Я хотел бы в этой теме обозначить принципиально важный момент: рассказать о
нетрадиционной трактовке истории Формулы-1, тем более что ее разделяют многие специалисты.
Собственно, речь идет о борьбе одного из ведущих российских автогоночных историков
Владимира Коваленко с традиционной трактовкой истории.
Эпичная дискуссия на эту тему между Коваленко, журналистом Андреем Ларининым и некоторыми историками состоялась в 2006-2008 годах, ну а я попытаюсь коротко изложить ее суть с точки зрения Коваленко.
Сначала - о том, что такое традиционная трактовка истории.
Официальные источники информации - сайты formulaone.com, fia.com, официальные бюллетени и даже картинка в телевизоре - дают нам совершенно четкую картину истории Формулы-1: начало истории в 1950 году на Гран-При Великобритании, первый календарь из 6 гонок, система начисления очков, первый чемпион мира, 61 сезон, 836 Гран-При и так далее. Существовали и другие гонки, но они называются внезачетными, ни на что не влияли, не учитываются и никому не интересны. И еще были гонки до войны, которые были предшественниками Формулы-1. Такая система хорошо известна каждому из нас, мы впитали ее практически с молоком матери. Мы прекрасно знаем, что Аскари в сезонах 1952 и 1953 годов выиграл 9 Гран-При подряд, что Багетти выиграл свой дебютный Гран-При Франции 1961, а Фанхио - рекордсмен по отношению побед к стартам.
Но чем дальше углубляешься, чем больше узнаешь подробностей, тем больше возникает вопросов. Например, почему история начинается только с 1950 года, ведь официально Формула-1 была утверждена в 1947 году? Каким образом получилось так, что в 1952 и 1953 годах Формула-1 стала Формулой-2, оставшись при этом Формулой-1? Что за изменения произошли во время кризиса зимой 1981 года? Почему ни один из чемпионов до середины 70х годов в исторических источниках не назывался чемпионом Формулы-1? Чем внезачетные гонки, в которых участвовали все те же машины и пилоты, хуже зачетных?
Так вот Владимир Коваленко на основании многолетних исследований и мнений ряда зарубежных историков (
Дональда Кэппса, в частности) принял иную точку зрения, отличающуюся от общепринятой.
Во-первых, он считает точкой отсчета, началом Формулы-1, 1981 год, когда был создан Договор Согласия и определены правила, по которым функционирует современная Формула-1.
До этого момента того, что мы понимаем под Формулой-1, просто не было. С 1950 года существовал чемпионат мира с входящими в него этапами и очковыми системами, но не было у него ни спортивного, ни технического регламентов, никто никогда не подавал заявок на участие в чемпионате, никто не получал денег за победу, и он не имел названия Формула-1. То, что называлось чемпионатом мира, состояло только из трех положений: объявления о проведении чемпионата, списка гонок и правил определения победителя, в качестве которых выступала очковая система. И все. Формула-1 же была сводом технических требований, одним из классов автомобильной техники, и в документах чемпионата даже не было прописано, в каком классе он проводится. Были определены только названия гонок, которые входят в этот чемпионат - а в каком классе их проводить, решали организаторы гонок на местах. Так и получилось в межсезонье 1951-1952 годов: сначала Гран-При Франции по объективным причинам перешло на класс "Формула-2", затем другие Гран-При, и вышло, что чемпионат был полностью разыгран в классе "Формула-2". "500 миль Индианаполиса" вообще никогда не проводилась в классе "Формула-1", но входили в чемпионат, и никаких вопросов это не вызывало. Только к середине 70х чемпионат мира стал напрямую ассоциироваться с классом "Формула-1", потому что уже 20 лет де-факто проводился только в нем. И главное, чем отличался тот чемпионат от привычного нам - он не был единой структурой. Гонщики и команды не участвовали в чемпионате, они заявлялись, выходили на старт, участвовали и получали результат только в каждой отдельной гонке, а набор очков для чемпионата был малозначимым делом, хоть и почетным, но вторичным. При этом постепенно происходило усиление роли чемпионата, он все более ценился, к концу 70-х почти вымерли внезачетные гонки, увеличивались финансовые потоки, и создались предпосылки для кардинальных изменений 1981 года.
Берни Экклстоун встал во главе команд FOCA, недовольных слишком пассивной ролью FISA: чемпионат вырос и требовал создания структуры управления для решения насущных вопросов. Жан-Мари Балестр упредил его действия, в 1980 году отменив существовавший чемпионат мира и зарегистрировав новый, принадлежащий FISA. Экклстоун объявил о создании альтернативного чемпионата, но национальные федерации и владельцы трасс поддержали Балестра. В результате стороны разработали соглашение, известное как Договор Согласия; как бы то не было, но в этот момент умер чемпионат мира и родилась "Формула-1". Все этапы были объединены под общим управлением. Технический и спортивный регламент был принят для всего чемпионата полностью. Участники стали регистрироваться только в чемпионате, участие в других чемпионатах теперь запрещалось, были введены суперлицензии. Распределение финансовых потоков также зависело только от чемпионата. Одним словом, свободный чемпионат мира среди спортсменов, участвующих в наиболее престижных соревнованиях, превратился в гоночную серию с жестко определенными рамками, жестким управлением и ограниченным набором участников. Это - та "Формула-1", что мы сейчас знаем.
Точка зрения Коваленко позволяет решить проблемы несоответствия отдельных исторических фактов официальной истории, создать более эффективную систему, в которую можно связать между собой фрагменты истории. С другой стороны, Владимир в своем крестовом походе против традиционной трактовки истории бывает излишне категоричен в оценках, например, начисто отрицая какую бы то ни было руководящую роль спортивных органов в период 1950-1980 или существование спортивного регламента чемпионата. И, кроме того, его система не может существовать вместе с традиционной, выступая в роли ее разрушителя.
Мы десятки раз слышали, какой знаменательной был первая гонка "Формулы-1" 13 мая 1950 года в Сильверстоуне; но чемпионата "Формула-1" тогда не существовало, и это не была первая гонка в классе "Формула-1", и не было в ней ровным счетом ничего особенного, совершенно рядовой Гран-При, ничем не лучше Гран-При Сан-Ремо или Гран-При По. Для ее участников не имело никакого значения, сколько очков они в ней набрали и кто там станет чемпионом; победа, например, в Гран-При ди Бари действительно приносила славу и деньги, а победа в чемпионате - только моральное удовлетворение.
Ни в одном источнике того времени невозможно найти упоминания о девяти подряд победах Аскари. Вот его достижения в этот период:
22.06.52 - "Большой приз Бельгии" - 1 место
29.06.52 - "Большой приз Марны" - 3 место
06.07.52 - "Большой приз АКФ" - 1 место
13.07.52 - "Большой приз Сабль-д'Олонн" - сход
19.07.52 - "Большой приз Великобритании" - 1 место
03.08.52 - "Большой приз Германии" - 1 место
10.08.52 - "Большой приз Коммин (?)", Сен-Годен - 1 место
17.08.52 - "Большой приз Нидерландов" - 1 место
24.08.52 - "Большой приз Ля-Боле" - 1 место
07.09.52 - "Большой приз Италии" - 1 место
14.09.52 - "Большой приз Модены" - 3 место
23.11.52 - "Каррера Панамерикана" - сход
18.01.53 - "Большой приз Аргентины" - 1 место
22.03.53 - "Большой приз Сиракуз" - сход
06.04.53 - "Большой приз По" - 1 место
03.05.53 - "Большой приз Бордо" - 1 место
10.05.53 - "Большой приз Неаполя" - 5 место
07.06.53 - "Большой приз Нидерландов" - 1 место
14.06.53 - "24 часа Ле-Мана" - сход (+ лучший круг в гонке)
21.06.53 - "Большой приз Бельгии" - 1 место
И журналистам в то время и в голову не могло придти считать не все результаты, а только некоторые. По той же причине никогда не было 24 побед в 50 гонках Фанхио.
Вымыслом является и история о том, что на Гран-При Италии 1956 года Коллинз отдал свой автомобиль Фанхио, чтобы тот мог победить в чемпионате. Во-первых, после Гран-При Италии было запланировано зачетное Гран-При Испании; во-вторых, никому из них получение очков не было важно. Коллинз подарил Фанхио только возможность побороться за победу в гонке, так же как Пьотти сделал это для Мосса.
Коваленко считает, что, возможно, официальная концепция истории Формулы-1 была создана в конце 80-х годов непосредственно Экклстоуном в маркетинговых целях, как часть глобального образа "Формулы-1". Хотя отдельные ее фрагменты, например, статистика чемпионата, начали появляться еще в конце 50х - начале 60х.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz