 1, то, осмелюсь сказать, мог бы заплатить Marussia несколько миллионов евро и вновь выйти на старт! Так что я не скучаю по гонкам. Я люблю гонки, ведь я участвовал в них с 11 лет, но с 2009 не гонялся и не испытывал из-за этого проблем. Жизнь хороша – я просыпаюсь, делаю то, что должен делать, и ложусь спать.
Что дают гонки? Прилив адреналина, концентрацию внимания и небольшое волнение. Нужна действительно хорошая связь между вами и гоночным инженером, механиками. Вся команда хочет, чтобы вы и ваш напарник добились успеха. Гонки – это больше, чем просто пилотирование машины – нужно быть частью большого коллектива.
Посмотрите на Феттеля, Алонсо или любого другого гонщика на подиуме – им достаются победные кубки и слава, но у них очень хорошие отношения с командой. Можно говорить об абсолютном доверии. У гонщика нет необходимости говорить спасибо, когда команда меняет ему колеса. В команде никогда не ждут от пилота благодарностей во время гонки, поскольку каждый максимально сосредоточен на своем деле. Это действительно здорово, потому что в обычном мире люди другие.
Водопроводчик, который придет на ваш вызов, может долго рассказывать о том, какая у него сложная работа. Тем не менее, он возьмет отпуск на месяц и проведет весь август на юге Франции. И после этого он говорит про сложную работу! Я считаю, что автоспорт позволяет выделить в людях их лучшие черты.
Вопрос: Вы не исключаете возможность своего возвращения в гонки в будущем?
Дэвид Култхард: Я не скажу «нет», но сейчас не думаю об этом. Общаясь с друзьями-гонщиками моего возраста, мы говорим о том, что можно было бы принять участие в гонке «24 часа Дайтоны». Я гонялся в Формуле 1, Ле Мане, в Макао и Зандфорте. Мне повезло, во время своей карьеры я выступал на всех этих знаковых трассах, но не гонялся в Батерсте. Возможно, было бы здорово там выступить, но мне уже 42 года, я стал отцом и иначе смотрю на жизнь, чем десять лет назад, когда мне было 32, и я был один.
Вопрос: Вы работаете комментатором на BBC. Есть ли что-то общее между вашей нынешней профессией и работой в команде Формулы 1?
Дэвид Култхард: Ничего общего. В случае с BBC речь идет об общественной радиовещательной корпорации, в которой действуют профсоюзы и люди просто не станут работать, если на часах 17.00 и рабочий день закончился. В автоспорте всё иначе. Если в полночь обнаружилась проблема с машиной, то механики разберут её, найдут неполадку, потом соберут, в четыре утра пойдут спать, а уже в шесть вновь будут на своих местах. Это совершенно другой менталитет.
Вопрос: Что вы думаете о нынешнем сезоне?
Дэвид Култхард: Сезон очень интересный. Посмотрите на Себастьяна, Марка, Фернандо, время от времени на Романа, Льюиса, Нико – все они демонстрируют очень высокий уровень. Если говорить о скорости машин, для людей непосвященных ситуация может показаться запутанной. Red Bull – самая стабильная команда последних лет. Ferrari выступает примерно на таком же уровне, у McLaren – подъемы и спады. Lotus тоже производит впечатление стабильной команды.
Если говорить про Mercedes, можно услышать много споров по поводу тестов, но в целом у них очень быстрая машина. Нико и Льюис уже побеждали в этом году, и нет сомнений в том, что они смогут сделать это вновь. Команда становится сильнее. Если в оставшихся девяти гонках Mercedes завоюет дубли, а Себастьян во всех этих гонках финиширует третьим, то, мне кажется, он выиграет титул, хотя я не стану утверждать этого, поскольку не проводил математические расчеты. Однако маловероятно, что в оставшихся девяти гонках мы увидим именно такой подиум.
Вопрос: Ходит много слухов о том, кто заменит Марка Уэббера в Red Bull Racing. Называются имена Райкконена, Риккардо и даже Алонсо. Кого бы вы хотели видеть напарником Феттеля?
Дэвид Култхард: Я бы хотел увидеть их всех! Один мог бы нажимать на педаль газа, второй на тормоз, а третий крутить руль. (смеётся) Если говорить про Фернандо, то я не думаю, что такое возможно, но вполне нормально, что менеджеры пилотов общаются со всеми командами. Они не были бы менеджерами, если не беседовали с командами, которые выигрывают гонки.
Ferrari – известный бренд, здорово выступать за эту команду, но еще приятнее выигрывать гонки и титулы. Фернандо уже продемонстрировал, что он великий пилот, выиграв два чемпионских титула в Renault. Очевидно, он хочет выиграть титул в Ferrari, и эта команда стабильно ведет борьбу в первых рядах. Если вспомнить историю Формулы 1, то можно ожидать, что и в дальнейшем они будут сильны.
Кими – чемпион мира, демонстрирующий невероятную стабильность – посмотрите на его результаты, на то, сколько гонок подряд он зарабатывает очки. Его нельзя исключать из числа претендентов, поскольку Red Bull нужны победы не только в личном зачете, но и в Кубке конструкторов.
Даниэль – очень приятный парень, в команде все его любят. Он не очень хорошо известен публике, поскольку ещё не был на подиуме, а именно благодаря высоким результатам люди узнают о пилотах. Приглашение Даниэля стало бы хорошей проверкой молодежной программы Red Bull, ведь тогда мы бы увидели еще одного пилота после Себастьяна, который через неё прошел. Я не знаю, кто получит место в команде. Я не очень осведомлен о процессе принятия решения – мы все узнаем, когда придет время.
Вопрос: Себастьян Феттель лидирует в личном зачете и намерен завоевать четвертый чемпионский титул. Чего вы ждете от второй части сезона?
Дэвид Култхард: Исторически сложилось, что если вам удается создать отрыв в первой части сезона, то даже если кому-то затем удается сильно прибавить, вы, как правило, выигрываете титул. Вспомните, как Баттон выиграл титул в Brawn GP– он одержал много побед в первой половине сезона, но не продемонстрировал ничего выдающегося во второй, однако сумел завоевать титул.
Mercedes выглядит сильно – в этом нет сомнений. Их машина быстра в квалификации, возможно, даже имеет преимущество над Red Bull, однако Red Bull – очень стабильная команда. Себастьян, безусловно, замечательный пилот – чтобы это понять, достаточно посмотреть на его статистику. Если он не выиграет четвертый титул, это станет сюрпризом. Хотя, конечно, впереди ещё девять гонок, в которых будет разыграно много очков.
Марк Бланделл: Уэббер устал от политики в Формуле 1
В авторской колонке для британского издания MotorSport бывший гонщик Формулы 1, а сегодня – менеджер пилотов Марк Бланделл рассуждал о том, почему Марк Уэббер решил покинуть чемпионат…
Марк Бланделл: «Решение об уходе из Формулы 1 принять очень непросто, особенно, если гонщик чувствует, что ещё достаточно быстр, чтобы выступать в Гран При. И всё же, Марк решил покинуть топ-команду, для которой машины строит сам Эдриан Ньюи.
Думаю, Уэббер устал от политики в Формуле 1. Он достаточно хорош, чтобы выступать в чемпионской команде, но его карьера в Red Bull Racing не была лёгкой, а после Гран При Малайзии этого года стало понятно, что ему никогда не позволят стать первым номером, что бы ни было написано в его контракте.
Я могу его понять. Покинув Формулу 1 после сезона 1995 года, я был невероятно разочарован. У меня был контракт – с командой, которая и сегодня выступает в Формуле 1, я чувствовал уверенность, что проведу в ней следующий сезон, но вдруг было решено, что я не соответствую их требованиям. Я был сыт по горло этой политикой и отправился в Штаты, где выступал за PacWest в CART. Перемены оказались достаточно серьёзными, но это был новый этап в моей карьере и новая глава для моей семьи. В 1997-м я выиграл три гонки и позитивно вспоминаю то время.
Да, это не Формула 1. Хотя CART – серьёзная серия, после Формулы 1, где вы ведёте борьбу с лучшими гонщиками на лучших машинах и лучших трассах, кажется, что вы попали в другую лигу.
Я уверен – мы ещё услышим о Марке. Он не закончил своих отношений с Ле-Маном после выступлений за рулём Mercedes, а у Porsche там больше побед, чем у любого другого производителя. Компания надеется за короткое время добиться успеха, и на Уэббера они сделали ставку».
