История Интерлагоса начинается в 1908 году, когда южнее Сан-Паулу была построена плотина на реке Гуарапиранья и создано одноименное водохранилище, предназначенное для снабжения города питьевой водой. Вместе с построенным на 20 лет позже водохранилищем Биллингс, на котором находилась ГЭС, они образовали район, который сегодня называется Интерлагос. Начиная с 1920 года, в связи с бурным расширением Сан-Паулу (за сорок лет с 1900 по 1940 население выросло аж в 8 раз), эта площадь была предназначена для жилищного строительства; однако, земля непосредственно в том месте, где сейчас расположена трасса, оказалась для этого неудобной, там планировалось устроить рекреационную зону. В 1926 году район был куплен англичанином карибского происхождения Луисом Ромеро Сансоном, руководителем компании по строительству автострад "S/A Derrom-Sanson". Сансон планировал начать с прокладки центральной автомагистрали, продавать и застраивать участки вдоль нее и в конце концов застроить весь район, создать огромный комплекс, который иногда даже называют городом-спутником Сан-Паулу - жилые кварталы, дороги, парки, отели, учреждения, аэродром, ну и, между прочим, спортивный комплекс с автодромом. Разработкой проектов занимался французский градостроитель
Альфред Агаче, ранее работавший над планировкой Интерлакена в Швейцарии. Но в 1929 году по этим планам ударил сначала мировой финансовый кризис, а затем переворот 1930 года и революция 1932 года в Сан-Паулу.
Что касается названия "Интерлагос", то оно сформировалось примерно во второй половине 1930-х. Собственно, по-португальски "Между озерами" будет "Entre lagos". Вероятно, название "Энтрелагос" смешалось с названием "Интерлакен", занесенным Агаче. Авторство слова приписывают дочери Сансона Джин; она считала, что "Интерлагос" просто звучит музыкальнее. Датой основания Интерлагоса считается первое упоминание этого названия в газетах - 27 августа 1938 года.

Сан-Паулу также желал провести у себя гонку, и в 1936 году, спустя месяц после четвертого Гран-При Рио-де-Жанейро, по улицам города была проведено первое "Гран-При Сан-Паулу". На трибунах собралось около 7 000 человек, но учитывая толпы людей, стоявшие вдоль улиц, число зрителей можно оценить ориентировочно в 60 тысяч. Власти Сан-Паулу приняли некоторые меры предосторожности - вдоль трассы было натянуто свыше 8 км веревочного ограждения. Стартовало не меньше 17 участников на самой разнообразной технике; фаворитами считались Маринони и Пинтакуда на 2,9-литровых Alfa Romeo, де Теффе и мадемуазель Хелле-Найс на Alfa Romeo Monza.
Короткое отступление, посвященное мадемуазель Хелле-Найс:
Мадемуазель Мариетта Элен Деляги родилась в начале века недалеко от Парижа и покорила столицу, выступая танцовщицей в Казино де Пари. Она взяла сценический псевдоним "Helene de Nice" (фр. "Элен из Ниццы") и со временем превратила его в каламбур "Helle Nice". Богемный образ жизни, виллы, лимузины, вина, вечеринки... Среди ее поклонников числились барон Ротшильд, Этторе Бугатти, граф д'Аркур и прочие состоятельные автогонщики. Со временем, уйдя со сцены, она переключилась на спорт, но получила травму колена и решила попробовать себя за рулем автомобиля. Благодаря связям с семьей Бугатти и собственным выдающимся результатам она стала их боевым пилотом, вошла в историю как "Королева Бугатти". Дебют в гонках состоялся на женском Гран-При Монтлери 1929 года; в течение нескольких лет она была "лицом" Бугатти, выступая в многих гонках, но никогда не финишировала выше 4-5 места. На Гран-При Рио-де-Жанейро 1936 года вызвала скандал, позируя фотографам на пляже Копакобано в бикини, а спустя месяц, на Гран-При Сан-Паулу, попала в страшную аварию, после которой прервала свою карьеру. Во время войны переселилась из Парижа в Ниццу, где продолжала вести роскошный образ жизни, за что после войны была оклеветана Луисом Широном как агент гестапо. После этого потеряла всех своих богатых поклонников, постепенно растеряла все средства к существованию и умерла в 1984 году в нищете и забвении.
.jpg)
Лидировал в гонке Пинтакуда, отражая атаки Маринони. Хелле-Найс шла третьей, затем совершила пит-стоп, после которого в фантастическом темпе начала догонять де Теффе. Несколько атак не увенчались успехом; из последнего поворота гонки соперники вышли бок-о-бок, и уже на финишной прямой Хелле-Найс потеряла управление и врезалась в толпу, убив (по разным данным) от 4 до 6 человек и ранив около 34-37. Причины этого доподлинно не выяснены, но 16-летний Вильсон Фиттипальди свидетельствовал, что де Теффе сманеврировал, чтобы блокировать ее, и машины коснулись колесами. Сама же она вылетела из кокпита, приземлилась в группу солдат, но, получив черепно-мозговую травму и менее значительные повреждения, поправилась через 2 месяца.
После этого властям стало понятно, что если они хотят проводить гонки, то делать это следует только в специально предназначенном для этого месте, и президент автоклуба Бразилии Эсебио де Квейрос Маттоцо призвал Сансона вновь заняться проектом трассы (Источники:
1,
2,
3,
4,
5,
6).
Длина кольца составляла 7963 м. Место было весьма удобным, в природной впадине, позволяющей зрителям охватывать взглядом всю трассу. Перед постройкой трека Сансон совершил поездку в Европу и США, в ходе которой ознакомился с трассами в Индианаполисе, Бруклендсе и Монтлери. Спортивный комплекс, по плану, включал в себя не только автодром, но и огромный стадион, бассейн, теннисные корты, два ресторана и парковку на 10 000 мест. Качество произведенных работ было настолько высоким, что первый значительный ремонт был произведен только в 1969 году.
Работы начались в 1938 году, полотно было готово в апреле 1939, когда его впервые протестировали несколько пилотов во главе с Мануэлем де Теффе, но строительство второстепенных объектов из-за дефицита финансирования затянулось до 1940. Открытие планировалось сначала на 19 ноября 1939 года, затем на 25 января 1940 (в день города Сан-Паулу), но в очередной раз помешали дожди, и в итоге трек был открыт 12 мая 1940 года полномочным представителем президента Бразилии в Юго-Восточном федеральном округе Адемаром Перейра де Барросом.
В этот день состоялись две гонки: сначала "1 мотоциклетное Гран-При Сан-Паулу" (1o Premio Motociclistico Sao Paulo) и спустя час, в 14:30, "Гран-При Сан-Паулу" (Grande Premio Sao Paulo), оно же "I Гран-При Интерлагоса". Эта гонка проводилась по правилам т.н. "свободной" формулы, на старт заявилось 45 участников, но 15 из них не были допущены по техническим, медицинским и спортивным причинам. Стартовал с поула, показал лучший круг и победил в нем Артур Насименто-младший, достаточно успешный к тому времени бразильский гонщик, на 3,8-литровом Alfa Romeo 8C-35. Несмотря на то, что множество объектов еще не было достроено, зрители утопали в грязи, а вход на автодром представлял собой деревянную калитку с будкой билетера, гонку посетило более 15 000 зрителей.
Листовка первого открытия 19 ноября 1939 и программка уик-энда 12 мая 1940:
В 1941 году была проведена гонка под названием "I Гран-При Сан-Паулу" (а просто "Гран-При Сан-Паулу" уже проводились в 1936 и 1940 годах), выиграл ее Чико Ланди на Alfa Romeo. Гонки на Интерлагосе проводились и во время Второй мировой войны, имеются данные о гонках на приз губернатора Фердинандо Коста в 1941, 1943, 1944 и 1945 годах (
Источник).
В 1946 году диктатор Аргентины генерал Хуан Перон задумал масштабное развитие автоспорта в своей стране. Автомобильным клубом Аргентины была организована гоночная серия "Темпорада" (слово так и переводится - "серия"). Особенностью были проведение гонок с декабря по март, свободная формула (то есть на старт допускались любые машины) и впечатляющие стартовые премии: денег, получаемых за выход на старт, с лихвой хватало на дорогу из Европы и обратно, поэтому состав участников был весьма представительным. Одна из гонок этой серии и прошла в 1947 году на Интерлагосе под названием "II Grande Premio de Interlagos"; это была первая по-настоящему международная гонка на Интерлагосе, с сильным составом участников. Участвовали в ней Alfa Romeo, Maserati и MG, финишировали только 3 участника (кочковатый асфальт, высокогорье и тропическая жара всегда были убийцами автомобилей), победителем стал Акилле Варци на Alfa Romeo 308.
Акилле Варци, 1947
Гонки серии "Темпорада" проводились на Интерлагосе до конца своего существования, 1952 года, побеждали в этих Гран-при
Франсиско "Чико" Ланди, Луиджи Виллорези, Франсиско Кредентино, Хуан Мануэль Фанхио (
Источники).
Местный герой Чико Ланди, 1951
Хуан Мануэль Фанхио, 1952
Ланди и Фанхио, 1957
С тех пор в течение 20 лет трек не принимал международных гонок, но гонки местного уровня проводились постоянно. В 1954 году Сансон за символическую плату продал автодром муниципалитету Сан-Паулу. В 1956 году на нем впервые была проведена гонка "Mil Milhas Brasileiras" - своеобразный аналог "24 часов Ле-Ман", тысячемильная гонка на спортпрототипах, в 2007 году вошедшая в календарь Le Man Series и существующая по сей день. Ее создали Элой Гальяно и Вильсон Фиттипальди-старший, отец братьев Фиттипальди.
В 1957 году на автодроме началась реконструкция, целью которой было создать на месте одного длинного трека два более коротких - высокоскоростной и более медленный комбинированный.
В 1967 году Интерлагос вновь был закрыт для проведения капитального ремонта, но средства из муниципалитета были выделены только в 1969, и ремонт закончился в 1970 году. На трассе была проведена гонка "Формулы-Форд", которую выиграл Эмерсон Фиттипальди. Тогда же успехи Эмерсона на международной арене сподвигли автоклуб Бразилии на принятие решения о проведении Гран-При Формулы-1. Интерлагос вновь был закрыт, приспособлен для требований международных гонок, и открыт 31 октября 1971 года в той же, еще довоенной, конфигурации, длиной 7,963 км.
В первой гонке, проведенной в классе Формула-2 и входившей в зачет чемпионата Бразилии, поул занял старший брат Фиттипальди, Вильсон, а победил Эмерсон за рулем Lotus 69, на 0,234 опередив Ронни Петерсона. Через неделю состоялась вторая гонка Формулы-2; а 30 марта 1972 года было проведено Гран-При, первое в истории "Grande Premio do Brasil".
Было заявлено 12 участников, все звезды международного уровня - братья Фиттипальди, Карлуш Пасе, Хельмут Марко, Анри Пескароло, Питер Гетин, Жан-пьер Бельуаз, в составе команд Brabham, March, BRM, Lotus и Williams. Поул занял Эмерсон Фиттипальди, он же лидировал, показав лучший круг; но на 33 круге из 37 сошел, и победу отпраздновал Карлуш Рёйтеманн.
С 1973 года Гран-При Бразилии было включено в состав чемпионата мира Формулы-1, и дальнейшую историю Интерлагоса легко узнать из любого источника, поэтому я не буду на ней заострять внимание, приводя только выдержки из Википедии и видео Youtube.
План Интерлагоса в местной газете в 1973:
Приезд "Формулы-1", 1973 год:
1973 год. Квалификацию выиграли два болида «Lotus», следом за ними расположились Жаки Икс и Клей Регаццони. Эмерсон Фиттипальди на старте обошёл своего напарника по команде и захватил лидерство, а на второе место прорвался Карлус Пасе, стартовавший только шестым. Не менее удачный старт взял Джеки Стюарт, с восьмого места вышедший на третью позицию. На втором круге Стюарт опередил Пасе и вышел на второе место, в то время как бразилец пропустил вперёд ещё и Ронни Петерсона. Через несколько кругов Стюарт мог не беспокоиться за своё второе место: Петерсон потерял колесо и вылетел с трассы, а Карлус Пасе сошёл из-за поломки подвески. Эмерсон Фиттипальди лидировал от старта до финиша и одержал вторую победу подряд в двух стартовых этапах сезона.
1974 год. Эмерсон Фиттипальди завоевал поул-позицию, следом за ним расположились Карлос Рейтеманн и Ники Лауда. На старте Рейтеманн обошёл бразильца и захватил лидерство, но уже на четвёртом круге его обошёл стартовавший четвёртым Ронни Петерсон. Ники Лауда сошёл на втором круге из-за проблем с двигателем. Из-за повышенного износа шин Рейтеманн вскоре откатился в середину пелотона, в то время как на 16 круге вперёд вышел Эмерсон Фиттипальди, а Петерсон вскоре проколол колесо и был вынужден заезжать на незапланированный пит-стоп. Фиттипальди лидировал всю оставшуюся часть дистанции и довёл гонку до победы. Из-за дождя гонка была сокращена на восемь кругов.
1975 год. Квалификацию, как и на прошлом этапе, завоевал Жан-Пьер Жарье. На старте его обошёл прорвавшийся с третьего места Карлос Рейтеманн, в то время как Карлуш Паче вышел с шестого на третье место. На пятом круге Жарье вышел вперёд, а аргентинец, испытывавший проблемы с шинами, на 14 круге уступил второе место Паче. На 32 круге Жарье сошёл с дистанции из-за проблем с подачей топлива, что открыло Карлушу Паче дорогу к первой и единственной в карьере победе.
1976 год. Гран-при Бразилии 1976 года стал первым в истории этапом, на котором для старта гонки был использован светофор, заменивший судью, дававшего старт взмахом флага. Со старта в лидеры вырвался Клей Регаццони, опередивший трёх соперников, но уже к 9 кругу его опередил напарник по команде Ники Лауда. Оба «Лотуса» сошли из-за столкновения друг с другом, у Джеймса Ханта, стартовавшего с поула, на 32 круге сгорел двигатель болида, а кругом позже из-за масла, вытекшего из двигателя машины Ханта, занесло автомобиль Жана-Пьера Жарье и он вылетел с трассы. Лауда лидировал на протяжении большей части дистанции и довёл гонку до победы. Приехавший третьим Том Прайс поднялся на подиум второй и последний раз в карьере.
1977 год. На старте Карлуш Паче допустил незамеченый судьями фальстарт, благодаря чему сразу вышел в лидеры гонки. На седьмом круге его обошёл Хант, который, в свою очередь, на 23-м круге пропустил вперед Рейтеманна. На 33-м круге Хант и Паче столкнулись, бразилец сошёл, а британец до конца гонки испытывал проблемы с управлением машины, что позволило одержать победу Карлосу Рейтеманну.
1978 год. В этот раз Гран-При прошло на трассе Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро. Последнее выступление прошлогоднего автомобиля Феррари 312T2, заменённого на следующем этапе на новую модель 312Т3, завершилось победой - Карлос Рейтеманн обошёл на первом круге трёх соперников и лидировал от старта до финиша. Эта победа также стала первой для шин «Мишлен». Вторым, к радости местных болельщиков, приехал бразилец Эмерсон Фиттипальди, для которого этот подиум стал первым за три сезона. Жан-Пьер Жарье из ATS отдал свой автомобиль Йохену Массу и не участвовал в гонке.
1979 год. На старте гонки Лаффит сохранил 1-ю позицию, на 2-ю же на короткое время вырвался Карлос Рейтеманн. В скором времени, однако, он пропустил вперед как Дэпайе, так и Андретти. Жан-Пьер Жабуи стал жертвой обычной для турбомоторов проблемы - медленного старта, из-за чего откатился в самый конец пелотона. Фиттипальди обогнал Шектера в борьбе за 5-ю позицию, которая скоро стала 4-й, так как у Андретти начались проблемы с зажиганием и он вынужден был свернуть в боксы. Набрав скорость, бразилец смог догнать Рейтеманна и начал атаковать его. Шектер напротив, сбавил ход и подвергся давлению со стороны Дидье Пирони. Француз вышел вперед, однако затем вылетел и оказался снова позади. Со второго раза обгон удался, и Пирони стал постепенно отрываться. На 22-м круге неплохое выступление Фиттипальди было прервано начавшимися у него проблемами с задним колесом, из-за чего он совершил пит-стоп. После двойного пит-стопа пилотов Феррари они поменялись местами, Вильнёв оказался на 5-й позиции, а Шектер финишировал 6-м. Следует отметить хорошее выступление Риккардо Патрезе, который успешно избежал происшествий и финишировал на неплохом 9-м месте, всего в круге от победителя. Эмерсон Фиттипальди продолжил серию хороших выступлений, однако перед родными трибунами до очков добраться не сумел из-за механических проблем. Совершенным кошмаром стала эта гонка для действующего чемпиона мира Марио Андретти, которого весь уикенд преследовали технические проблемы.
1980 год стал последним для старой, 7,873-км конфигурации Интерлагоса и последним Гран-При на трассе длиной более 7 км. Некоторые пилоты, в том числе Шектер и Джонс, протестовали против проведения гонки, так как автомобили того времени, использовавшие граунд-эффект, имели очень жесткую подвеску, а Интерлагос отличался кочковатым покрытием. Кроме того, не было зон безопасности, вокруг полотна имелись канавы, теоретически можно было долететь и до озера. Правительство же Сан-Паулу больше не хотело вкладывать средства в новую реконструкцию. Как бы то ни было, гонка была проведена, но с 1980 года Гран-При Бразилии проводился в Рио-де-Жанейро.
На Интерлагосе, тем не менее, продолжали проводиться местные гонки, наиболее значимой из которых была Mil Milhas.
В 1985 году трасса была переименована из "Autodromo Interlagos" в "Autodromo Jose Carlos Pace", в честь Карлуша Пасе, погибшего в авиакатастрофе в 1977 году. Последняя гонка на исторической конфигурации трассы была проведена в 1989 году, после чего Интерлагос был реконструирован и с тех пор имеет знакомый нам вид. Старый асфальт не был снят и существует до сих пор, хотя и не используется. Его легко увидеть на спутниковых снимках. Между прочим, сейчас бразильские энтузиасты
собирают подписи на восстановление старой конфигурации.
Старая конфигурация:
Новая конфигурация:
Преемственность поколений: Чико Ланди, Эмерсон Фиттипальди и Айртон Сенна, Интерлагос, 1983.
Формула-1 вернулась сюда в 1990 году: сыграли свою роль и истощенные финансовые возможности Рио, и то, что Сан-Паулу был родиной "живого солнца Формулы-1" Айртона Сенны. Глава Сан-Паулу Луиза Эрундина и президент автоклуба Бразилии Пьеро Гансиа объединили свои усилия и добились реконструкции Интерлагоса и включения его в чемпионат 1990 года.
Сенна наблюдает за строительными работами на Интерлагосе, 1989 год.
Гэри Брэбхэм не смог показать времени в квалификации, проехав около 400 метров от своих боксов - после того, как его механики объявили забастовку и не залили ему масло. Айртон Сенна, к восторгу трибун, занял поул. Старт отметился столкновением Алези, Нанини и де Чезариса; Бутсен не смог вписаться во въезд на пит-лейн. Лидировавший Сенна столкнулся с круговым Накаджимой, вынужден был менять передний спойлер, и уже не смог догнать ни Проста, ни Бергера. Пике в последнем повороте отобрал у Алези 6 место.
1991 год. Гонщиков преследовали поломки: Сенна, лидируя с поула, потерял половину передач, то же в дополнение к проколу случилось и с Мэнселлом и Патрезе, Бергер страдал от залипания педали, а к концу гонки ухудшилась погода, и Сенна, призывая маршалов прекратить гонку, все-таки доехал до финиша первым.
1992 год. В этом Гран-При в последний раз в истории на гонку была заявлена женщина- Джованна Амати на Brabham-Judd не прошла квалификацию.
1993 год. Williams заняли первый ряд, на старте Сенна прошел Хилла, но затем уступил ему. Затем Сенна был наказан за обгон кругового под желтыми флагами. Сузуки и Катаяма разбили машины, затем лидер Прост врезался в развернувшегося Фиттипальди, и на трассу была выпущена машина безопасности, впервые тогда появившаяся в правилах. Когда асфальт подсох, Сенна прошел Хилла, Шумахер и Алези были наказаны за обгоны под желтыми флагами, и Сенна вновь выиграл Гран-При Бразилии, принеся сотую победу команде McLaren.
Подиум 1993: Хилл, Сенна, Шумахер и Фанхио. 16 чемпионских титулов в одном кадре и последнее посещение Фанхио Гран-При.
1994 год. Последнее выступление Сенны на родной земле. Айртон завоевал поул и воспользовался им, но Benetton провел пит-стоп Шумахера быстрее. На 35 круге Ирвайн при обгоне на круг Бернара выбил с трассы Ферстаппена, и тот, кувыркаясь в воздухе, приземлился прямиком на автомобиль Брандла. Сенна попытался создать давление на Шумахера, но вылетел с трассы, после чего Шумахер без каких-либо проблем финишировал первым.
1995 год. Гонщики снова жаловались на чрезмерную тряску, а усилия организаторов только ухудшили ситуацию. Стартовавший первым Хилл сошел из-за проблем с подвеской, и гонку выиграл Шумахер. Однако спустя несколько часов Шумахер и Култхард были дисквалифицированы из-за несоответствия образцов топлива; через три недели они были восстановлены на 1 и 2 местах протокола, хотя и лишены очков в Кубке Конструкторов.
1996 год. Под дождем Дэймон Хилл снова выиграл с поула на фоне борьбы между Вильневым, Алези и Баррикелло за 2 позицию.
Последнее изменение Интерлагоса произошло в 2007 году, когда за 5 месяцев был переложен весь асфальт, изменен въезд на пит-лейн и построена новая главная трибуна. В том же году к автодрому была проложена ветка гордского метрополитена. В 1999 году один из своих концертов здесь сыграла группа "Kiss". В 2009 году одно из своих крупнейших выступлений провела группа "Iron Maiden".
Сейчас Интерлагос - это 923 000 кв. м. площади, 4309 м. длины, 23 бокса по 216 кв. м., пресс-центр в 645 кв. м., общий зал в 420 кв. м. и паддок площадью 3960 кв. м. Трибуны рассчитаны на 30 000 зрителей; но имеются также сборно-разборные конструкции, которые устанавливаются в случае надобности. Для зрителей имеются 38 туалетов и 2 буфета. Согласно информации на
офсайте, уже 18 октября на трассе должны были начаться монтажные работы, для того чтобы с 3 ноября команды могли начать работу.
Кроме того, он по-прежнему представляет собой крупный спортивный центр. На его территории действуют муниципальные (бесплатные) секции картинга, велоспорта, футбола, волейбола, тенниса, гимнастики, легкой атлетики, бодибилдинга, фитнеса и пр.; школа подготовки специалистов машиностроения; школа обучения вождению и школа контраварийного вождения; кружки авто- и судомоделизма; имеется картинговая трасса (имени Айртона Сенны) и внедорожный трек. Любой желающий каждую среду или четверг за 120 долларов (плюс отдельные деньги за обучение, скорую медицинскую помощь, использование помещений и пр.) может покататься по трассе на формульном болиде, кузовном автомобиле, мотоцикле или велосипеде. 12 мая 2010 года Интерлагос отпраздновал свое 70-летие (и по этому поводу есть замечательная
подборка фотографий).
