2012 FORMULA 1 UBS CHINESE GRAND PRIX
Шань, шань и еще раз шань стремим мы полёт наших птиц!
Шапка темы постоянно находится в стадии дополнения.
Поскольку материал подготовлен на некоммерческой основе и частично является
переводным, авторы оставляют за собой право на ошибки, в т.ч. фактические.
При копировании гиперссылка обязательна!
Третий этап сезона 2012 года и 861 Гран-при в истории Чемпионата мира, Гран-при Китая, пройдет на трассе в Шанхае, 15 апреля. Сложная, но безопасная трасса, удобная инфраструктура, интересные гонки - вот чем характерен этот этап для болельщиков.
Характеристики трассы.
Гоночная трасса "Международная трасса Шанхая" (англ.: Shanghai International Circuit, традиционный кит.:
) расположена в пригороде Цзядин города Шанхай (координаты 31°20'20" с.ш. 121°13'11" в.д.), в 30 км на северо-запад от самой агломерации Шанхая, среди коттеджей, пустырей и болот. Трасса обладает уникальной для "Формулы-1" инфраструктурой - подъездные пути со всех сторон, рядом расположен вокзал и метро, есть все коммуникации, а на трассе сделано все для удобства пилотов, команд, гостей и болельщиков. Конфигурация трассы очень неординарна: обилие медленных и среднескоростных поворотов перемежается длинными прямыми, поэтому превалирующей при настройке болидов является динамика разгона из медленных поворотов. Особую сложность представляют "улитки" - очень длинные повороты с изменяющимся радиусом: в первом-втором поворотах радиус снижается с 94 до 32 м, а угол поворота составляет почти 300 градусов, и в повороте требуется постепенное замедление машины; в 11-13 поворотах радиус возрастает с 9 до 120 м, и важно плавное использование педали газа. При этом три длинных прямых предъявляют требования к аэродинамическому качеству машины, а скоростные повороты второго сектора - к прижимной силе. Из-за отсутствия скоростных поворотов нагрузка на покрышки не самая большая, но на выходе из 13 поворота, на торможении перед 14 и в 1 повороте трассы она достаточно высока. Нагрузка на тормоза очень велика в одном месте трассы - на торможении перед 14 поворотом, где скорость падает с 320 до 70 км/ч, а в других местах режим работы тормозов относительно щадящий. Поребрики практически не атакуются, асфальт ровный. Перепад высот небольшой (6,7 м), но он очень заметен во втором повороте, где составляет около 8%. Погода во время проведения Гран-при, как правило, нормальная, но с тех пор, как в 2009 году Гран-при Китая был перенесен на начало сезона, часты дожди.
- Контракт на проведение Гран-при продлен в 2011 году до 2017 года включительно.
- Движение по часовой стрелке.
- 16 поворотов (7 левых, 9 правых).
- Длина 5 451 м (по центральной линии).
- Дистанция гонки: 56 кругов, 305,066 км.
- Продолжительность гонки: около 1 ч 37 мин.
- Рекорд круга в гонке: 1:32,238, Михаэль Шумахер, Ferrari, 2004 г., 55 круг.
- Абсолютный рекорд круга: тот же: 1:32,238, Михаэль Шумахер, Ferrari, 2004 г., 55 круг.
- Рекорд круга в квалификации: 1:33,185, Михаэль Шумахер, Ferrari, 2004 г.
- Рекорд скорости: 323,2 км/ч, Виталий Петров, Lotus, 2011 год, гонка.*
- Быстрейший пит-стоп 2010-11 г.: 20,553 сек., Льюис Хэмилтон, McLaren, 2011 г., 25 круг.
- Среднее время на пит-стопе в 2011 г.: 21,95 сек.
- Максимальная поперечная перегрузка: 3,0 G (в повороте 7).
- Максимальная продольная перегрузка: 5,0 G (в повороте 14).
- Расход топлива на круг: 2,7 кг.**
- Влияние 10 кг топлива на время круга: 0,4 сек**
- Линия старта находится на 190 м впереди линии финиша.
- Старт-финишная прямая: 764 м.
- Самая длинная прямая: 1175 м. (Рекордная в календаре)
- Самый длинный разгон: 1397 м.**
- Начиная с выхода из 12 поворота газ удерживается нажатым на протяжении примерно 17 секунд (второй показатель после Спа).
- Длина пит-лейн: 382 м.
- Ширина полотна: 13-15 м. (20 м. в поворотах 13, 14, 15).
- Сумма углов поворотов: 133 град. (второй в чемпионате)**
- Максимальная скорость: 320 км/ч
- Минимальная скорость: 60 км/ч
- Расстояние от поул-позиции до апекса первого поворота: м.
- Используется высокий уровень прижимной силы.
- Дистанция круга, на которой возможно использование DRS: м. (% круга)**
- Около 55 переключений передач за круг.**
- Полный газ удерживается 56% круга.**
- Газ не используется % круга.**
- Средний уровень износа шин.**
- Средняя степень износа тормозов.**
- Количество боксов -
- Вместимость трибун: 50 000 крытых мест, до 150 000 открытых.
- Общая площадь комплекса 5,3 кв. км.
- Высота 10 м над уровнем моря (максимальная - 11,7, минимальная - 4,5).
- Вероятность появления машины безопасности: %.
- Ограничение скорости: 60 км/ч во время тренировок и квалификации, 100 км/ч во время гонки.
- Потеря времени на пит-лейн: 25,5 сек во время тренировок и квалификации, 15,3 сек. во время гонки.**
* Данные неполны или недостоверны.
** Данные предоставлены командами и могут различаться.
1. Спутниковый снимок трассы (13.08.2010, JPEG, 4800*4800, 2,07 Мб). 2. Воздушная панорама трассы. 3. Схема FIA: расположение секторов, зоны DRS, зоны ответственности маршалов.
История трассы.
Впервые Китай заинтересовался проведением "Формулы-1" еще в начале 90-х. В 1992 году было объявлено о строительстве в Чжухае, недалеко от Гонконга, автодрома международного уровня. В 1993 году администрация автодрома встречалась с Берни Экклстоуном и достигла некоторых договоренностей; в 1996 году автодром был построен, и внесен в календарь "Формулы-1" на 1999 год, однако, позже исключен из-за "проблем с инфраструктурой".
Первая неудача не остановила китайское правительство, которое в начале 2000-х начало предпринимать усилия для глобальной рекламы Китая. После получения Пекином карт-бланша на Олимпиаду 2008 года, мэрия Шанхая также решила вложить средства в международную рекламу своего города, и выбрала для этого площадку "Формулы-1". В 2001 году бюджетом было выделено 400 млн. долларов, в феврале 2002 года была основана Shanghai International Circuit, Ltd, а летом был подписан контракт на проведение Гран-при в 2004 году.
Место для трассы было выбрано в одном из пригородов Шанхая, в жилом районе, связнном с городом и аэропортом хайвэем. Проект был заказан бюро Тильке, причем в этот раз Герман Тильке работал вместе со своим партнером, Петером Валом. Этот проект был одним из самых сложных для бюро: место, которое было отведено для трассы, находилось на месте бывших рисовых полей, поэтому требовалось осушить почву, но полностью сделать это было невозможно, и она неминуемо должна была остаться болотистой и неустойчивой. Тем не менее план постройки стал грандиозным. Конфигурация трассы должна была напоминать иероглиф "Шан" (
), означающий "над" или "выше", первый слог слова "Шанхай" (дословно "над морем"); в этот замысел хорошо вписались идеи архитекторов, которые из-за дефицита обгонов в "Формуле-1" в начале 2000-х планировали внести в проект большое количество шпилек и прямых, а сложные повороты сделать медленными. Правда, существует мнение, что форму иероглифа трасса получила случайно.
В октябре 2002 г. начались строительные работы. В строительстве в течение 18 месяцев были заняты 3000 инженеров. Самой большой проблемой, как и предполагалось, стала болотистая почва: земля была осушена, в местах постройки зданий и трибун забито около 40000 20-метровых свай, изменен ландшафт. В процессе строительства в фундаментах зданий использовался полистирол, причем его потребовалось так много, что весь местный рынок полистирола был практически опустошен. Но и сейчас за автодромом требуется регулярный уход, ремонт и дренаж, в противном случае возможно смещение грунта и разрушение конструкций. Строительство было закончено в июне 2004 г., и в итоге сумма строительства составила более 450 млн. долл. (что было рекордом на то время, но, конечно, не сравнится с более поздними 1,2 млрд. долл. Абу-Даби)
Грандиозное сооружение главной трибуны с двумя VIP-залами, перекинувшимися от трибуны к башням, не имело аналогов в мире. В наиболее вероятной зоне обгонов - в конце главной прямой и вокруг шпильки - также были построены крытые трибуны (H и K); в остальных местах, практически по всему периметру трассы, расположены открытые трибуны со скамейками. Трибуна и здания покрашены преимущественно в цвета китайского флага - красный и золотой. Строители использовали даже болото: в центре комплекса, за зданием боксов, был устроен большой пруд с островками, на которых расположены домики паддока (и это была первая "выездная" трасса, на которой паддок был стационарным), выполненные в стиле "сада радости" Ю-юань. Рядом с трассой построен картодром. К трассе специально была проведена ветка железной дороги от вокзала и построена станция метро. Проходящее рядом с автодромом скоростное шоссе G15 ведет в центр Шанхая мимо международного аэропорта Хунцяо; чтобы добраться к трассе от аэропорта, требуется не более 20 минут. Желающие могут добраться из Шанхая до автодрома даже на лодке, по многочисленным каналам, которые окружают трассу со всех сторон и отводят воду из болот Цзядин в реку Хуанпу и вместе с ней - в Янцзы.
В 2007 году в рамках расследования крупного коррупционного дела в руководстве Шанхая (которое стоило поста даже секретарю парткома Шанхая) против директора Shanghai International Circuit Ю Жифея было возбуждено уголовное дело за получение взятки и растрату государственных средств - в 1997 г., в процессе строительства в Шанхае футбольного клуба, он построил себе загородный дом. Ю Жифей был исключен из партии и осужден на 4 года.
Во время уик-энда "Формулы-1" 2010 года Чарли Уайтинг обратил внимание организаторов на изменение профиля некоторых поворотов. К февралю 2011 года стало очевидно, что земля в поворотах 1, 8 и 14 просела и профиль трассы изменился. Это произошло из-за мягкости почвы под трассой и использования сложных конструкций при изменении ландшафта. Чарли Уайтинг сделал несколько замечаний, в марте прошел ремонт (помимо реконструкции поворотов, была доработана дренажная система), и техническое обследование перед уик-эндом 2011 года прошло успешно.
1. График лучших времен кругов в Шанхае 2004-2011 гг.
Расписание уик-энда.
Событие | Время (местн.) | Время (Мск.) |
Четверг 12 апреля | | |
Пресс-конференция Формулы-1 | 15:00 | 11:00 |
Автограф-сессия Формулы-1 | 16:00 - 17:15 | 12:00 - 13:15 |
Пятница 13 апреля | | |
1 тренировка Формулы-1 | 10:00 - 11:30 | 6:00 - 7:30 |
1 тренировка Porsche Carrera Cup Asia | 12:00 - 12:30 | 8:00 - 8:30 |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 12:35 - 13:30 | 8:35 - 9:30 |
2 тренировка Формулы-1 | 14:00 - 15:30 | 10:00 - 11:30 |
Пресс-конференция Формулы-1 | 16:00 - 17:00 | 12:00 - 13:00 |
2 тренировка Porsche Carrera Cup Asia | 16:00 - 16:30 | 12:00 - 12:30 |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 17:00 - 19:10 | 13:00 - 15:10 |
Суббота 14 апреля | | |
Тренировка пит-стопов Формулы-1 | 9:30 - 10:30 | 5:30 - 6:30 |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 9:30 - 10:45 | 5:30 - 6:45 |
3 тренировка Формулы-1 | 11:00 - 12:00 | 7:00 - 8:00 |
Квалификация Porsche Carrera Cup Asia | 12:25 - 12:55 | 8:25 - 8:55 |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 13:00 - 13:45 | 9:00 - 9:45 |
Квалификация | 14:00 | 10:00 |
Первая гонка Porsche Carrera Cup Asia (12 кругов или 30 минут) | 15:30 - 16:05 | 11:30 - 12:05 |
Воскресенье 15 апреля | | |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 10:00 - 11:15 | 6:00 - 7:15 |
Вторая гонка Porsche Carrera Cup Asia (12 кругов или 30 минут) | 11:30 - 12:05 | 7:30 - 8:05 |
Экскурсия по пит-лейн Формулы-1 | 13:00 - 14:00 | 9:00 - 10:00 |
Парад пилотов | 13:30 | 9:30 |
Расстановка на стартовой решетке | 13:45 - 14:15 | 9:45 - 10:15 |
Государственный гимн | 14:46 | 10:46 |
Гран-при Китая | 15:00 | 11:00 |
Информация о
стюардах,
системе DRS и
пресс-конференциях публикуется FIA на неделе перед гонкой.
Типы шин.
В Китае каждый пилот получит по шесть комплектов состава "Медиум" (белый ободок) и по пять комплектов "Софт" (желтый ободок); также, как обычно, будет доступно 4 промежуточных комплекта (зеленый ободок) и 3 дождевых (синий). Один комплект "Медиум" будет сдан стюардам перед началом второй тренировки; еще один "Медиум" и один "Софт" - до начала третьей; также один "Медиум" и один "Софт" будут сданы до начала квалификации. Итого в квалификации и гонке каждый из пилотов сможет использовать не больше трех комплектов "Медиум" и трех "Софт".
Кубки.
26 марта на стартовой прямой трассы Шанхая состоялся торжественный показ (
http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=zh-CN|ru&u=
http://www.autohome.com.cn/sport/201203/312243.html), в котором участвовали пит-гелз в нарядах от дизайнера Ван Пейи, болид и кубок. Кубок был идентичен кубку, который был вручен Льюису Хэмилтону за победу в 2011 году (вплоть до числа 2011); как он там оказался и каким будет кубок 2012 года, неизвестно.
Титульный спонсор.
Титульным спонсором этапа с 2011 года является китайское отделение швейцарской банковской группы UBS, глобального спонсора "Формулы-1".
Цена билетов и посещаемость.
390 евро за места "Платинум" в центре главной трибуны, 250-260 за главную трибуну, 130 евро за открытые трибуны, 92 евро за самые простые места, 45 евро за места на траве. Посещаемость этапа обычно неплохая, 110-140 тыс. человек, но поскольку количество мест на трибунах значительно больше, они выглядят полупустыми.
Безопасность трассы.
Изменения трассы в 2012 году.
Гонки поддержки.
Разное.
Прогноз погоды.
Метеорадар.
Ссылки.
Официальный сайт:
Гран-при Малайзии на сайте "Формулы-1":
FIA F1 Media Centre:
Сепанг на Wikimapia:
http://wikimapia.org/#lat=2.7605177&lon=101.7329746&z=17&l=1&m=b
Сепанг на сайте Racing Circuit Database:
http://www.the-fastlane.co.uk/racingcircuits/
Сепанг на сайте Гвидо де Карли:
http://www.gdecarli.it/php/circuit.php?var1=645&var2=2
Подробное расписание уик-энда:
Фейсбук:
Твиттер:
Лента новостей:
Лайв-тайминг:
http://www.formula1.com/live_timing/live_timing.html
Удобный лайв-тайминг:
http://f1timing.povarnitsyn.ru/
Видео.
Видео Брембо
Видео Пирелли
Другие автоспортивные соревнования.
Трансляции на sportbox.ru.
Результаты.