Последний, значит буквально - последний. То есть после него больше не повторится. Это принципиально для летчиков в силу особенностей профессии.
Каждый самолет когда-то отправится в свой последний полет - ресурс не вечен, машину списывают и отправляют под нож. Каждого летчика тоже ждет его последний рейс, последний вылет. По здоровью, по возрасту.
Последний день на работе, последний полет - это не тоже самое, что последний годовой отчет для бухгалтера, или последний вбитый гвоздь для плотника. С небом не хочется расставаться. Мужики плачут когда их списывают..
Ну и последним бывает полет, который заканчивается трагически. Самолеты не падают сами, им всегда в этом помогает человек. Если самолет упал, значит кто-то, что-то сделал не так. Инструктор чему-то не научил, техник что-то не дотянул, диспетчер где-то не досмотрел, конструктор как-то не так сконструировал. А страдает (в гражданской авиации) не только летчик - десятки, сотни людей. Этот груз моральной ответственности ложится на плечи каждого, кто был связан с тем, последним полетом. Детали катастроф тщательно обсуждаются среди экипажей, им приходится много раз через себя пропускать те события, которые произошли с их коллегами, иногда прослушивать их последние слова... последнее обычно слово "пи..ец!". Иногда попрощаться успевают... И каждый задает себе вопрос - а я готов? Я бы справился, имею ли я право брать на себя ответственность за сотню жизней, находящихся за моей спиной? По этому слово "последний", в авиации всегда с чем то связано, заставляет задуматься, и имеет горький оттенок. По этому в него вкладывается больше смысла, его стараются меньше употреблять. Оно действительно материально. Но не как пророчество, а как жесткий факт, от которого никуда не денешься. Это слово как бритва разрезает жизни на "до", и "после". Слова "крайний", "предыдущий", "заключительный" отдуваются за эту особенность.
Что же до суеверий, то да, считается что назвать полет последним - дурной тон. Это не этично как минимум. Типа как в дорогу водителю сказать: "Главное не разбейся!".. хорошее напутствие. Обычно на такое отвечают: "Типун тебе на язык". Не надо быть авиатором, что бы это понять. Есть конечно и очень суеверные люди в авиации, для которых приметы, и разного рода традиции (коих немало) на первом месте. Видимо это те же люди, которые вернувшись домой смотрятся в зеркало, а если черная кошка дорогу перебежала, ждут, пока пройдет кто нибудь вперед. Такой человек может быть хоть хирургом, хоть водителем, хоть летчиком
Это сообщение отредактировал(а) GranDoxin - 19.09.2013 18:14
C уважением, Алексей.