|
28.10.2020 06:53|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
НАСЛЕДНИК ТРОНА
Марк Скевис, журнал "МоторШпорт", выпуск № 7, 1994-й год
Михаэлю Шумахеру всего 25, но весь мир лежит у его ног. Потеря Айртона Сенны, после ухода Проста и изгнания Мэнселла, сделала немца самой яркой звездой на небосклоне, очевидным наследником трона Формулы-1. Вполне понятно, что теперь он даёт меньше интервью. Судя по его сокрушительным выступлениям с начала сезона 94-го года, возможности его соперников, вероятно, ещё более ограничены, чем у средств массовой информации.
Под сильными порывами мистраля мы следим за ним на тестах в Поль Рикаре. Импровизированная шикана, наспех сооружённая из соломенных тюков в устрашающем повороте Син, напоминает о холодном ветре перемен и в Формуле-1. Несмотря на появление болида "Бенеттон", толпа собирается, чтобы полюбоваться ярко-жёлтым "Bugatti EB110" в паддоке. Нетрудно угадать собственника, который также владеет Mercedes 500 и которого часто можно встретить рассекающим по улицам Монте-Карло на Harley Davidson. Военные трофеи всегда требуют жертв, но последние несколько месяцев показали, что и в спорте иногда приходится платить слишком высокую цену.
Шумахер всегда ездил со зрелостью, нехарактерной для его возраста. Кроме того, кое-кто в Германии видит в нём преемника Штефана Беллофа, поэтому ему приходится справляться и с дополнительным прессингом. Именно излишнее внимание соотечественников (и налоговых органов) заставило его перебраться в Монако. Однако его внезапный взлёт не только на вершину чемпионата, но и к статусу новой надежды Формулы-1, произошёл с шокирующей скоростью.
Мантия не так легко легла на столь юные плечи.
"У меня всегда были свои цели, которым я старался следовать, - говорит он. - Это давление, которое я всегда оказываю на себя. Это не изменилось. Но я не считаю себя лидером только потому, что возглавляю чемпионат. Я думаю, что когда вы говорите о представителе гоночной общественности, вам нужен не лидер по очкам, а кто-то с репутацией, кто может помочь в некоторых областях. Опыт, который я приобрёл за последние три месяца, был огромным, и это показывает мне, как много ещё я должен узнать, прежде чем стать таким человеком, как, скажем, Герхард или Мартин, у которых уже есть весь этот опыт, которые могут видеть вещи по-другому и могут судить о них лучше. Но я не хочу отстраняться и говорить: "Ладно, мне это не нужно". Я хочу участвовать в деятельности ГПДА, я ДОЛЖЕН это делать. У меня есть своя точка зрения, я всё прекрасно понимаю, осознаю и могу помочь. Сейчас нам нужно держаться вместе".
Шумахер, пожалуй, лучший пример эпохи невинности, поколения, для которого смерть стала не более чем пыльной страницей в учебниках истории. Переход к новой, трагической эпохе был особенно жестоким. Однако, похоже, это только усилило его навыки. Тем не менее, совершенно не на пользу его репутации, самообладание немца во время кризиса было отмечено некоторыми тёмными обертонами. В конце концов, несмотря на то, что Шумахер стал свидетелем смертельной аварии Сенны, он продолжал бесстрастно доминировать с рестарта гонки в Имоле. Говорят, что он даже был готов провести там тесты на следующей же неделе.
В Монако, несмотря на то, что его друг и бывший товарищ по команде Карл Вендлингер лежал в коме, Шумахер сразу же выехал и показал недосягаемое время в квалификации. В то время как нервы его соперников были напряжены до предела при каждом последующем инциденте, немец просто воспользовался их неуверенностью. Неужели у этого человека нет чувств?
"Я думаю, что нет ни одного пилота, на которого бы довольно сильно не повлияло то, что случилось, - спокойно отвечает он, подчёркивая, что ни в том, ни в другом случае он изначально не осознавал серьёзности ситуации. - Лично у меня было очень много бессонных ночей, когда мне приходилось всё это обдумывать. До того, как я провёл тесты в Сильверстоуне после Имолы, я действительно сомневался, смогу ли быть тем же человеком, что и раньше..."
"Иногда внешне Михаэль выглядит высокомерным, - признаёт Вилли Вебер, его менеджер с первых дней своей карьеры и человек, который сообщил о смерти Сенны. - После всех этих смертей, да ещё когда видишь его за рулём в Монако, можно подумать, что у этого человека совсем нет нервов. Но это не так... Смерть Айртона причинила ему такую боль... Я никогда не видел его таким за шесть лет. Он плакал, как маленький мальчик. Он был очень потрясён. Только не говорите мне, что это человек без нервов и чувств".
В то время как Шумахер проливал свои слёзы в уединении, поползли различные слухи. Особенно после того, как он не появился на похоронах бразильца.
"Я верю в Бога, но я верю, что мне не нужно ходить в церковь, чтобы доказать это, - говорит он с легким намёком на раздражение. - Если у меня есть сильные чувства к Айртону... Они могут быть у меня везде. Мне не нужно идти на похороны и показывать себя там. У меня были свои собственные чувства по этому поводу, одна из причин, почему я не появился, была безопасность, команда сказала мне не ехать туда; мы видели, что происходит в Германии и во всем мире, где люди подвергались нападениям. Я не знаю, как сложилась бы ситуация. И не только в Бразилии, потому что, скажем, немецкий фанат Айртона Сенны, возможно, думал, что я был причиной этого..."
Недостаточно убедительно? Подумайте ещё раз. Шок от удара ножом Моники Селеш, нанесённого фанатом Штеффи Графф, потряс всю Германию.
Кроме того, некоторые бразильские СМИ дошли до того, что возложили вину за смерть своего героя именно на Шумахера. Если бы он не давил на Уильямс так сильно, предположили они, Айртон, возможно, никогда бы не покинул нас. Такое удивительное негодование, возможно, является следствием ряда подробно освещаемых прессой столкновений между ними - с тех пор, как Шумахер сенсационно ворвался в мир Ф1. Никогда не испытывавший чрезмерного благоговения перед чьей-либо репутацией, он говорит то, что думает. И Сенна тоже называл вещи своими именами, а иногда называл молодого самозванца и похуже. Но была ли вражда между ними?
"Называть нас друзьями - это, пожалуй, чересчур, - соглашается немец, - но в последнее время мы были гораздо ближе, чем в начале. После брифинга пилотов в Имоле мы - Герхард, я, Микеле [Альборето], Джей Джей [Лехто] и Айртон - обсудили вопросы безопасности и договорились встретиться ещё раз в Монте-Карло. Это был совсем недолгий разговор, как и до этого, в Японии.
Конечно, Айртон был под большим давлением, и в Бразилии люди пытались нагнетать вражду между нами, которой не было. Он подошёл ко мне и спросил: "Эй, что происходит? У вас в Германии такая же проблема? " - и мы поговорили об этом. Мы были гораздо ближе, чем кто-либо ожидал".
То, что в аварии погиб Сенна, вокруг которого, казалось, существовала аура непобедимости, потрясло многих гонщиков до такой степени, что у них произошёл явный перелом сознания. В глубине души Шумахера терзали те же сомнения.
"Это же не 26 идиотов - есть много умных парней. Они думают, что знают, что делают. Мы всегда верили, что если бы у нас была такая проблема, как сломанное крыло, как в случае с Ратценбергером, и это произошло бы в неправильном месте, мы могли бы погибнуть. Но мы не верили, что несчастные случаи, случившиеся с Айртоном и Карлом [Вендлингером], могут произойти. По крайней мере, я в это не верил. Мы взрослеем. Теперь я знаю, что всё еще могу находиться в болиде и концентрироваться естественным образом, но сначала я не был уверен, что смогу продолжать в том же духе. Я сказал себе: "Если этого больше не будет во мне, если у меня не будет вот этого чувства - просто сесть в машину и вести её так, как я это обычно делаю, то пора остановиться". Для меня тесты в Сильверстоуне были одним большим знаком вопроса: те же ощущения или нет? Не знаю, закончил ли бы я сезон, а потом бы ушёл. Я как-то не думал об этом. Я просто знал, что, если у меня не будет тех же ощущений, то я должен принять решение. В первый день я был не совсем в порядке. Было влажно, и я просто проехал два круга и сказал: "Ладно, это не те условия, в которых я люблю ездить". Иногда в Сильверстоуне, когда трасса мокрая, это может быть немного опасно. Я не хотел оказаться в и без того опасной ситуации. Поэтому я сказал: "Нет, я не хочу продолжать". Мы отложили тесты. На следующий день было сухо, и сразу же, когда я выехал, всё было прекрасно с первого момента. Не спрашивайте меня, как это возможно".
Его поведение с тех пор говорит о том, что у него так же мало поводов для изучения глубин своего сознания, как и для изучения зеркал заднего вида своего "Бенеттона".
"Я многому научился, - говорит он, - и думаю, что именно поэтому я всё ещё занимаюсь гонками. Мне не нужно сидеть и думать о несчастных случаях и тому подобном. Как только я сажусь в машину, я могу выбросить из головы все остальные вещи и просто сосредоточиться на вождении".
Он признаёт, что было труднее в последние несколько месяцев, когда он находился вне трассы. Печально, что наступили времена, когда ксенофобия - это не просто слово из игры в "Скрабл", а, скорее, характеристика ряда средств массовой информации. Для некоторых доминирование Шумахера слишком отдаёт машиной, а не человеком. То, что он немец, просто эффектно это подчёркивает.
Он не из тех, кто уклоняется от битв на трассе, не намерен уклоняться и от словесных баталий.
"Я думаю, что это не имеет никакого смысла, - отвечает он, качая головой. - Всем, кто меня знает, очевидно, что я не машина. Дело в том, что у меня чертовски хороший болид, и именно поэтому я могу выступать на уровне. Если бы, скажем, у Айртона была эта машина, он сделал бы то же самое или даже лучше - я не знаю, потому что у меня не было возможности по-настоящему сравнить с себя Айртоном. Но у нас есть эта замечательная машина, и с тех пор, как Айртон покинул нас, нам, кажется, было намного легче выигрывать гонки, и именно поэтому люди сразу же пытаются представить происходящее как нечто иное".
Остерегаясь льстецов, привлечённых его звёздным восхождением, немец также отметил всё большее число желающих опустить его на землю.
"Когда я начал подниматься по турнирной таблице три года назад, я был никем, и все, кто был никем, казалось, были желанными гостями! Если вы делаете хорошую работу, всё за вас. Как только вы начинаете идти дальше, вокруг вас всё ещё есть много людей, которые заставляют вас двигаться вперёд, и это те люди, в которых вы должны верить. Но точно так же, поскольку количество людей вокруг вас постоянно растёт, там будут и люди, которые завидуют. Иногда это трудно принять, но так оно и есть”. Это его беспокоит? "Я не должен этого допускать. Но...”
Ответ выдаёт некоторое раздражение. Не своими недоброжелателями, а самим собой, так как он, пожалуй, свой самый большой критик. Он прекрасно понимает, что выживание в атмосфере Формулы-1 требует не только физических, но и умственных усилий. Как же так, удивитесь вы, если Ф1 в смятении от Имолы и последующих событий, а немец твёрдо стоит на земле?
"Я думаю, что самым большим потрясением была Имола, где произошли трагедии с Роландом и Айртоном, плюс с механиками, плюс со зрителями, - говорит он. - Хуже и быть не могло. Я думаю, что если я принял решение продолжать гоняться после этого, я должен был придерживаться своего решения. Если у Карла [Вендлингера] будет возможность сразу же вернуться в машину, я уверен, что он это сделает. Я бы так поступил, потому что чувства, которые мы получаем за рулём гоночной машины, - это то, что ведёт нас всех по этому пути. Мы все любим этот вид спорта, мы все живём ради этого вида спорта..."
Его слова временами звучат пугающе, но они просто указывают на способность отстраняться - инстинкт сохранения рассудка, если хотите, - который также характеризовал Сенну. Как и бразилец, он уделяет большое внимание деталям и, вероятно, будет столь же требователен на продуваемой всеми ветрами тестовой сессии, как и в день гонки Гран При. Его уверенность в себе также не является чем-то особенным в Ф1. Некоторые циники спросят, где та грань между уверенностью в себе и высокомерием? Мартин Брандл, напарник Шумахера по команде "Бенеттон" в 1992 году, считает, что немец довольно хорошо справляется с тем, чтобы эту грань не перейти.
"Я могу понять его положение, - говорит он. - У меня это тоже в какой-то степени было после Монако. Все, и я имею в виду вообще всех, хотят урвать кусочек вашего времени. Но если вы не можете дать им этого, они немедленно выступают против вас и называют вас высокомерным".
Суть в том, что СМИ могут называть Шумахера как угодно, но все ожидают, что в конце года он станет чемпионом. Ему доставляет огромное удовлетворение тот факт, что он добился успеха с "Бенеттоном".
"Мы выросли вместе, - сияет он. - Я всегда верил в эту команду, даже когда - особенно в прошлом году [1993] - все говорили: "Ты должен уйти, ты должен перейти в "Феррари" или еще куда-нибудь, у тебя нет никаких шансов в "Бенеттоне". Я не был уверен, что у меня есть причины чувствовать себя особенно комфортно, потому что в прошлом году мы не выглядели так, как сейчас. Но у меня не было никакого намерения уйти из этой команды. Я всегда говорил, что предпочёл бы занять второе место с командой, в которую, как мне кажется, я внёс некоторый вклад, чем побеждать в команде, где я этого не делал, где я просто сел в машину, которая была лучшей - просто пришёл и выиграл".
Успех "Бенеттона" в начале сезона, когда Лехто получил травму, а Ферштаппен только дебютировал, подтвердил, что Шумахер продолжает учиться. Два года назад команда всё ещё полагалась на помощь второго пилота, но теперь мастерство Шумахера резко возросло. Таким образом, он смягчил шероховатости, которые он иногда демонстрировал, когда только пришёл в Формулу-1. Добавьте это к естественной скорости в квалификации, хорошему гоночному мастерству и лестным отзывам от Mercedes, и у получите пилота на пике своего развития.
Есть ли у него слабые места?
"В душе он гонщик-победитель, - признаётся Вилли Вебер. - Если он участвует в гонке, то хочет только победы. Он ведь не имеет никакого отношения к олимпийским идеалам! Вся его жизнь нацелена на победу. Иногда вы должны сделать ровно столько, сколько вам нужно, как Прост. Это не в его характере, но ему нужно научиться этому, если он хочет выжить на вершине в Формуле-1. Ты не всегда можешь быть победителем... Я думаю, что единственный человек, который может помешать ему выиграть чемпионат, - это он сам".
Брандл склонен согласиться: "Он заслуживает того, чтобы стать чемпионом мира. В некотором смысле печально, что он выиграет его в этом году без Айртона, и что сезон запомнится смертью Айртона. Но я уверен, что он выиграет больше. Как и Айртон, Михаэль наделен природной скоростью".
Параллели между ними, если уж на то пошло, неизбежны.
"Я говорю вам то, что он не любит слышать, - говорит Вебер, который также знал Сенну. - Я никогда не говорю этого, когда Михаэль рядом, но есть так много вещей, которые напоминают мне об Айртоне. Так много всего. О, Господи Иисусе. Они могли бы быть почти братьями".
Теперь, когда трон Сенны пустует, кажется, что только один человек имеет право его унаследовать. Прикрепленные файлы (всего 4):- 94-07-01.JPG скачать / посмотреть (45.655 KByte) (17 скачиваний)
- 94-07-02.JPG скачать / посмотреть (30.23 KByte) (21 скачиваний)
- 94-07-03.JPG скачать / посмотреть (34.951 KByte) (15 скачиваний)
- 94-07-04.JPG скачать / посмотреть (51.444 KByte) (17 скачиваний)
Это сообщение отредактировал(а) rushnik - 28.10.2020 14:09
Обречённый на успех.
|