На другом новостном ресурсе (имя которого нельзя называть) вчера появился материал под названием "Формула 1 без FIA. Версия 2.0?" Очень странный, провокационный, безграмотный материал.
06/04/2014, воскресенье, по материалам Auto Motor und Sport
Оригинал:
http://www.auto-motor-und-sport.de/formel-1/wird-formel-1-bald-gp1-abspaltung-von-fia-rueckt-naeher-8292550.html Я удивлен, что в таком вроде бы известном издании появляется такая ересь; хотя, по всей видимости, автор текста, Михаэль Шмидт, специализируется именно на таких статьях: "новость-удивление-предположение-натяжка-мнение экспертов-утверждение-вот вам и сенсация!". Вдвойне удивительно, что это без зазрения совести перепечатывает Дмитрий Бухаров и размещает на ведущем новостном ресурсе.
В прошлый раз команды заговорили об организации альтернативного чемпионата в 2008-м, когда президент FIA Макс Мосли предложил революционные меры по сокращению затрат – тогда всё закончилось объединением команд в ассоциацию FOTA и уходом Мосли.
Сейчас о разделении заговорили вновь – по слухам, Берни Экклстоун, Red Bull и Ferrari обсуждают возможность выхода Формулы 1 из-под эгиды FIA, чтобы самостоятельно определять правила – и у этого триумвирата сильные козыри.
"Формула-1" по определению не может выйти из-под эгиды FIA, поскольку это не эгида, а полное управление. FIA - учредитель, организатор, управленец и единственный владелец "Формулы-1". Помимо того, что FIA априори удерживает "Формулу-1" под своей властью, факт этой власти закреплен в Договоре согласия, который и командами, и Экклстоуном подписан. А это коммерческий договор, нарушение которого любой из сторон практически стопроцентно приведет к судебным решениям исполнять его в принудительном порядке.
Контракты с трассами и телекомпаниями, желание получать большие доходы за счёт выкупа крупными командами коммерческих прав у CVC, недовольство позицией FIA по новым моторам, звук которых не устраивает промоутеров.
Видел я эти контракты. Они вообще начинаются с того, что подчиняются Договору согласия и Международному спортивному кодексу FIA. Само соглашение сторон в них основано на том, что FIA передала управление коммерческими правами чемпионата "Формула-1" в руки коммерческого правообладателя, который, основываясь на этом факте, заключает договор с промоутером гонки, спонсором или телевещателем. То есть эти договора действуют только в существующей ситуации; если коммерческий правообладатель разорвет договор с FIA или, к примеру, организует альтернативный чемпионат, основы этих договоров будут нарушены, и они станут ничтожными.
Босс CVC Дональд Маккензи говорил, что не планирует продавать акции Формулы 1, но эксперты считают, что делается это для того, чтобы сохранить их высокую стоимость.
Тут нужен фейлспам, поскольку CVC и МакКензи лично уже два года как изо всех сил пытаются продать акции на бирже и трубят об этом во все трубы. МакКензи не готов продать акции сию минуту, поскольку никто не предлагает хорошей цены, вот это другой вопрос.
Вместо FOTA есть стратегическая рабочая группа, включающая Red Bull Racing, Ferrari, Mercedes, McLaren, Lotus и Williams, на её встречи представители FIA не приглашаются – федерация получает лишь согласованные решения.
FOTA была ассоциацией команд, такой же, как до этого была GPMA, а еще раньше FOCA. К FIA эти организации никакого отношения не имели, напротив, они часто находились в конфронтации с ней. В отличие от них, стратегическая рабочая группа - это структурная часть FIA, созданная для управления "Формулой-1". В нее входит 18 членов - по шесть представителей топ-команд, FIA и коммерческого правообладателя - и она структурно подчинена Комиссии "Формулы-1", Всемирному совету FIA и Генеральной ассамблее. И хотя в декабре Всемирный совет дал стратегической рабочей группе широкие полномочия, это не делает ее независимой от FIA. По всей видимости, вывод о том, что FIA даже не допускается в стратегическую группу, Дмитрий Бухаров сделал из слов Михаэля Шмидта, что одна из встреч прошла без представителя FIA.
Журналисты немецкого Auto Motor und Sport считают, что если команды выкупят акции Формулы 1 у CVC, то они постараются избавиться и от FIA, и от дорогих турбомоторов.
Акции CVC (35% ) стоят примерно 4 миллиарда долларов, а это примерно соответствует годовому бюджету всех команд пелотона, включая все их подразделения и поставщиков, поэтому маловероятно, что команды могут купить даже 35% акций. Далее, если коммерческий правообладатель, кем бы он не был, попытается избавиться от FIA, то (как мы видели выше на примере договоров) он перестанет быть коммерческим правообладателем "Формулы-1" и, следовательно, лишится всех своих прав и доходов; а поскольку из этих доходов формируется и призовой фонд, то и его не станет. Совершенно невероятно, что кому-то придет в голову потратить четыре миллиарда, чтобы потерять их плюс зарезать свой бизнес. Наконец, технический регламент определяет только FIA (да, на основании предложений команд, но ведь команды же и предложили турбомоторы).
Правда, право на название чемпионата принадлежит федерации, но этот вопрос широко обсуждался несколько лет назад – история развивается по спирали. Впрочем, есть и другая версия - топ-команды, вместе с Берни, готовят варианты на тот момент, когда он оставит свой пост.
Абзац совершенно бессмысленный. Ну раз так, имею полное моральное право отвлечься от темы и рассказать, что даже заявлять о возможности создания альтернативного чемпионата командам запрещено Договором согласия, этот пункт появился там в 2005 году. Кроме того, в истории было уже два таких чемпионата: World Professional Drivers Championship (WPDC), созданный в 1980 году FOCA, и Grand Prix World Championship (GPWC), созданный в 2003 году GPMA. Оба они даже не начались, поскольку не имели спортивной власти. В большинстве стран мира контролем за автоспортом обладают национальные автоклубы и федерации, и все они - члены FIA, ее плоть от плоти. Таким образом, FIA контролирует, частично прямо, частично через своих членов, весь мировой автоспорт, и создать непризнанный FIA чемпионат мира невозможно. Разве что попытаться расколоть FIA на две федерации; а с этим ни Экклстоуну, ни Монтеземоло не справиться.
Сегодня в Бахрейне президент FIA Жан Тодт заявил, что не обращает внимания на давление со стороны команд по поводу новых правил – о переменах было известно заранее...
В целом, нельзя не отметить, что все эти политические разговоры выглядят срежиссированными. О звуке моторов было известно два года назад, но промоутеры вдруг всполошились только сейчас. Еще месяц назад никто и не думал ни о попытке засудить FIA, ни о покупке акций, ни об альтернативном чемпионате. Только в среду, второго числа, Монтеземоло летал в Лондон, и вот уже в воскресенье Экклстоун и Монтеземоло посеяли панику в паддоке.
Что касается Auto, Motor und Sport, то вообще статья в духе современной журналистики с ее извращенной логикой: тут и автору "кажется", из чего он начинает делать выводы, и "эксперты считают", и односторонние суждения, и полное перевирание фактов. Но название GP1, которое вспомнил Шмидт (и даже повторил в эфире Алексей Попов) - это сильный ход. Оно вроде как означает серию на уровень выше GP2, а мы все знаем, что выше GР2 - только "Формула-1". Оно было зарегистрировано Экклстоуном летом 2009 года (
http://www.ipo.gov.uk/tmcase/Results/4/EU008375792), на волне противостояния FIA и FOTA, когда команды угрожали созданием альтернативного чемпионата. То ли затем, чтобы оно не досталось им, то ли затем, чтобы возглавить этот альтернативный чемпионат. Все пять лет оно не использовалось абсолютно, а сейчас, разумеется, принадлежит группе компаний "Формулы-1" во главе с CVC. Создать такую гоночную серию CVC может хоть сейчас, но в этом случае она не будет по своему статусу отличаться от GP2, потому что максимальный уровень соревнования, не организованного FIA - это международная серия. То есть в конечном итоге это будет очередная международная гоночная серия в списке других (
http://www.fia.com/sites/default/files/basicpage/file/2014IntSeries_17.pdf). То есть, подытоживая этот абзац, статус гоночной серии определяет не ее название или желания ее организаторов, а международная спортивная власть - FIA.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz