Пора ответ давать, Сергей. Кто хотел, уже попытался.
Ну чтож.
11 мая 1961 года, в четверг перед Гран-при Монако, гонщики, собравшись в отеле "Метрополь", говорили о том, чтобы сформировать единую позицию по части безопасности в гонках, ну и справедливости в распределении стартовых выплат. В итоге в тот день была создана Ассоциация гонщиков Гран-при - GPDA. GPDA сознательно дистанцировалась от принципов профсоюзов, и почти никогда (ну, за исключением совсем уж вопиющих случаев) не вмешивалась в финансовые отношения участников гонок, не заявляла протестов против дискриминации, решений судей, не боролась за повышение выплат. Главным, что беспокоило ее участников, была опасность на трассах, которую при должном внимании к организации можно было бы избежать.
Между прочим, за четыре года до этого уже была попытка подобного объединения. Тогда, 12 мая 1957 года, Альфонсо де Портаго на "Милле Милья" попал в большую аварию с 11 жертвами, а 19 мая организаторы Гран-при Монако абсолютно игнорировали призывы гонщиков изменить ограждение в шикане - из-за чего там и произошло несколько аварий. После этого несколько гонщиков, включая Мосса и Фанхио, сформировали Союз профессиональных международных гонщиков (UPPI), с тем чтобы объединенным фронтом оказывать давление на организаторов. Так, уже спустя месяц UPPI объявил опасной гонку "500 миль Монцы" и предложил своим членам бойкотировать ее... но организаторы гонки даже не обратили на это внимания. Очень быстро стало ясно, что гонщики рассматриваются чиновниками автоклубов скорее как подчиненные, как странные люди, ищущие адреналина, и которые не могут иметь какого-то политического влияния. Через несколько месяцев UPPI просто перестал существовать.
А в 1961 году кое-что изменилось. Во-первых, незадолго до этого в CSI появилась подкомиссия по безопасности, которая к 1961 году впервые провела в правила такие вопросы, как обязательные защита головы гонщика, система пожаротушения, ремни безопасности; а в конце 1961 года председателем CSI стал Морис Баумгартнер, который начал действовать в этом направлении. В то же время, у GPDA, в отличие от UPPI, повились лидеры: в течение первого года это был Стирлинг Мосс, а затем каркасом ассоциации стал Йоахим Боннье. Боннье имел прекрасное образование, очень хорошо разговаривал на нескольких языках и был весьма предприимчивым человеком; для него не составляло труда найти общий язык с любым человеком в Европе и решить любой вопрос. Он сумел объединить практически всех гонщиков, выступавших в Гран-при, и добиться, чтобы его выслушивали любые чиновники. Например, в 1962 году на тренировках перед Гран-при Италии несколько машин остановились в боксах со сломанной подвеской; гонщики и механики были единодушны и заставили организаторов отказаться от использования наклонного овала. Ну и пошло-поехало...
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz