Иосиф Пригожин ))
В 1981 году английский канал BBC отказался транслировать Гран-при Бельгии из-за отвратительного качества картинки. Это, конечно, была вина бельгийской телекомпании RTBF, снимавшей этот этап. После этого случая Экклстоун решил организовать собственную телекомпанию, которая могла бы сама проводить съемку гонок на высоком уровне. Несмотря на то, что это был сложный и дорогостоящий проект, он одновременно позволил бы сэкономить на съемке, увеличить цену трансляций, увеличить маркетинговую цену рекламы в гонках и повысить аудиторию. Телекомпания была создана в 1982 году в тех же ангарах в Чессингтоне, где располагалась и Motor Racing Developments (так официально называлась Brabham) и получила название FOCA-TV. Её руководителем был назначен бывший механик Brabham Эдди Бейкер. Он проделал огромную работу, не только создав с нуля современный передвижной съемочный центр, но и разработав свой собственный высокий стандарт съемки. Это позволило в том же году подписать очень выгодный контракт на продажу трансляций Европейскому вещательному союзу, благодаря чему их охват вырос с 4-7 стран в 1980 году до 41 страны в 1983. Соответственно увеличился и рекламный эффект, а, значит, и рекламные вливания в спорт. Ну а сама плата за телетрансляции стала одним из основных источников дохода команд, FOCA и FISA.
Имя Бейкера стало широко известно во время расследования смерти Сенны. Запись с бортовой камеры была предоставлена суду только через два года и обрывалась в самый важный момент. Бейкер дал показания, что именно в этот момент он переключился на другую камеру на трассе, а то, что не попадает в трансляцию, не сохраняется.
В общем и целом телетрансляции Гран-при - это единственное, что делает возможным существование современной "Формулы-1". Плата каналов за трансляции - это примерно треть всех доходов "Формулы-1", а значит, это доход и команд, и FIA, и Formula One Group. При этом телетрансляции создают рекламный эффект, стоимость которого постоянно растет: если бы "Формулу-1" не смотрели сотни миллионов человек по всему миру, стоимость рекламы на машинах и трассе была бы нулевой, и у команд, промоутеров и самого чемпионата просто не стало бы спонсоров. Телетрансляции создают популярность, поэтому без них чемпионат не получал бы и сотой доли той огласки, которую он имеет сейчас. Без телетрансляций "Формула-1" быстро вернулась бы в то состояние, в котором она была в 60-е годы. В общем, и "Формула-1", и команды, и гонщики абсолютно всем своим финансовым благополучием обязаны телетрансляциям. Поэтому важность работы Бейкера невозможно переоценить. Благодаря ему маркетинговый эффект "Формулы-1" рос как снежный ком.
В 1991 году Экклстоун познакомился с Сильвио Берлускони и был впечатлен развитием его медиаимперии. Он задумал новый проект - перевод телетрансляций в цифровой вид. Работа над этим проектом, получившим название F1 Digital , была также поручена Бейкеру и началась в 1994 году. После осваивания примерно 35 млн. долларов, выделенных Экклстоуном, была организована новая фирма - Formula One Communications (FOC). Она имела новейший цифровой телекоммуникационный центр в аэропорту Биггин-Хилл на юге Лондона, который получал, перерабатывал и ретранслировал т.н. "суперсигнал" - пять (а позже восемь) видеопотоков, среди которых были основной канал, канал с анализом происшествий, онбоард-канал, камеры на пит-лейн, канал лайв-тайминга. Зрители могли самостоятельно переключаться между каналами, слушать известных комментаторов и переговоры команд. Съемкой гонки занимался мобильный телецентр, который имел 19 грузовиков (или два Боинга) высокотехнологичного оборудования, и монтировался на трассе две недели. Неофициально этот потрясающий центр именовался по имени его организатора и руководителя - "Бейкерсвилль".
В Интерлагосе-1996 новый телекоммуникационный центр был испытан, а с Хоккенхайма начал свою работу. Трансляцию за бешеные деньги покупали несколько частных телевизионных сетей интерактивного телевидения - немецкий DF1, французский Channel и т.д. Трансляция из Хоккенхайма была вообще одной из первых подобных трансляций в Европе, и отчеты телесетей о начале трансляций в новом формате были радужными.
FOC очень серьезно продвинулась в методике съемки. Впервые была внедрена сложная система информации в гонке. Положение и скорость машин контролировались в режиме реального времени, и компьютеры на основании этой информации могли самостоятельно фиксировать вылет с трассы, обгон, самые опасные точки, даже лужи. Каждый оператор знал положение и ситуацию в гонке, режиссер получил в свое распоряжение видеоповторы, и FOC практически избавилась от пропуска важных моментов гонки. Появился телетекст с информацией тайминга, статистики, телеметрией машины. На некоторых Гран-при появились зеленые рекламные щиты, на которых компьютерами размещалась виртуальная реклама, разная для разных стран вещания. В 1996 году появилось множество съемочных бригад из двух человек для съемок на стартовой решетке и пит-лейн, оснащенных направленными микрофонами и телекамерами с радиоканалом. В 1997 году почти на всех машинах, а в 1998 г. - на всех, появились онбоард-камеры. В 1999 году был проведен любопытный эксперимент - гонку на английском комментировали недавно уволенные Герхард Бергер и Флавио Бриаторе. Одним словом, FOC вознесла съемку на невиданную высоту.
К 2002 году оказалось, что зрителей, согласных платить за суперсигнал, далеко не так много, как планировалось. Телесети терпели грандиозные убытки; провал продаж стал одной из причин краха медиаимперии Лео Кирха. Одним словом, Экклстоуну в 2002 году пришлось закрыть проект цифрового телевидения и уволить примерно треть сотрудников FOM, занятых в нем. Конечно, это стало одной из самых серьезных неудач в карьере Экклстоуна, особенно учитывая около 100 млн. долларов вложенных инвестиций. Но зато технологии, внедренные Бейкером, перенесли в обычные телетрансляции, и с тех пор мы видим их на наших экранах. А сам Бейкер до сих пор возглавляет телесъемочный центр, который с 2008 года называется Formula One Productions и снимает практически все гонки, кроме двух-трех в году. Именно с его помощью, как говорят, Берни наказывает несогласные команды, лишая их эфирного времени. Но вот, как ни странно, человека, который за тридцать лет напряженной работы организовал самый доходный спортивный телевизионный проект в мире, почти никто не знает в лицо.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz