Сейчас все строят догадки о том, как повысить зрелищность гонок Формулы 1, и предлагают различные варианты. Среди них можно услышать предложения о смене формата квалификации, благодаря которому гонщики бы не строились по ранжиру на стартовой прямой, чтобы потом 50-70 кругов следовать друг за другом паровозиком. Как вы помните, различные споры о смене формата шли в основном пару-тройку лет назад, но потом все вроде как привыкли к методу с выбыванием гонщиков из сессий. Я же хочу предложить ещё давно придуманный мной метод, который бы возможно позволил внести интригу и в квалификацию и в гонку (за счёт не строгого соответствия сил пилотов их позициям на стартовой прямой). Когда то журнал F1Racing предложил придумать собственный метод, что я и сделал давным-давно, но отклика у редакции он не нашёл. Поэтому хочу вынести свой метод на Ваш суд. Принимается всё - критика, поправки, замечания, похвала, и самое главное, помощь.
Теперь по сути. Давайте рассмотрим те форматы квалификации, что были в Формуле 1 с начала 21 века.
1.
12тикруговой метод - гонщики могли выезжать на трассу в любое время, с любыми настройками машины, но имели право пройти не больше 12 кругов по трассе (вместе с кругами выезда и возвращения)
Достоинства: в конце квалификации обычно разворачивалась нешуточная битва - под финишный флаг выезжали все лидеры и один за другим ставили лучшие времена, в т.ч. и за весь уик-энд, так как проходили круги с пустыми баками и квалификационными настройками.
Недостатки: Большую часть времени на трассе не происходило практически ничего, все основные события происходили в очень ограниченный промежуток времени и внимание было приковано только к лидерам, то есть спонсоры середняков и аутсайдеров не получали своего эфирного времени.
2.
Однокруговой метод - был внедрён, чтобы убрать недостатки 12-кругового метода, гонщики поочередно проходили по одному быстрому кругу в пятницу (предквалификация) и в субботу (квалификация).
Достоинства: на трассе постоянно находятся гонщики, не было простоев, аутсайдерам и середнякам выделялось столько же эфирного времени, сколько и лидерам, у пилотов не было права на ошибку, любая ошибка или изменение погодных условий могли отбросить лидеров в конец пелетона.
Недостатки: телеаудитория часто подключалась к трансляции только в последние минуты, когда на трассе были лидеры, при этом борьба была ещё более виртуальная, чем раньше - параллельного следования по трассе больше не было.
3.
Метод с 3-мя сессиями и выбыванием - метод должен был учитывать ошибки прошлого, гонщики должны были показывать время в каждой сессии (20, 15-минутной), занявшие нижние места в протоколе не допускались в следующую сессию. Были различные варианты 3-й сессии - с топливом в баке необходимым для старта в гонке или почти без топлива, а также с шинами, на которых должен стартовать пилот на следующий день.
Достоинства: трасса практически не пустует, лидеры появляются на трассе на протяжении всей квалификации, в конце кипит нешуточная борьба за поул, но и в конце других сессий есть место для упорного противоборства команд послабее.
Недостатки: у аутсайдеров по прежнему мало эфирного времени, так как они выбывают первыми, и зрители по-прежнему могут подключаться в самом конце квалификации, так как все лидеры собраны именно в последней сессии (десятиминутной), а 2 предыдущие сессии чаще всего являются формальностью для сильных команд. Наиболее важный на сегодняшний день недостаток - без элемента случайности гонщики выстраиваются в такой последовательности, что обгоны в будущей гонке сильно затруднены, и роль самой гонки, а также интрига в ней, уменьшается.
Исходя из всех вышеизложенных недостатков и достоинств я и попытался создать формат, учитывающий весь опыт прошлого. Итак, его суть:
За основу взята самая спортивная из спортивных систем (

) - турнирная. То есть дуэль один на один, проигравший участия далее не принимает, а победитель проходит дальше. Дуэль между гонщиками (далее пара) осуществляется за счёт параллельного прохождения трассы (с разрывом в 5-15 секунд) на единственном быстром круге. Пары формируются исходя из обратного порядка пилотов в Личном Зачёте (так будет интереснее). Самый важный момент - результаты после каждой дуэли не аннулируются, из них и составляется окончательная таблица результатов, а победивший в паре гонщик просто получает дополнительную возможность в новой дуэли улучшить своё время.
То есть 24 гонщика разбиваются на 12 пар, и 12 гонщиков проходят во 2-й тур, где из 6 пар, 6 человек выходят в 3-й и соответственно 3-ка лучших - в суперфинал или 4-й тур, мне всё равно как это назвать.
2,5 минуты (это максимум нужный для полного проезда одной пары и старта другой)* 12 = 30 минут + 2,5 * 6 = 15 минут + 2,5 * 3 = 7,5 + 3 минуты (финальный проезд тройки) = 55,5 минут + реклама и бла-ба-бла и есть час трансляции.
Такова суть. В чём же её преимущества:
1. Параллельная борьба пилотов соперничающий в Личном Зачёте (как в 12-круговой и с вылетом)
2. Более слабые команды вылетают не сразу, и им отведено столько же времени, сколько и лидерам (как в однокруговой)
3. С одной стороны элемент случайности есть (иногда есть только 1 попытка, да и погодные условия изменяются не для всех), с другой система довольна справедливая (так как даже 1 раз показанное время может быть никем не перебито по ходу квалификации)
4. Остаётся интригующая система вылетов.
Пример:
На основе квалификации ГП Бахрейна, возьмём реальные времена гонщиков и будем использовать в моём примере, если не будет хватать, то придумаю из головы. Жирным цветом выделяется победитель в паре.
так как Личный зачёт представлял собой пары напарников из команд, то такими парами они появлялись бы на трассе:
1. Глок 1:59.728
Ди Грасси 2:00.587
2. Сенна 2:03.240
Чандхок 2:04.904
3. де ля Роса 1:56.428
Кобаяши 1:56.541
4. Трулли 1:59.852
Ковалайнен 2:00.313
5. Буэми 1:56.189
Альгерсуари 1:57.071
6. Сутил 1:55.213
Лиуцци 1:55.628
7. Кубица 1:55.511
Петров 1:56.167
8. Баррикелло 1:55.969
Хюлькенберг 1:56.375
9. Масса 1:55.313
Алонсо 1:54.612
10. Феттель 1:55.029
Уэббер 1:55.298
11. Шумахер 1:55.593
Росберг 1:55.463
12. Баттон 1:55.715
Хэмилтон 1:55.341
После этого таблица результатов была бы собственно в том виде, в котором она и была после первой сессии, но дальше прошли бы Трули-Сенна, де ля Роса-Глок, Баррикелло-Буэми, Росберг-Кубица, Сутил-Хэмилтон, Алонсо-Феттель.
Остальные гонщики не имели бы больше возможности улучшить свои позиции
2 тур:
1. Трулли 1:59.652 (обошёл Глока в протоколе)
Сенна 2:03.140
2. де ля Роса 1:56.237
Глок 1:59.748
3. Баррикелло 1:55.330 (обошёл Баттона, Лиуцци, Шумахера, Кубицу, Росберга, Хэмилтона)
Буэми 1:56.265
4. Росберг 1:54.682 (обошёл всех, кроме Алонсо, 2-й )
Кубица 1:54.963 (на 3-е место)
5. Сутил 1:54.996 (4-й)
Хэмилтон 1:54.707 (3-й)
6. Алонсо 1:54.172 (1-й)
Феттель 1:53.883 (ещё первее)
Таблица имеет вид: 1. Феттель 2. Алонсо 3. Росберг 4. Хэмилтон 5. Кубица 6. Сутил 7. Уэббер 8. Масса 9. Баррикелло 10. Шумахер 11. Лиуцци 12. Баттон 13. Петров 14. Буэми 15. Де Ля Роса 16. Хулькенберг 17. Кобаяши 18. Альгерсуари 19. Трулли 20. Глок 21. Ковалайнен 22. ди Грасси 23. Сенна 24. Чандхок
Далее проходят де ля Роса-Трулли, Хэмилтон-Баррикелло, Феттель-Росберг.
3-й тур
1. де ля Роса 1:56.037 (обходит Буэми и Петрова)
Трулли 1:58.852
2. Хэмилтон 1:55.217
Баррикелло 1:55.230 (обходит Массу и Уэббера)
3. Феттель 1:54.101
Росберг 1:55.241
Таблица имеет вид: 1. Феттель 2. Алонсо 3. Росберг 4. Хэмилтон 5. Кубица 6. Сутил 7. Баррикелло 8. Уэббер 9. Масса 10. Шумахер 11. Лиуцци 12. Баттон 13. Де Ля Роса 14. Петров 15. Буэми 16. Хулькенберг 17. Кобаяши 18. Альгерсуари 19. Трулли 20. Глок 21. Ковалайнен 22. ди Грасси 23. Сенна 24. Чандхок
Последний тур
Феттель 1:54.001
Хэмилтон 1:54.917
де ля Роса де ля Роса 1:56.137 (допустим даже что все без улучшений)
Ну и как вам итоговая таблица? В первой восьмёрке вместо Большой Четверки нашил себе место Рено, Форс Индия и Вильямс. Наверняка старт, прорыв Шумахера и Баттона был бы интересным, как и вся последующая гонка.
Некоторые мелочи я не стал тут указывать, так что если есть вопросы - задавайте их! Я считаю, что такая система достойна рассмотрения "где-нибудь выше", и если вы в этом как то готовы мне помочь - я буду очень рад, мне даже плевать на авторство, я просто очень хотел бы увидеть эту систему в действии!
Ниже прилагается официальный текст на русском и английском - как бы эта квалификация должна была бы быть отражена в регламенте. Там правда расписано для 22 машин, так как писалось для 2009 года (один раз там добавляется в пару лучший из вылетевших, чтобы соблюдалась чётность).
Жду ваших комментариев и ответов на вопрос опроса!!