Ну ладно, не буду тянуть.
Во-первых, это действительно BRM P83, потому что это единственная машина, на которой использовались две внешние трубы для охлаждающей жидкости; возможно, мотор H16 требовал большего охлаждения, и во внешних трубах жидкость охлаждалась дополнительно; или же таким образом увеличивался объем топливных баков для прожорливого двигателя. H16 был одним из самых интересных двигателей за всю историю: четыре блока по 4 цилиндра были расположены горизонтально в форме лежащей на боку буквы H; было два коленвала, верхний и нижний, которые были синхронизированы с помощью шестерней. Двигатель был одним из самых мощных, но это чудо инженерной мысли было не только тяжелым, но и капризным, настолько, что, промучавшись два сезона, BRM отказалась от него.
Во-вторых, это действительно машина Стюарта. Не только потому, что сиденье обито шотландским тартаном: есть еще одна малозаметная деталь. Руль трехспицевый, а к нижней спице двумя мотками изоленты приклеен гаечный ключ. Это отголосок аварии, в которую Джеки попал на первом круге Гран-При Бельгии 1966 г. Вскоре после старта ударил ливень, Стюарт потерял управление, влетел на задний двор одного из окрестных домов и боком врезался в столб. Бензобак, располагавшийся в понтоне, лопнул, и бензин хлынул в кокпит, а погнувшаяся рулевая стойка не давала снять рулевое колесо, которым была прижата раненая нога Джеки. Вылетевшие тут же, недалеко, Грэм Хилл и Боб Бондьюрант пытались вытащить Стюарта, но не могли; по крайней мере, Хилл отключил электропитание. Можно только представлять, что пережил Джеки, сидя по пояс в бензине почти полчаса, пока, наконец, один из зрителей не принес гаечный ключ, которым открутили болты руля. Там еще была история о том, что "скорая помощь" заблудилась по пути в больницу, что окончательно повернуло Стюарта на путь борьбы за организацию мер безопасности. Ну и с тех пор Стюарт не садился в машину без гаечного ключа.
Насколько я знаю, Джеки Стюарт на BRM P83 под №5 участвовал только в двух гонках. Первая - это Гран-при ЮАР 1967 года. Я нашел одну-единственную фотографию этой машины в той гонке; определенно, это P83, и за рулем пилот в шлеме Стюарта, но трубы охлаждения спрятаны в понтоны, а подголовник зеленого цвета. С одной стороны, это означает, что это не наш случай; с другой, фотография могла быть сделана во время тренировок или идентифицировна ошибочно.
Вторая - это внезачетная гонка, традиционный Международный Приз Клуба британских гонщиков (B.R.D.C. International Trophy), прошедший 29 апреля в Сильверстоуне. Вот две найденные фотографии:
Так что, я думаю, наша фотография сделана во время Международного Приза. На второй фотографии в районе подголовника вроде смутно виднеется что-то клетчатое, и провода слева от него висят очень похоже. Хотя, возможно, все не так просто, и Владимир или Егор меня поправят.
Это сообщение отредактировал(а) Esminetz - 14.06.2011 14:42
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz