Чемпионат мира ФИА по ралликроссу (FIA World Rallycross Championship) - чемпионат, который будет проведен в 2014 году впервые.
Ралликросс представляет из себя гонки на раллийных автомобилях по коротким замкнутым трассам, имеющим смешанный вид покрытия (часть трассы покрыта асфальтом или бетоном, часть - грунтом, гравием или песком). Гонки короткие, по 4-6 кругов, в каждой стартуют одновременно пять-шесть автомобилей, которые часто используют контактную борьбу. За уик-энд проводится множество заездов, в каждом из которых гонщики борятся между собой: сначала тренировки, в которых отбираются участники; затем квалификации, в которых важно не финишировать первым, а показать лучшее время круга; и, наконец, сами гонки, в которых уже важно место на финише. Все эти заезды проводятся на выбывание, в каждом отсеиваются один-два худших участника, а остальные продолжают выходят на старт следующих событий, поэтому количество заездов за один уик-энд достигает нескольких десятков (не считая соревнований в младших классах) - моторы ревут на трассе с утра до вечера все три дня.
Ралликросс, как вид спорта, появился в 1967 году из развлекательных соревнований, придуманных английскими тележурналистами. Этот развлекательный формат быстро получил популярность и прижился в качестве клубных, местного уровня, сорвнований, на севере Европы. С 1973 года компания ERA совместно со спонсором Embassy организовали чемпионат Европы по ралликроссу, который в 1976 году был признан FIA. В течение сорока последних лет этот чемпионат был высшим соревнованием в ралликроссе; в нем сложилась своя атмосфера и свои легенды, такие как 14-кратный чемпион швед Кеннет Хансен или рекордсмен по количеству побед Мартин Шанше. В последние годы наблюдается резкий рост интереса к ралликроссу - так, в США был организован чемпионат Global Rallycross Championship, а в европейский чемпионат хлынули звезды мирового ралии и крупнейшие автопроизводители - поэтому FIA учредила Чемпионат мира по ралликроссу.
Техника.
Правила.
Правила проведения в ралликроссе очень запутанные и непонятные. Уик-энд состоит из тренировок, квалификации, двух полуфиналов и финала. Во время тренировок, которые проходят в пятницу, как и в других видах гонок, гонщики настраивают машины и учат трассу. Квалификация проходит в субботу и состоит из гонок на четыре круга, в которых участвуют по четыре-пять гонщиков. Они стартуют с места, в один ряд, и хотя этих гонках идет серьезная борьба за место на трассе, главным является не место на финише, а время, с которым гонщик пройдет все четыре круга. Всего проводится четыре попытки (heads), то есть все гонки повторяются четыре раза. После этого гонщики объединяются в таблицу согласно показанному времени, и им начисляются очки за квалификацию: от 16 очков за первое место до 1 очка за шестнадцатое. Затем 12 лучших гонщиков делятся пополам (по четным и нечетным позициям) и проводят два полуфинала. В полуфиналах и финале участвуют по 6 машин, стартующих с места, в три ряда, в соответствии с квалификационным временем; дистанция составляет 6 кругов, и здесь уже не имеет значения время, главное - позиция на финише. За полуфиналы всем гонщикам начисляются очки, от 6 очков за победу, до 1 очка за последнее место. По три лучших участника полуфинала объединяются в финал. Победитель финала считается победителем этапа и получает еще 8 очков, тогда как обладатель второго места получает только 5 очков, третьего - 4, и так далее, до 1 очка за 6 место.
Необычным правилом является и "круг-джокер" (joker lap). Это дополнительная петля трассы, прохождение которой отнимает у гонщиков не менее двух секунд. В каждом из заездом гонщик обязан один круг пройти с использованием этого участка: то есть три (в гонке пять) кругов обычных, а один удлиненный. Пройти "джокер" можно в любое время, можно на первом круге, а можно на последнем. Это часть стратегической борьбы, и она используется гонщиками, чтобы выйти на тактический простор. Часто на первых кругах гонщики, оказавшиеся на старте позади, сразу ныряют на "джокер", чтобы не терять времени за соперниками, а попытаться опередить их, когда они, в свою очередь, поедут "джокер лэп" в конце дистанции.
Участники.
В этом году в чемпионате появились сразу три заводские команды, которые, скорее всего, и будут главными претендентами на победу.
Ford-OlsbergsMSE (Ford Fiesta ST):
№13 Andreas Bakkerud и №15 Reinis Nitiss
VW-Marklund:
№57 Toomas Heikkinen и №92 Anton Marklund
Peugeot-Hansen (Peugeot 208 Supercar):
№1 Timur Timerzyanov и №21 Timmy Hansen
PSRX (Citroen DS3 Supercar):
№11 Petter Solberg и №12 Alex Hvaal
Monster Energy (Citroen DS3 Supercar):
№33 Liam Doran и Krzysztof Skorupski
Now or Never (Ford Fiesta ST):
№21 Bohdan Ludwiczak
Pauwels Motorsport (Ford Focus MK2):
№22 Koen Pauwels
Albatec Racing Supercar (Peugeot 208 Supercar):
№25 Jacques Villeneuve и №26 Andy Scott
JJ Racing (Ford Focus Mk3):
№54 Jos Jansen
LD Motorsport (Citroen DS3 Supercar):
№66 Derek Tohill
В отдельных этапах планируют также участвовать Кен Блок, и Хеннинг Солберг и Маттиас Экстрём.
Календарь.
03.05.2014 Rallycross of Portugal
24.05.2014 Monster Energy Rallycross of Great Britain **
14.06.2014 Rallycross of Norway
28.06.2014 Rallycross of Finland
05.07.2014 Rallycross of Sweden
11.07.2014 Rallycross of Belgium **
07.08.2014 Rallycross of Canada **
06.09.2014 Rallycross of France
20.09.2014 ADAC Rallycross of Germany
26.09.2014 Rallycross of Italy **
11.10.2014 Rallycross of Turkey **
28.11.2014 Rallycross Argentina - San Luis **
**Требуют подтверждения.