Небольшое исследование по открытым интернет-базам данных организаций Великобритании. Из 11 команд 8 работают в Англии, плюс Toro Rosso имеет подразделение там же, поэтому не охваченными остались только Ferrari и Sauber. Цифры приводятся те, которые сами команды декларируют в своем бухгалтерском учете, но поскольку у всех очень разная структура и организация, они не всегда совпадают с теми, которые на самом деле направлены на "Формулу-1" или которые приводятся в данных журналистов и самих команд. Рассматривались в первую очередь организации, подающие заявки на высупление в чемпионате, а во вторую - их родительские компании. Поскольку отчетный год у всех команд - с 1 января по 31 декабря, то за 2013 год данных еще нет, они будут в марте-апреле, а последние цифры - на 31 декабря 2012 года. Коэффициент ликвидности - это отношение ликвидных активов организации к ее долгам, это показатель финансовой устойчивости: если этот коэффициент выше единицы, организация выживет в любой самой неблагоприятной ситуации, а чем он меньше, тем хуже.
Red Bull Racing Limited
Зарегистрирована 1 ноября 1995 г. как Stewart Grand Prix Limited, в 2000 г. переименована в Jaguar Racing Limited, в 2004 г. - в Red Bull Racing Limited. Непосредственно принадлежит Red Bull Technology Limited, которая принадлежит Red Bull GmbH (Зальцбург, Австрия). Совет директоров: Хельмут Марко, Дитрих Матешиц и Кристиан Хорнер; 55 сотрудников, оборот - 284,2 млн. долл. Red Bull Racing и Red Bull Technology в сумме имеют 713 сотрудников и общий оборот в 658 млн. долл. - как известно, Red Bull не соблюдает соглашение об ограничении ресурсов; а совет директоров состоит из Кристиана Хорнера и фирнансового директора Алистера Рью. Интересно, что в 2004-2007 годах в него входил Дэни Бахар. Бюджет команды во времена Stewart составлял 47-70 млн. долл., во времена Jaguar - от 100 до 180 млн., Red Bull первые годы существовала на бюджет в 180 млн. (причем 160 пожирал технологический центр), но почти сразу начался бурный и постоянный рост бюджета, продолжающийся до сих пор. Коэффициент ликвидности Stewart составлял 0,9 и более, у Jaguar резко упал, а у Red Bull сейчас составляет 0,64.
Mclaren Racing Limited
Зарегистрирована 16 сентября 1980 г. как Mclaren International Limited, переименована 8 декабря 2003 г. Входит в группу из 16 компаний и непосредственно принадлежит высшей из них - Mclaren Group Ltd. Совет директоров Mclaren Racing: Мартин Уитмарш (с 1992 г.), Мансур Ойех (с 1992 г.), Тим Мернейн (от TAG), Джонатан Нил и Джон Купер; в команде числится 597 человек, оборот - 267,3 млн. долл. Совет директоров группы компаний: Рон Деннис, Мансур Ойех, Тим Мернейн, Мартин Уитмарш (с 2004 г.), Шейх Мохаммед Аль-Халифа (от Mumtalakat), Экрем Сами, Махмуд Аль Кухж (от Mumtalakat), Эндрю Майерс (от TAG), общая численность персонала 1319 чел., общий оборот порядка 565 млн. долл. Владельцы Mclaren Group - Bahrain Mumtalakat Holding (50% ), Рон Деннис (25% ) и Tag Group (25% ). При этом Mclaren Automotive Limited, занимающаяся производством дорожных машин, не входит в эту структуру. Бюджет гоночной команды в 90х годах находился на уровне 78 млн. долл., в начале 2000х вырос до 130 млн., постепенно рос и в 2010 г. достиг максимума в 270 млн. долл. Коэффициент ликвидности в начале 2000х достигал 1,4, а сейчас составляет 0,9 у команды и 1,2 у группы компаний.
Lotus F1 Team Limited
Зарегистрирована 5 апреля 1984 г. как Inremco 60 Limited, в 1985 переименована в Benetton Formula Limited, в 2001 - в Renault F1 Limited, в 2002 - в Renault F1 Team Limited, в 2010 - в Lotus Renault Gp Limited, а с 3 февраля 2012 существует под нынешним названием. С декабря 2011 г. имеет подразделение, которое с 3 февраля 2012 переименовано в Templeco 678 Limited. Команда принадлежит Gravity Motorsports Sarl из Люксембурга, которая занимается спортивным менеджментом. Совет директоров: Жерар Лопес, Эрик Люкс (исполнительный директор), Эндрю Рахан; 520 работников и 150 млн. долл. Бюджет Benetton составлял 62-82 млн. долл., во время чемпионских титулов Алонсо он поднялся до 243 млн., а исторический масимум был взят во время разработки новых машин в 2009 г. - 252млн. Коэффициент ликвидности команды, на протяжении большей части истории составлявший 0,5-0,6, сейчас упал до 0,22.
Mercedes-Benz Grand Prix Limited
Зарегистрирована 9 января 1964 г. как Tyrrell Racing Organisation Limited, в 1998 переименована в British American Racing Grand Prix Limited, через две недели - в British American Racing Gp Limited, в 2005 в Bargp Limited, сразу же в Bar Honda Gp Limited, в 2006 в Honda Gp Limited, 6 марта 2009 в Brawn Gp Limited, а с 15 января 2010 получила существующее название. Mercedes-Benz Grand Prix подчинена Daimler UK Limited, которая является головной в группе из 18 английских компаний и подчиняется немецкой Daimler AG. Но вся эта группа работает на продажи автомобилей концерна, а на "Формулу-1" работают только две: Mercedes-Benz Grand Prix и Mercedes Amg High Performance Powertrains, бывшая Ilmor. Совет директоров гоночной команды: Томас Вебер, Ники Лауда, Вольфганг Бернар, Тото Вольф, Рене Бергер, Стэн Калленис; команда имеет 612 человек и бюджет в 185 млн. долл. Совет директоров компании-моториста: Томас Вебер, Бернард Хейл, Александер Рейсс, Энди Коуэлл, Ники Лауда, Норберт Хауг, Томас Фюхр. Вся группа команий подчиняется менеджерам Daimler: Курту Шаферу, Эндрю Уильямсону и Эдгару Крокелю, имеет более 2 тыс. сотрудников и более 5,6 млрд долл. оборота, но в основном работает на продажи в Великобритании дорожных машин. Если же говорить о тех двух фирмах, которые работают в "Формуле-1", то их персонал в сумме составляет 1114 человек, а оборот - 400 млн. долл. Бюджет команды во временя Tyrrel составлял 16-24 млн. долл., во времена BAR - 73-92 млн., во времена Honda вырос со 185 до 315 млн., рекорд был установлен в 2009 г. Brawn GP - 367 млн., а Mercedes держит бюджет на уровне 180-190 млн. Бюджет Ilmor в середине 90х (когда она являлась мотористом McLaren и основным представителем Mercedes в "Формуле-1") составлял 60 млн., во времена успехов Хаккинена достиг 120 млн., в середине 2000х держался на уровне 160-170 млн., а с началом разработки турбомоторов резко увеличился и сейчас достиг 215 млн. долл. Коэффициент ликвидности гоночной команды испытывал огромные колебания: от 1,0 Tyrrel опускался до 0,02 BAR, а в 2009 г. мигом вырос с 0,27 до 6,21! Сейчас он составляет 1,32.
Force India Formula One Team Limited
Зарегистрирована 29 августа 1989 как Totas Euroservices Limited, в 1990 переименована в Jordan Grand Prix Limited, в 2005 - в Midland F1 Racing Limited, в 2006 - в Spyker Mf1 Team Limited и сразу в Spyker F1 Team Limited, ныненшнее название получила 31 октября 2007. Она имеет подразделение Force India Brand Limited, а до 2010 года и гоночная команда была выделена в отдельную организацию. Вся эта группа создана еще Эдди Джорданом в 2007-2008 годах и сейчас принадлежит холдингу Orange India Holdings Sarl из Люксембурга. Совет директоров команды состоит из таких имен, как Виджай Маллья, Thiruvannamalai Ventkatesan Lakshmi Kanthan, Ayani Kurussi Ravindranath Nedungadi, Abhijit Sarkar, Sushanto Roy, Sandeep Wadhwa, Subrata Roy Sahara, Sandeep Wadhwa; группой компаний управляют Thiruvannamalai Ventkatesan Lakshmi Kanthan, Ayani Kurussi Ravindranath Nedungadi, Виджай Маллья, Sankaranarayanan Ramamurthy, Subrata Roy Sahara, Sushanto Roy, Sandeep Wadhwa, Abhijit Sarkar, Robert George Fernley. В команде работает 323 человек, а ее оборот составляет 75 млн. долл. Бюджет команды с 1995 по 2002 годы вырос с 23,7 млн. до 102 млн. долл., затем, к 2005, снизился до 45,5 млн; в последние годы он стабильно составляет 75-77 млн. долл. Коэффициент ликвидности команды составляет 0,48.
Williams Grand Prix Engineering Limited
Зарегистрирована 8 февраля 1977 как Latcade Limited, 31 декабря того же года переименована и до сих пор существует под одним названием. Имеет три подчиненных компании, а сама подчинена Williams Grand Prix Holdings Plc. Акции этой, головной, компании, единственной из всех команд (в последний раз подобное делал Lotus в 1968 г.), были выпущены в свободную продажу в 2011 году на Франкфуртской бирже. Холдинг управляется Джоном Коудри, Марком Биддлом, Ричардом Чарльтоном, Патриком О'Дрисколлом, Ником Роузом, Луизой Эванс и Клэр Уильямс, а команда Фрэнком Уильямсом, Алексом Бернсом, Тото Вольфом, Марком Биддлом, Луизой Эванс, Клэр Уильямс и Патриком О'Дрисколлом. Владельцы Williams Grand Prix Holdings: Фрэнк Уильямс (52,67% ), Vidacos Nominees (24,97% ), Патрик Хэд (9,67% ), Williams Holdings (6,48% ), Williams Invest Holdings (6,22% ). Команда имеет 586 сотрудников (в всего в холдинге их 616) и бюджет 202 млн. долл.(холдинг - 253). Бюджет команды в 1995 г. составлял 55,3 млн. долл., в эпоху BMW - 115-135 млн., резко снизился в 2006 г., но уже в 2008 г. вырос до 232 млн., каким и остается. Коэффициент ликвидности команды в последние годы колеблется в районе 1,0-1,2.
Scuderia Toro Rosso S.P.A.
В Великобритании у Toro Rosso находится отдел аэродинамики. Организация зарегистрирована 1 июня 2009 года и формально не входит ни в одну группу компаний. Директора: Рудольф Тьери, Франц Тост, Пол Хаттон. Количество сотрудников неизвестно, бюджет составляет 150 млн. долл. Коэффициент ликвидности - 0,48.
Manor Grand Prix Racing Limited
Зарегистрирована 1 августа 2008 как Gordons147 Limited, в 2009 г. переименована. Вместе с Virgin Racing, Manor Racing и Manor Media входит в группу компаний, объединенных Manor Holdco Limited; директора команды - Грэм Лоудон, Джон Бут и Эндрю Уэбб, а директора холдинга - Джон Бут, Грэм Лоудон, Эндрю Уэбб, Андрей Чеглаков и Дэррил Илз. Manor Holdco владеет 98,27% Manor Grand Prix Racing, остальными 1,73% принадлежат Lloyds Tsb Development Capital. Принцип распределения акций Manor Holdco довольно сложен, существуют привелигированныеакции, обычные четырех видов и отложенные двух видов; более 90% их владеет Marussia Communications Limited. В команде 165 сотрудников и 43,5 млн. долл. бюджета, а всего в группе компаний около 900 человек и 80 млн. оборота. Бюджет команды колеблется в районе 43-45 млн. долл., а коэффициент ликвидности составляет 0,06.
Caterham Sports Limited
Зарегистрирована 14 октября 2009 года как 1malaysia F1 Team (UK) Limited, почти сразу переименована в 1malaysia Racing Team (UK) Limited, а совсем недавно, в декабре 2013, получила нынешнее название. Директора: Шейх Махд Насарудин, Камарудин Бен Меранун, Тони Фернандес, Риад Асмат, Грэм МакДональд. Компания имеет в подчинении фирму Caterham Moto Racing Limited, а принадлежит 1malaysia Racing Team Sdn Bhd из Малайзии, которая и подает заявку в FIA. Компания Caterham, занимающаяся производством дорожных машин, представляет собой отдельную группу компаний, не связанных с гоночной командой. Бюджет команды в 2011 году составлял 34,4 млн. долл. и являлся наименьшим из всех команд; количество сотрудников - 253 человека; коэффициент ликвидности - 0,9.
Таким образом, самая лучшая финансовая ситуация год назад была в Mercedes, Williams и McLaren, а самая худшая - в Marussia и Lotus.
Динамика бюджетов команд (без учета бюджетов связанных организаций):
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz