Загрузка...
 
Офиц. мерч и путешествия
Авторизация:
  Регистрация Забыли пароль?  

ТОП-5: Самое обсуждаемое

Форум Formulasport

Модераторы: savage, Formula1, Luigi, Leon, Commendatore, Noise_2010, vonDimy4

Тайминг гонок и его графический анализ

Покруговой анализ


Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

02.06.2011 00:45|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

Для начала разберемся, что такое "покруговка". Это таблица, в которую сведены результаты каждого круга всех гонщиков в гонке. Источник покруговки - тайминг, то есть времена, зафиксированные за гонщиками по ходу гонки. Тайминг в наше время ведется автоматически, при помощи антенн, расположенных на поверхности трассы, и передатчиков, установленных на гоночных машинах; массив полученных данных сохраняется на серверах службы тайминга, и именно он является основным средством для определения результатов гонки. Как правило, базовая часть тайминга - времена кругов - публикуется (как в прямом эфире - т.н. "лайв-тайминг", так и отдельно после гонки), и для болельщиков она служит основным инструментом для определения темпа пилотов в разные моменты гонки, а также их местонахождения на трассе. Опытные болельщики (особенно на Западе) научились "читать" покруговки, в уме быстро прикидывая скорость пилотов, их отрывы и сопоставляя весь объем информации в полную картину происходящего в гонке.
 
Пример покруговки (Гран-при Китая 2011):
 
Кр. Vettel Webber Hamilton Button Alonso Massa Schumacher Rosberg Heidfeld Petrov Barrichello Maldonado Sutil di Resta Kobayashi Perez Buemi Alguersuari Kovalainen Trulli Karthikeyan Liuzzi Glock d'Ambrozio
1 1:47,942 1:55,869 1:47,286 1:45,908 1:50,079 1:49,483 1:51,637 1:48,840 1:54,879 1:53,553 1:55,259 1:56,942 1:51,272 1:50,598 1:53,064 1:55,657 1:53,957 1:52,872 1:56,493 1:56,772 2:00,121 1:58,323 1:58,631 1:59,655
2 1:44,769 1:46,755 1:44,641 1:44,859 1:45,202 1:44,984 1:46,229 1:45,061 1:46,643 1:46,671 1:47,035 1:47,149 1:46,106 1:46,021 1:46,676 1:47,461 1:46,887 1:46,559 1:48,117 1:48,569 1:49,877 1:50,323 1:49,589 1:49,526
3 1:44,636 1:45,886 1:44,767 1:44,884 1:44,834 1:44,918 1:45,643 1:44,837 1:46,235 1:46,131 1:45,837 1:46,420 1:45,332 1:45,396 1:45,573 1:45,983 1:46,293 1:46,566 1:47,549 1:47,305 1:49,069 1:49,582 1:48,433 1:48,474
4 1:44,275 1:46,189 1:44,155 1:44,013 1:44,609 1:44,519 1:45,577 1:44,501 1:46,165 1:46,442 1:47,628 1:46,252 1:46,047 1:46,120 1:45,003 1:46,689 1:46,229 1:46,357 1:46,457 1:47,046 1:48,639 1:48,960 1:47,835 1:47,582
5 1:44,094 1:45,659 1:44,023 1:43,955 1:44,690 1:44,680 1:45,775 1:44,666 1:46,096 1:45,834 1:45,598 1:46,904 1:45,696 1:45,629 1:45,063 1:46,200 1:46,042 1:45,700 1:46,802 1:46,578 1:48,638 1:48,475 1:48,042 1:47,963
6 1:44,007 1:46,059 1:44,168 1:44,037 1:44,419 1:44,165 1:45,449 1:44,194 1:45,754 1:45,649 1:45,778 1:45,920 1:45,170 1:45,019 1:45,522 1:45,598 1:45,624 1:46,589 1:46,184 1:46,457 1:48,596 1:48,562 1:47,790 1:48,212
7 1:44,018 1:45,986 1:43,928 1:44,032 1:44,043 1:44,234 1:44,755 1:44,276 1:46,209 1:45,281 1:45,709 1:46,748 1:44,891 1:44,762 1:44,773 1:45,964 1:46,496 1:46,660 1:45,893 1:45,987 1:48,047 1:48,091 1:47,683 1:47,992
8 1:44,132 1:46,532 1:44,307 1:44,162 1:44,618 1:44,374 1:45,558 1:44,262 1:46,677 1:45,180 1:47,515 1:48,051 1:45,208 1:45,048 1:45,372 1:45,912 1:46,765 1:46,676 1:47,248 1:47,159 1:48,250 1:48,161 1:47,790 1:47,945
9 1:44,365 1:47,976 1:44,357 1:44,530 1:44,851 1:44,518 1:45,197 1:44,676 1:46,783 1:44,835 1:46,939 1:49,351 1:45,196 1:45,816 1:45,352 1:46,742 1:47,471 1:51,745 1:47,219 1:48,318 1:48,838 1:52,878 1:47,976 1:47,806
10 1:44,741 1:53,841 1:44,762 1:44,719 1:44,731 1:45,407 1:49,461 1:45,316 1:45,199 1:45,267 1:46,166 1:54,571 1:45,609 1:45,401 1:45,527 1:46,100 1:45,931 1:46,702 1:47,207 1:49,748 1:59,203 1:48,125 1:47,899
11 1:45,048 2:03,169 1:45,029 1:45,118 1:44,990 1:45,294 2:00,226 1:45,635 1:45,216 1:45,154 1:45,462 2:04,368 1:45,753 1:50,557 1:45,842 1:45,993 1:45,850 1:46,117 1:47,241 1:49,293 1:48,695 1:48,212 1:48,362
12 1:45,136 1:43,468 1:45,047 1:45,341 1:45,311 1:45,139 1:44,006 1:48,939 1:45,089 1:44,827 1:45,947 1:43,874 1:45,336 2:01,875 1:45,168 1:45,743 1:51,511 1:46,744 1:46,692 1:48,569 1:48,311 1:48,733 1:48,278
13 1:45,367 1:43,313 1:45,697 1:45,974 1:44,839 1:44,295 1:43,327 1:59,877 1:44,915 1:45,342 1:45,167 1:44,351 1:45,813 1:44,961 1:45,645 1:44,474 2:04,246 1:46,661 1:46,394 1:48,619 1:48,219 1:48,400 1:48,271
14 1:51,161 1:42,680 1:47,762 1:50,890 1:45,027 1:45,242 1:43,518 1:43,029 1:45,114 1:45,980 1:45,962 1:45,057 1:46,317 1:43,799 1:51,302 1:44,736 1:45,125 1:46,456 1:46,409 1:48,723 1:48,240 1:48,415 1:48,662
15 2:02,384 1:42,939 1:52,046 2:04,610 1:45,735 1:49,381 1:44,352 1:43,512 1:45,850 1:46,444 1:46,861 1:44,194 1:50,698 1:43,625 2:01,391 1:45,201 1:44,810 1:46,115 1:46,868 1:48,772 1:48,035 1:48,750 1:48,246
16 1:43,200 1:43,587 2:01,036 1:43,959 1:49,177 2:02,048 1:43,928 1:43,347 1:46,815 1:46,048 1:51,418 1:44,174 2:02,151 1:44,907 1:46,879 1:50,414 1:49,174 1:47,934 1:47,178 1:48,578 1:48,739 1:52,311 1:48,608
17 1:44,424 1:44,354 1:43,416 1:43,816 2:03,366 1:43,009 1:45,576 1:43,210 1:46,459 1:50,970 2:02,447 1:44,252 1:43,825 1:44,058 1:43,290 2:00,445 2:06,328 1:47,139 1:46,711 1:49,503 1:52,280 2:07,531 1:48,480
18 1:42,784 1:42,736 1:42,881 1:43,254 1:43,842 1:43,089 1:43,487 1:43,254 1:50,899 2:02,344 1:43,996 1:44,329 1:44,032 1:44,259 1:43,580 1:43,720 1:43,210 1:47,053 1:47,742 1:48,946 1:48,795 1:46,419 1:48,658
19 1:42,761 1:42,888 1:43,062 1:42,612 1:43,434 1:43,046 1:43,665 1:43,013 2:01,598 1:43,618 1:43,945 1:44,479 1:43,898 1:43,901 1:43,864 1:42,968 1:43,322 1:51,202 1:47,290 1:48,357 1:49,122 1:46,563 1:49,134
20 1:43,016 1:43,119 1:42,830 1:42,983 1:43,387 1:42,873 1:43,365 1:42,808 1:42,414 1:43,381 1:44,511 1:44,496 1:44,205 1:43,926 1:44,043 1:43,457 1:43,268 2:03,719 1:53,515 1:48,731 1:49,593 1:46,727 1:53,261
21 1:42,622 1:44,440 1:42,799 1:42,790 1:43,263 1:42,647 1:43,256 1:42,600 1:42,889 1:43,424 1:43,553 1:44,654 1:43,954 1:43,814 1:44,183 1:43,301 1:44,044 1:45,500 2:04,368 1:48,752 1:56,182 1:46,805 2:07,796
22 1:42,558 1:43,750 1:42,928 1:42,779 1:43,352 1:42,842 1:43,442 1:42,949 1:42,691 1:43,355 1:43,724 1:44,382 1:43,472 1:43,813 1:43,550 1:43,373 1:43,385 1:45,207 1:44,704 1:49,323 2:12,226 1:46,732 1:46,121
23 1:42,467 1:44,020 1:43,164 1:42,818 1:44,136 1:42,688 1:44,184 1:42,946 1:42,923 1:43,665 1:43,648 1:45,260 1:43,909 1:43,816 1:44,006 1:43,738 1:43,518 1:44,480 1:44,407 1:55,197 1:49,380 1:47,536 1:46,682
24 1:42,677 1:43,818 1:42,713 1:46,504 1:43,778 1:43,035 1:43,691 1:42,948 1:43,034 1:43,106 1:44,185 1:45,476 1:43,775 1:44,203 1:43,907 1:43,340 1:43,597 1:44,685 1:44,532 2:14,956 1:47,243 1:46,646 1:47,848
25 1:42,936 1:48,332 1:46,843 1:58,125 1:43,775 1:43,222 1:44,576 1:47,627 1:43,204 1:43,701 1:44,125 1:50,498 1:44,385 1:43,791 1:44,186 1:43,499 1:46,208 1:44,858 1:44,407 1:49,188 1:48,646 1:48,176 1:45,788
26 1:43,054 1:58,090 1:58,153 1:42,468 1:43,339 1:42,721 1:48,333 2:00,139 1:43,673 1:43,444 1:43,744 2:01,529 1:44,152 1:44,769 1:44,437 1:43,621 1:43,561 1:44,133 1:45,690 1:52,803 1:46,821 1:47,954 1:46,095
27 1:42,727 1:41,200 1:41,694 1:41,536 1:43,223 1:42,698 2:00,509 1:41,548 1:43,045 1:43,279 1:44,066 1:43,123 1:44,327 1:44,782 1:44,477 1:43,275 1:43,201 1:44,271 1:44,251 1:47,664 1:46,727 1:47,218 1:46,122
28 1:43,111 1:41,311 1:41,601 1:41,590 1:44,565 1:43,274 1:41,599 1:42,260 1:43,111 1:43,786 1:44,749 1:43,203 1:44,549 1:44,556 1:44,415 1:43,557 1:43,642 1:43,826 1:44,008 1:47,110 1:46,783 1:50,675 1:49,591
29 1:42,964 1:40,849 1:41,441 1:42,342 1:44,641 1:42,885 1:43,030 1:41,812 1:44,385 1:44,740 1:44,221 1:43,341 1:44,957 1:44,042 1:45,057 1:44,919 1:43,850 1:44,035 1:44,135 1:46,453 1:46,376 2:06,243 1:46,122
30 1:44,097 1:41,372 1:40,736 1:41,532 1:44,664 1:43,273 1:43,897 1:41,626 1:48,749 1:44,988 1:44,191 1:43,119 1:49,327 1:44,822 1:50,413 1:45,749 1:43,923 1:44,113 1:44,141 1:48,327 1:46,782 1:45,387 1:45,742
31 1:49,097 1:41,256 1:40,732 1:41,409 1:44,014 1:43,309 1:42,857 1:41,615 2:00,937 1:43,339 1:44,467 1:43,225 2:02,444 1:45,028 2:00,918 1:44,190 1:44,163 1:44,197 1:44,082 1:46,237 1:47,744 1:45,470 1:45,863
32 2:00,475 1:42,106 1:41,627 1:41,230 1:48,052 1:43,203 1:42,914 1:41,455 1:42,769 1:42,928 1:43,974 1:43,171 1:43,987 1:51,009 1:42,577 1:43,695 1:44,824 1:43,718 1:44,118 1:48,290 1:46,527 1:45,958 1:46,120
33 1:42,392 1:43,554 1:41,020 1:41,209 1:59,780 1:47,164 1:42,341 1:41,420 1:43,625 1:44,057 1:44,654 1:43,986 1:43,759 2:01,614 1:43,032 1:44,362 1:49,612 1:44,232 1:44,255 1:48,328 1:48,048 1:45,911 1:46,910
34 1:42,238 1:42,949 1:41,592 1:41,396 1:42,666 1:59,995 1:42,534 1:41,472 1:43,454 1:44,862 1:45,024 1:44,433 1:43,340 1:43,185 1:42,820 1:44,822 2:01,671 1:44,619 1:44,280 1:47,302 1:46,740 1:45,710 1:53,910
35 1:41,735 1:40,717 1:41,668 1:42,381 1:42,333 1:41,764 1:41,373 1:41,209 1:43,349 1:43,603 1:50,154 1:44,622 1:43,386 1:44,006 1:42,864 1:44,869 1:42,156 1:43,979 1:44,799 1:46,345 1:47,110 1:47,444 2:06,067
36 1:41,795 1:40,986 1:41,252 1:43,251 1:42,327 1:41,840 1:41,639 1:41,602 1:43,299 1:43,282 2:01,772 1:44,944 1:43,286 1:42,805 1:43,307 1:48,681 1:42,151 1:44,321 1:44,815 1:46,620 1:46,709 1:48,519 1:45,333
37 1:41,927 1:41,423 1:41,079 1:46,777 1:42,346 1:42,057 1:42,023 1:41,922 1:43,313 1:49,222 1:43,718 1:45,045 1:43,382 1:42,995 1:43,134 2:01,638 1:42,107 1:44,437 1:44,868 1:46,447 1:48,478 1:47,941 1:45,240
38 1:41,675 1:42,613 1:45,573 1:58,159 1:42,427 1:42,102 1:43,233 1:42,291 1:43,605 2:00,987 1:43,419 1:45,712 1:43,698 1:43,295 1:43,115 1:42,235 1:43,956 1:44,837 1:45,594 1:49,185 1:46,615 1:45,806 1:45,419
39 1:41,457 1:41,354 1:57,724 1:40,623 1:42,549 1:41,678 1:46,676 1:46,047 1:43,249 1:41,970 1:43,315 1:45,839 1:43,024 1:42,687 1:42,738 1:41,643 1:43,023 1:44,716 1:45,649 1:46,520 1:47,104 1:50,602 1:45,121
40 1:41,551 1:45,725 1:42,132 1:41,192 1:42,297 1:42,419 2:00,018 1:58,543 1:43,379 1:43,210 1:43,581 1:51,506 1:43,233 1:42,948 1:42,768 1:41,981 1:42,187 1:48,564 1:45,273 1:46,248 1:46,380 2:17,278 1:45,224
41 1:41,671 1:56,169 1:41,488 1:41,376 1:42,070 1:42,026 1:42,053 1:41,166 1:42,851 1:43,087 1:43,028 2:09,253 1:42,619 1:42,782 1:42,694 1:41,801 1:42,180 2:01,812 1:45,470 1:46,081 1:47,445 1:46,426 1:46,483
42 1:41,933 1:38,993 1:42,030 1:41,245 1:42,401 1:41,867 1:41,488 1:43,445 1:43,943 1:42,916 1:42,772 1:42,124 1:42,940 1:42,942 1:42,784 1:42,901 1:41,856 1:43,654 1:51,610 1:47,360 1:48,138 1:49,855 1:45,226
43 1:41,797 1:39,232 1:41,034 1:41,709 1:42,439 1:41,941 1:41,281 1:41,297 1:45,151 1:42,385 1:42,421 1:42,661 1:42,976 1:42,933 1:42,824 1:43,004 1:42,246 1:43,065 2:03,764 1:47,699 1:51,680 1:45,226 1:46,169
44 1:42,221 1:41,222 1:41,850 1:41,519 1:42,612 1:42,774 1:41,614 1:41,932 1:43,199 1:43,103 1:42,253 1:43,307 1:43,502 1:42,838 1:42,786 1:41,889 1:42,351 1:42,710 1:44,164 1:50,746 1:48,915 1:47,823 1:45,211
45 1:41,777 1:40,328 1:40,899 1:42,384 1:43,251 1:43,616 1:41,269 1:43,261 1:42,661 1:44,687 1:42,031 1:42,084 1:44,043 1:42,614 1:42,965 1:43,812 1:41,696 1:42,672 1:44,889 1:46,352 1:54,743 1:46,228 1:44,806
46 1:41,373 1:39,462 1:40,957 1:42,505 1:42,436 1:42,248 1:41,215 1:42,611 1:42,829 1:43,413 1:42,576 1:41,702 1:43,704 1:43,004 1:42,661 1:43,695 1:41,722 1:42,917 1:44,384 1:47,085 2:05,532 1:46,272 1:45,320
47 1:41,321 1:39,830 1:40,923 1:41,736 1:42,566 1:41,911 1:41,306 1:41,822 1:42,842 1:41,635 1:43,004 1:41,802 2:04,915 1:42,936 1:42,852 1:53,910 1:42,449 1:45,099 1:42,636 1:48,506 1:45,477 1:44,789 1:45,282
48 1:41,712 1:39,553 1:40,415 1:41,934 1:42,352 1:41,788 1:41,304 1:41,974 1:42,683 1:41,387 1:42,930 1:42,214 2:08,243 1:42,940 1:43,211 1:47,070 1:43,362 1:44,629 1:45,721 1:48,405 1:44,677 1:46,900 1:45,122
49 1:41,608 1:39,619 1:40,939 1:41,829 1:42,946 1:42,911 1:41,721 1:41,999 1:42,662 1:41,416 1:43,577 1:44,755 1:41,238 1:43,276 1:42,967 1:52,005 1:42,153 1:43,200 1:43,358 1:49,980 1:44,015 1:47,639 1:44,904
50 1:42,580 1:39,502 1:42,050 1:41,611 1:42,723 1:44,321 1:42,596 1:43,465 1:42,526 1:41,261 1:43,328 1:42,869 1:41,651 1:43,133 1:43,322 1:46,738 1:42,203 1:43,456 1:42,857 1:47,459 1:44,073 1:45,524 1:48,453
51 1:42,993 1:41,276 1:42,867 1:41,508 1:42,445 1:44,047 1:41,471 1:41,429 1:42,406 1:42,027 1:43,639 1:43,039 1:42,607 1:43,526 1:43,900 2:10,560 1:43,142 1:43,310 1:45,234 1:46,910 1:43,906 1:44,918 1:48,912
52 1:43,873 1:40,101 1:42,289 1:42,191 1:42,454 1:43,050 1:41,754 1:42,052 1:42,693 1:42,618 1:44,127 1:43,187 1:42,884 1:44,152 1:43,838 1:42,338 1:42,933 1:45,169 1:42,311 1:51,519 1:43,384 1:45,528 1:48,871
53 1:42,970 1:41,920 1:41,427 1:42,366 1:42,093 1:43,107 1:41,391 1:41,888 1:43,030 1:43,366 1:43,961 1:44,175 1:42,301 1:45,281 1:43,844 1:43,243 1:42,948 1:43,297 1:42,052 1:48,004 1:43,696 1:44,881 1:47,598
54 1:43,269 1:41,749 1:42,027 1:42,877 1:42,397 1:43,009 1:42,015 1:44,088 1:43,210 1:42,508 1:44,530 1:44,162 1:41,157 1:44,802 1:43,879 1:42,845 1:43,798 1:42,817 1:42,776 1:47,994 1:45,248 1:44,381 1:45,630
55 1:43,394 1:41,933 1:42,218 1:43,580 1:42,389 1:42,867 1:41,673 1:42,569 1:44,031 1:42,957 1:45,460 1:44,079 1:41,275 1:45,279 1:43,852 1:43,678 1:45,220 1:43,685 1:43,134
56 1:43,117 1:42,022 1:43,142 1:44,089 1:42,563 1:43,069 1:42,245 1:45,392 1:50,556 1:42,965 1:45,314 1:46,887 1:44,287 1:45,320

Ну а что такое "покруговой анализ", следует из самого словосочетания. Наиболее любознательным болельщикам пришло в голову, что простейшие математические действия над временами кругов дают возможность выделить тенденции гонки, влияющие на результат факторы, определить расстановку сил, подсчитать статистические показатели и так далее. При этом простор для фантазии оказался довольно большим и практически ограниченным только уровнем образования самого болельщика. С распространением такого прекрасного инструмента, как Microsoft Excel, и такой коммуникационной арены, как Интернет, покруговки и их анализ стал доступен простым смертным фанатам, и зарожденные расчеты стали проникать на интернет-форумы. Часто они служили неотразимым аргументом в пользу любимого пилота, которым забивалась крышка гроба оппонента.
 
Затем, естественно, появился не только статистический, но и графический анализ, поскольку он обладает более наглядными, широкими возможностями для восприятия. Самый простой вид анализа - анализ отрыва одного пилота от другого. Это буквально первое, что приходит в голову.
 
Пример графика: отрыв Хэмилтона от Феттеля на Гран-при Китая 2011.
 

Но такого рода графики несколько однобоки: они показывают отрыв одного пилота от другого, или второго от первого, а может быть, даже нескольких пилотов, но - их показания зависимы от темпа одного из пилотов. В случае, если пилот, на времени которого базируется такой график, ошибется, потеряет темп, сделает пит-стоп, график показывает сокращение отрыва его преследователей, но не указывает, что стало причиной этого. А вот возможно ли создать график, который базировался бы на какой-то более твердой основе, в котором темп каждого пилота указывался бы твердо, а не по отношению к чему-то? Оказывается, возможно. На приведенном ниже графике указывается темп пилотов. Если пилот едет медленно, его линия снижается. Если он едет быстро, линия идет вверх. И это не зависит ни от темпа его соперников, ни от чего бы то ни было еще. Таким образом, легко проследить, в каком темпе идет каждый пилот, легко увидеть его ошибки, пит-стопы (это резкое снижение); а значит, легко увидеть полностью всю картину гонки, со всеми ее обгонами и стратегической борьбой.
 
Пример графика всех пилотов на Гран-при Китая 2011.
 

Собственно, работе над такими графиками и посвящена эта тема. Как это ни удивительно, такой вид графика - наиболее наглядный способ анализа гонки, и один из лучших способов анализа стратегии. Это подтверждает тот факт, что эти графики используют не только известные журналисты Джеймс Аллен и Кейт Коллантайн, но и - внимание! - во время гонки эти графики для расчета стратегии используют Мартин Уитмарш и Кристиан Хорнер!
 

1. Мартин Уитмарш на Гран-при Испании 2010 г. 2. Кристиан Хорнер во время Гран-при Малайзии 2011 г.
 
Конечно, их графики имеют некоторое отличие - просто потому, что они нужны им не только для анализа, но и для предсказания событий. График Уитмарша имеет приближающиеся сверху светло-серые линии - это круговые пилоты, которых лидерам предстоит обгонять на круг. Снимок Уитмарша сделан ближе к концу гонки, поэтому неизвестно, какие еще алгоритмы предсказания он имеет; а на снимке Хорнера, сделанном на одном из первых кругов (примерно 10-12), хорошо видно, что он рассматривает стратегию с четырьмя пит-стопами для Марка Вэббера, и прогнозируется довольно большая потеря времени в начале второго отрезка, когда Вэббер должен упереться в более медленных пилотов (на практике этого не случилось, потому что эти пилоты как раз в нужный момент массово поехали в боксы). Жаль, но мне пока не удается найти хороших фотографий монитора Хорнера, и я был бы благодарен, если бы кто-нибудь смог помочь мне в этом.

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 09.02.2012 10:23


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

02.06.2011 00:45|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

История тайминга и источники покруговок.
 
Тайминг - одно из основополагающих мероприятий автоспорта. Невозможно представить себе гонку, в которой не засекалось бы время; можно даже сказать, именно в этом действии суть любой гонки, и так было всегда. Организация гонок с самых первых лет их существования обязательно предусматривала сбор и объединение данных тайминга. И, поскольку в начале развития автоспорта гонки получали широкое освещение в периодической печати, логичным решением журналистов стала публикация данных тайминга - они давали читателям четкую возможность проследить ход гонки. Уже в 1906 году покруговки крупнейших гонок печатались в газетах, и такая ситуация - организаторы осуществляют тайминг, журналисты публикуют его в различных журналах - сохранялась долгие десятилетия.
 
  
1. Альфред Нойбауэр засекает время ручным секундомером на Гран-при Монако 1935 г. 2. Старт Гран-при Италии 1948 г. (Турин), хорошо видно место хронометристов. 3. Один из первых электронных секундомеров Heuer, 1966 г. 4. Риккардо Патрезе следит за таймингом Longines-Olivetti на тренировке в 1986 году.
 
Как правило, рядом с финишной линией имелось специальное место или комната, в которой за письменными столами заседали несколько хронометристов, ручными секундомерами фиксировавшие времена кругов и записывающие их; но поскольку время засекалось вручную (даже с появлением электрических пультов, позволявших засекать время с точностью до 1/100 секунды), система хронометража давала множество ошибок. В 60-70-х годах крупные команды предпочитали иметь даже собственных хронометристов, как для работы на тренировках, так и для контроля официального хронометража. Зачастую они оспаривали результаты квалификации и добивались своего: так, в Лонг-Бич 1978 года официальные американские хронометристы не справились со своей работой, и после массы протестов верными были приняты данные хронометристов команд. В конце 1970-х по просьбе FIA несколько часовых фирм занялись разработкой автоматической системы тайминга. В 1976 году в Нивелле была испытана система производства Heuer, а в 1980 в Лонг-Бич - производства Longines совместно с информационно-технологической фирмой Olivetti. Официальный контракт, начиная с сезона 1982 года, получили Longines и Olivetti. Система включала: передатчики, каждый со своей частотой, установленные на машинах; приемники этого сигнала, установленные на трассе, с антеннами, расстеленными на трассе в виде поперечных полос; компьютеры, обрабатывавшие сигнал, и компьютеры, собирающие и анализирующие данные; принципиально она остается неизменной до сегодняшнего дня. Позже были добавлены система на фотоэлементах, дублирующая антенны, и система фотофиниша; количество точек, в которых фиксировались машины, возросло до трех (это и есть знакомые нам сектора трассы), а на скоростных участках еще два приемника, расположенные на небольшом расстоянии, фиксировали скорость болидов. Сигнал с компьютеров Olivetti мог передаваться на любой подключенный монитор и, как правило, его использовали администрация гонки, команды и журналисты. Спустя еще несколько лет модернизированные компьютеры смогли позволить вставлять тайминг в видеотрансляцию, а в 1985 году Olivetti разработала компьютер, который представлял информацию в графическом виде - в виде ползущих по карте трассы точек (Источники).
 
С приходом Olivetti все данные тайминга стали централизованно сохраняться. Затем, в начале 90-х, фирма оказалась в кризисе, и с 1992 года официальным хронометристом "Формулы-1" стала фирма TAG Heuer, первые два года работавшая в паре с Olivetti. Система хронометража серьезно не менялась, технические изменения касались в основном скорости работы, надежности, массы приборов. Были введены отдельные приемники сигнала машин и замера скорости на пит-лейн, точность повышена с 1/100 до 1/1000 секунды. Следует отметить, что, за исключением нескольких помарок в работе компьютеров Olivetti в самом начале использования системы, за весь период ее существования ни одной ошибки хронометража не было. Серьезную критику вызвала ошибка классификации при остановке Гран-при Бразилии, но проверка показала, что тайминг работал правильно, а ошибку совершила администрация гонки, классифицировав машины не по 54 кругу, а по 53. Тем не менее, контракт на хронометраж Гран-при в 2004 году был разорван. К тому времени уже абсолютно все трассы "Формулы-1" имели собственное хронометрирующее оборудование, и "Формула-1" привозила с собой только компьютеры для обработки и передачи данных тайминга. Некоторое время это было оборудование Siemens, а с 2009 года был подписан контракт с LG.
 


Таким образом, покруговки до 1981 года можно найти либо в сохранившихся протоколах гонки (а для этого нужно иметь к ним доступ), либо в автоспортивной прессе (ее поиском можно заняться в библиотеках). В 1906-1914 годах покруговки Гран-при Автоклуба Франции публиковала австрийская газета Allgemeine Automobil Zeitung; в 1950-60-х они, как правило, имели место в журнале Autocourse; другие автоспортивные журналы публиковали покруговки периодически, в зависимости от обстоятельств. С 1981-82 годов, поскольку покруговки собирались централизованно, они публиковались администрацией гонок и перепечатывались журналистами все до единой.
 
С появлением Интернета началась работа по публикации покруговок и там; так, полная база с 1996 года до настоящего времени имеется на сайте журнала Autosport. В 2002-2003 годах официальный хронометрист, компания TAG Heuer, выкладывала на своем сайте, в открытом доступе, подробнейший тайминг тренировок, квалификаций и гонок. Также в начале 2000-х начался сбор и обработка покруговок исторических гонок на статистическом сайте Forix - на данный момент там имеется полная база покруговок за весь период существования автоматической системы тайминга плюс некоторые более ранние (например, есть покруговки почти всех Гран-при Чемпионата мира за 1967-71 гг.). С 2007 года покруговки стали появились на сайте FIA, и после некоторых изменений, с 2009 года они выкладываются постоянно. С 2008 года сайт www.f1matrix.it предлагает сервис, в котором можно сравнить прокруговки двух выбранных пилотов; в то же время появился прекрасный сайт www.visionf1.com с графической анимацией; в 2009 году бразильские журналисты сделали флеш-обработку покруговок на www.grandepremio.ig.com.br/inforace; в 2010 появился специализированный сайт www.timingf1.com.
 
В Рунете покруговки собирали несколько болельщиков, и многие сохранили у себя базу покруговок с 1996 по 2007 гг., которую собрал (скорее всего, скопировал с autosport.com) один из чешских любителей статистики. В 2007 году покруговки стали собираться на www.grandprix-magazine.ru; 2008 годом датируется регистрация моего сайта; в 2010 году появились обработки покруговок на сайтах http://myformula1.ru/ и http://mclarenf-1.com/.

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 10.02.2012 11:22


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

02.06.2011 00:45|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

Принцип построения диаграмм.
 
Итак, как же, имея покруговку, сделать график как у Уитмарша? Во-первых, времена кругов сами по себе не дают нам информации об отрывах пилотов. Чтобы получить эту информацию, нам нужно суммировать времена кругов пилота, собрав из них время, которое пилот провел в гонке, от ее старта до финиша определенного круга. Для первого круга это будет время первого круга, для второго - время первого плюс время второго, для третьего - сумма времен трех первых кругов, и так далее. Массив этих данных позволит нам вычислить из него отрывы пилотов друг от друга: например, отрыв Хэмилтона от Феттеля на 5 круге будет равен разнице их времени по итогам 5 кругов. Но, если мы попытаемся построить график по этому массиву данных, у нас получится вот что:
 

 
Таким образом мы получим приятный и доступный пониманию график, у которого лишь один недостаток: поскольку мы оперируем временем, проведенным в гонке, то те пилоты, у которых больше этого времени, по умолчанию окажутся наверху. Это нелогично, ведь это время не полученное, а затраченное, поэтому мы переворачиваем график вверх ногами:
 

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 07.02.2012 09:17


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

02.06.2011 00:46|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

Немного о моем личном взгляде на все это занятие.
 
В Рунете тема создания графического анализа покруговок всплывала и раньше (ведь до этого легко доходит любой образованный болельщик, у которого возникает желание), но только на нашем форуме она была доведена до логического завершения. Летом 2008 года на форуме f1magazin.ru при помощи OSIRIS'a и kup'a я нарисовал первую такую диаграмму. Дальнейшие было делать гораздо проще, и они пошли десятками. Поскольку захламлять форум было бы неправильно, я стал искать место для их складирования, и в конце концов разместил на бесплатном хостинге собственную страничку. С помощью многочисленных советчиков она постепенно улучшалась и расширялась. В том же году мне посчастливилось выйти на форум Архива автоспорта, где мне неоценимую помощь оказали Владимир Коваленко, Алексей Грушко и Алексей Шеметович. Только тогда я понял, что покруговки можно создать по любой из проведенных гонок любой гоночной серии, а масштабы этой задачи необъемны. Поэтому я взял за принцип работать только над тем, что нужно большинству - над текущими гонками Гран-при, а все остальное делать по мере возможности. С тех пор так и происходит, эта работа прерывалась только в 2009 году по объективным причинам. Но, должен отметить, что покруговые диаграммы - это далеко не самое важное, чем я занимаюсь, никакого пиетета перед объемом сделанного я не испытываю, и без труда отдал бы свой сайт в хорошие руки, если б они нашлись. В 2010 году сразу два человека, владельцы сайтов http://myformula1.ru/ и http://mclarenf-1.com/ воспользовались моими наработками и написали программы для автоматического построения графиков из покруговок; первая из них написана на java, вторая на flash.
 
Есть еще одна вещь, которую я обязательно хочу упомянуть, несмотря на то, что уже обращал на нее внимание и общественности в целом, и Леонида персонально. Это создание графиков в режиме онлайн. Да-да, болельщики могут получать картинку, соответствующую картинке на мониторах Уитмарша и Хорнера, с несущественной задержкой (и, конечно, без предсказаний). Это возможно; для этого надо лишь квалифицированному программисту крепко подумать. Суть в том, что не слишком сложная программа может снимать данные с лайв-тайминга formula1.com и обрабатывать их в режиме реального времени, формируя тот самый график. Учитывая интерес, который вызывает даже послегоночный анализ, можно себе представить, какая популярность ждет онлайн-графики, которые позволят видеть всю стратегию и темпы пилотов прямо по ходу гонки. Автор программы "MyFormula1" по моей просьбе некоторое время занимался этим, но встретил ряд препятствий, например, отсутствие результатов на круге при заезде пилота на пит-лейн. Это препятствие можно обойти, введя в программу дополнительные расчеты на основе графы "Gap", но к тому времени человеку надоело этим заниматься, и он бросил. Администратор сайта mclarenf-1.com же, не мудрствуя лукаво, реализовал онлайн-график, просто показывающий значение графы "Gap".
 
Ну а эта тема создана для того, чтобы каждый, кого интересуют принципы работы с графиками, покруговой анализ, выводы из него, мог высказаться сам, поправить меня или задать интересующий его вопрос.

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 13.02.2012 17:37


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

12.02.2012 00:08|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

А вот пресс-релиз FIA, в котором говорится о введении датчиков фальстарта и новой системе замера скорости на пит-лейн. Обе системы разработаны TAG Heuer, обе введены в 1995 году.

Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

15.02.2012 10:16|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

В 2011 году появился еще вот такой сайт: http://f1timing.povarnitsyn.ru/ . Он выводит обычный для "Формулы-1" лайв-тайминг (в том числе в записи, только 2011 года), плюс предлагает некоторые дополнительные возможности: сохраняет времена прохождения кругов и секторов, выводит график их прохождения, а в правом нижнем углу показывает распределение пилотов по трассе. Интерфейс сайта очень похож на картинку, которая выводится на мониторы на пит-лейн. Программа требует установки Microsoft Silverlight.
 

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 15.02.2012 10:27


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz

Этот пользователь сейчас на сайте
Esminetz
Сообщений: 5068/99
Рейтинг: 29000
Статус:
Ветеран портала
Написать в личку

08.05.2012 23:42|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост


Ответить: (в новом окне)|Вверх

Небольшая статья о Жане Кампиче (Jean Campiche) - хронометристе Heuer: http://www.watchprosite.com/show-forumpost/fi-17/pi-2681286/ti-446696/s--1/
 
Жан Кампиче, работавший в Heuer, официально принимается на должность хронометриста Ferrari в 1972 году. Ему было 28 лет.
 
Джек Хойер нанял его именно по просьбе Энцо Феррари. Феррари хотел, чтобы независимый эксперт замерял время на его личной трассе Фиорано, чтобы проанализировать, где его автомобили теряли на трассе, чтобы он мог дорабатывать и совершенствовать машины перед гонкой.
 

Ранее каждая гоночная команда имела свою технику тайминга. Так как не было компьютеров, из инструментов были только секундомеры!
 

Позднее технология улучшилась, и можно было записывать времена нескольких машин сразу.
Работа была не просто легким нажатием кнопки. Был нужен кто-то, кто мог нажимать очень быстро много кнопок, соответствующих различным автомобилям в быстрой последовательности.
 

 
Таким образом, Жан Кампиче получил прозвище "Пианист", потому что он мог шевелить пальцами очень быстро, чтобы бить по кнопкам.
 

 
Поскольку технологии продолжали развиваться, в конце 1970-х годов на машины были установлены транспондеры, что позволило синхронизировать их времена автоматически.
Транспондеры передавали сигналы и позволяли видеть времена прохождения кругов различными автомобилями.
 

 
В 1992 году Жан и его команда Tag Heuer вернулись в "Формулу-1", став официальным хронометристом для гонок Гран-при.
 

Жан Кампиче (начальник отдела хронометража) TAG Heuer.
 
Технология тайминга улучшалась. К 2002 году три реактивных самолетх перевозили оборудование с одной трассы на другую.
 
В 2003 году Tag Heuer перешел из "Формулы-1" в Индикар в Америке, где измерял время с точностью до 1/10000 секунды. Это самый точный вид спорта в мире!
 
Этот человек, Жан Кампиче, вырос с хронометражом - от секундомеров по сей день.
Его работа с командой Tag Heuer сделала автоспорт очень интересным для зрителей и болельщиков, до такой степени, что лайв-тайминг для многих сейчас более важен, чем комментарий гонки.
На фотографиях 1970х у Жана в руках - полуавтоматическая система под названием The "Le Mans" Heuer Centigraph: электронные секундомеры, каждый из которых мог засекать время пяти пилотов; для отсечки нужно было всего лишь нажать на кнопку, соответствующую пилоту, и хронометр фиксировал результат и сразу начинал новый отсчет. Результаты передавались на матричные принтеры наподобие современных кассовых аппаратов и распечатывались немедленно по мере поступления.
 


Таким образом, эпохи хронометража можно определить примерно так:
 
- Эпоха ручных секундомеров - с начала развития автоспорта до 1960-х гг. В это время хронометраж велся обыкновенными секундомерами, и главным достижением была лишь их точность; в соревнованиях различного уровня использовались хронометры с точностью до 1 секунды, до 1/5 секунды, до 1/10 секунды. На отдельных трассах - первые попытки создания механических автоматических систем хронометража. В 1930х-50х на крупных трассах появляются большие табло, на которых вывешиваются результаты по кругам, времена круга и пр. Хронометражом занимаются хронометристы трасс и хронометристы команд, среди последних много жен/подруг/друзей членов команд.
- В 1960х появился планшет Heuer с тремя закрепленными на нем секундомерами. Нажатие на рукоятку планшета нажимало кнопки всех трех хронометров одновременно; при этом первый начинал отсчет, второй останавливался (и хронометрист в течение следующего круга должен был переписать его в табличку), а третий сбрасывался на ноль. Планшет существенно облегчил работу хронометристов.

 
- В 1970х в командах появляются специалисты хронометража (Матра - Мишель Дюбаск, 1965-1982; Феррари - Жан Кампиче, 1972-1981) и новое оборудование: электронные секундомеры, параллельные секундомеры, принтеры, системы фотофиниша. Тестируются системы на фотоэлементах и первые автоматические системы с транспондерами.
- 1982-1992 годы - эпоха автоматической системы Longines-Olivetti, сначала достаточно простой, на протяжении 1980х она постепенно обрастает функциями.
- 1993-2003 годы - эпоха системы TAG Heuer, также постепенное развитие.
- 2003-настоящее время - хронометраж ведется во взаимодействии хронометристов трасс, FIA и технологического партнера.

Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 09.05.2012 01:23


Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz



Форма для самовыражения/волеизъявления/и т.п.

Название:

Тайминг гонок и его графический анализ
Название темы должно отражать её суть.
Краткая информация: Покруговой анализ
Переместить в:
Тема:
Тип темы:
Подписка: будут приходить письма о новых сообщениях в теме на E-mail, указанный при регистрации
Иконка для темы:
Файлы к сообщению

+ Добавить файл

Можно загружать файлы с расширением: gif, jpeg, jpg, jpe, png, zip, rar, pdf, tif, tiff, mp3, wma, avi, bmp, psd, txt, wav, wma, pps, ppt, pot, doc, dot, docx, xls, xlm, xla, xlc, xlt, xlw, xlsx. Размер одного файла не должен превышать: 10 MByte.

Полужирный Курсив Подчеркнутый Ссылка E-mail Изображение Цитата Линия
Увеличить окно ввода Уменьшить окно ввода
© 2024. ООО "Формула Спорт"
Юр. адрес: Москва, Космодамианская наб., д. 4/22, корп. А, пом. I, офис. 1.
ОГРН: 1157746583026
ИНН: 9705042528
О проекте Контакты Правила портала Карта сайта
Использование материалов без
согласия редакции запрещено.
Рейтинг@Mail.ru Система Orphus Visa MasterCard МИР