|
20.01.2014 10:31|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
Я начал писать об этом позавчера, но из-за сбоя все удалилось, было очень обидно.
Всё дело было в том, что летом 1967 года, во время Шестидневной войны, Израиль нанес сокрушительное поражение армиям пяти арабских стран. Арабские страны, впервые в истории, решили наложить на союзников Израиля - страны НАТО - эмбарго: резко ограничили поставку нефти. Это нанесло большой удар по нефтяной и химической промышленности Европы, цены на бензин взлетели. Европейцы были к такому совершенно не готовы, в какой-то момент началась паника, и ситуация едва не переросла в политический кризис. Осенью европейским дипломатам удалось возобновить поставки и тем самым отодвинуть настоящий кризис на несколько лет.
Но к тому времени компании Exxon Mobil и British Petroleum вынуждены были свернуть свои маркетинговые программы, в том числе - бесплатную поставку бензина для команд "Формулы-1" и "бонусы" за достижение определенных результатов. Одновременно Firestone пересмотрела свою политику и также прекратила бесплатные поставки шин. Всё это обещало серьезное увеличение трат и снижение доходов команд: к тому времени топ-команды получали от партнеров товаров и "бонусов" примерно на 10 тыс. фунтов в год каждая, что составляло примерно пятую часть всего бюджета. Понятно, что отсутствие бензина, да и повышение цен на него, угрожало существованию гонок как таковому, поэтому вся эта ситуация вызвала беспокойство в европейских автоклубах. В результате на очередной ассаблее FIA они решили дать командам новый способ заработка и исключили из Международного спортивного кодекса пункт о запрете коммерческой рекламы на кузовах машин.
Переговоры команд с потенциальными спонсорами начались еще осенью 1967 года, но дело шло трудно. Никто не хотел давать такую рекламу, потому что никто не знал, какая от нее будет выгода: понятно, что реклама масел, шин, свеч будет эффективной, они создают себе положительный образ в глазах автолюбителей, но вот какой смысл рекламировать в гонках одежду или молоко?..
А тем временем в Южной Африке выступал местный гонщик Джон Лав, примерно с 1963 года имеющий личную договоренность о спонсировании с местной табачной компанией Winston Tobacco (марка Gunston). Раз уж FIA разрешила рекламу на машинах, Winston Tobacco решила воспользоваться этим и 3 декабря 1967 года, на Гран-при Родезии, вывела на трассу собственную команду: болиды Brabham BT20 Джона Лава и ADS Сэма Тингла, так же как фургон и другие машины команды, были выкрашены в цвета Gunston, правда, еще без наклеек. Команда, получившая название Team Gunston, заявилась и на Гран-при ЮАР, став первой командой с коммерческим спонсором, вышедшей на трассу Гран-при чемпионата мира.
Может быть, именно это подтолкнуло Колина Чепмена на правильный путь. Ему удалось найти компанию, которая первой поняла преимущество рекламы в "Формуле-1" - John Player and Sons. Дело в том, что табакокурение уже с 50х годов начало осуждаться общественностью, и правительства и СМИ европейских стран начали постепенно давить на табачные компании: вводить акцизы и тесты, запрещать продажу несовершеннолетним, ограничивать рекламу. К концу 60х в отдельных странах для рекламы табака стало закрыто радио и телевидение, большие ограничения были в печати. Поэтому табачные компании начали искать другие рекламные рынки. Хорошим рынком стало бы размещение рекламы на стадионах, особенно во время крупных спортивных соревнований - тем более что начали появляться их телетрансляции - но физическая культура плохо сочеталась с курением. А вот автоспорт не противоречил курению; более того, здесь можно было сыграть на мужественном образе гонщиков, а болельщиками была именно целевая аудитория - молодые мужчины. А размещение рекламы именно на машинах было еще лучше - ведь зрители следят именно за машинами, даже не спят ночами ради этого, а на рекламу в газете их даже взглянуть не заставишь. В John Player поняли все это первыми и сделали большой шаг: контракт с Чепменом был заключен сразу на три года и предусматривал ежегодное перечисление 100 тыс. фунтов с дальнейшим повышением. Такая невероятная сумма, разумеется, вызвала у руководителей других команд полнейший шок.
Впервые Чепмен выкатил машины в цветах марки Gold Leaf 18 января в Новой Зеландии. Организаторы были в некотором замешательстве и сначала даже не хотели выпускать их на старт, но все удалось решить. Не так просто это оказалось в первой европейской гонке, в Брэндз-Хетч 17 марта: консервативные английские телевизионщики требовали, чтобы реклама была маленького размера, и ее не было видно на телеэкранах. В конце концов свою роль сыграли и поправки в спортивном кодексе, и название команды (Чепмен поступил так же, как Лав, и назвал команду Gold Leaf Team Lotus - а писать название команды на борту машин никогда и не запрещалось!), но вот против откровенно коммерческого морячка - торговой марки John Player - организаторы встали стеной, и Чепмену пришлось сначала его заклеить, а потом заменить британским флагом.
У других команд дела шли ни шатко ни валко: вторым таким крупным спонсором только через два года стала парфюмерная компания Yardley, и привлечение спонсоров другими командами началось только в 1971-72 годах. В это время внимание на "Формулу-1" обратила табачная компания Philip Morris (марка Marlboro), быстро перераспределила на нее 3 миллиона долларов из своего 10-миллионного рекламного бюджета, и вот с этого момента началась широкая коммерционализация "Формулы-1".
В отличие от Gold Leaf Team Lotus, Team Gunston выступала только в южноафриканских гонках, бюджет был не выдающимся, и на ситуации в "Формуле-1" в целом Gunston влияния не оказала. Поэтому ее часто забывают. Так же как и массовое спонсорство в американских гонках, появившееся еще в 20е годы, и отдельные случаи спонсорства в европейских гонках, в том числе с размещением рекламы на машинах. Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 20.01.2014 13:38
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz
|