Pdf-приложение к глянцевому журналу FORMULASPORT. Может выходить после каждого Гран При! Подробный обзор прошедшего гоночного уикенда и ряд дополнительных материалов.
Вся жизнь мира Формулы 1 в глянцевом журнале FORMULASPORT Предлагаем Вашему вниманию уникальное печатное издание об автогонках Формулы 1, не имеющее аналогов в России, которое является готовым продуктом, и может продолжить издаваться на основе Краудфандинга. Контакты редакции: +79859979437 |
<< Назад | 22.04.2014 21:37 | Просмотров: 4595 | Комментариев: 1
В Пьемонте, в городе Сан-Джорджио, в семье венгерских эмигрантов, родился Виктор Янос - или Витторио Яно, так он известен больше. Вскоре после совершеннолетия Яно начал работал в компании Rapid, одной из первых в Италии, занимавшихся грузовыми перевозками на нарождавшемся автотранспорте, а в 1911-м году перешел в Fiat, где стал подмастерьем Карло Кавалли. В 1921-м году Яно дослужился до звания руководителя отдела дизайна машин, и приложил руку к историческому Fiat 805. Однако вскоре Витторио оказался в Милане вместо Турина - его пригласили в Alfa Romeo.
Никола Ромео, итальянский эмигрант в США, успешно сотрудничал там с компанией Ingersoll, которая занималась производством землеобрабатывающего оборудования, буровых сверел и воздушных компрессоров. В годы первой мировой войны, когда механизация войсковых частей пошла ускоренными темпами, надежность оборудования стала одним из основополагающих факторов для успешного ведения войны, и потому американцы решили доверить Николе "франчизу" на производство в Италии - это случилось еще в 1911-м году.
Ромео купил завод Alfa в Милане и разместил там на время войны производство техники, служившей для минирования полей, ну а после войны, когда Италии потребовались мирные машины, предприимчивый итальянец почувствовал веяния, и переключился на гражданскую технику. Мерози, которого Ромео переманил из Darracq, создал Alfa P1, но машина разочаровала, и тогда Джузеппе Бацци, заводской испытатель Fiat и приятель Ромео, посоветовал тому обратить внимание на Яно.
Вскоре он выдали P2 Grand prix - успешный автомобиль, выигравший свой первый Гран-при в руках Антонио Аскари и затем первый неофициальный чемпионат машин класса Гран-при в 1925-м году. В том сезоне преимущество машин Alfa Romeo над соперниками было так велико, что на некоторых трассах болельщики просто ненавидели итальянцев. Так было в Спа, где местные кумиры на Delage сошли с трассы и гонка превратилась в парад Аскари и Джузеппе Кампари.
Когда болельщики начали выражать свое разочарование слишком уж явно, Яно зазвал свои машины на пит-стоп и распорядился не просто дозаправить, но еще и вымыть их. Сам же он вместе с пилотами сел за столик и невозмутимо пообедал под свист бельгийских фанатов. Закончив это благородное дело, Яно вернулся на "командный мостик", Аскари с Кампари за руль, и все равно легко выиграли гонку - настолько громадным было преимущество Альф.
Яно и Альберто Аскари
Но настоящей бомбой стала модель P3, которую успешно начал использовать с 1933-го года Энцо Феррари. В руках Тацио Нуволари эта машина выиграла свой первый же Гран-при, и она по праву считается первой по-настоящему гоночной одноместной машиной. Восьмицилиндровый двигатель P3 выдавал отменную тягу во всем диапазоне оборотов, а привод к задним колесам осуществлялся при помощи двух разнесенных по сторонам валов, что позволяло расположить ниже место пилота.
Уже в 1932-м Нуволари и Караччола не знали себе соперников за рулем P3, а в 1935-м году Тацио одержал за рулем Р3 свою самую великую победу, обыграв на Нюрбургринге "сборную Германии" из машин Mercedes и Auto Union. На гонке присутствовала вся нацистская верхушка, и никто не сомневался, что немцы выиграют, в приказном порядке. Поэтому, когда первым после напряженной схватки финишировал хромой итальянец, автодром на несколько секунд замер в шоковой тишине, а затем разразился бурными и спонтанными овациями. Это был истинный миг триумфа итальянского автоспорта, и повторить такое невозможно.
Яно работал также и над проектами дорожных автомобилей Alfa Romeo, и разработал архитектуру мотора, впоследствии ставшую классической для прославленной итальянской марки. Однако в 1936-м он потерпел неудачу с моделью Alfa Romeo 12C и вскоре из-за этого расстался с компанией, перейдя в Lancia.
Яно и Джанни Ланча в 1951-м году
Развернуться там Яно сумел только после второй мировой войны - так, в 1954-м он создал Lancia D50, которая оказалась весьма перспективной, но после гибели Альберто Аскари на тестах в мае 1955-го года вкупе с последовавшей трагедией в Ле-Мане Lancia решила покинуть гонки Гран-при. Энцо Феррари скупил остатки команды и предложил Яно работу. Опытный конструктор особенно сдружился с сыном Энцо, Дино, и после того, как Дино скончался от лейкемии, Яно создал шестерку V6, которая стала базой для создания первой среднемоторной дорожной Ferrari, в 1966-м году - Ferrari 206 Dino.
Увы, Яно, заложив базис этой машины, не дождался ее фактического дебюта. Его собственный сын Франческо, как и Дино, погиб в начале 1965-го года, и скошенный горем Витторио (врачи, вдобавок, обнаружили у него рак) покончил жизнь самоубийством 13-го марта 1965-го года в Турине.
Рой Кич за рулем монстра Spirit of Elkdom установил новый рекорд скорости, разогнав машину с 81-литровым мотором (!) до скорости в 207,55 миль/час (примерно 330 км/час).
На шасси были установлены три авиационных двигателя Liberty, один в передней части, два в задней, и изначально автомобиль был отвергнут, так как не имел задней скорости (у Spirit of Elkdom вообще не было ни коробки передач, ни сцепления), однако инженерам каким-то образом удалось придумать его, и Spirit of Elkdom попробовал установить рекорд скорости.
В одном из заездов пилота обожгло кипятком из порвавшейся трубки системы охлаждения, в другом заезде загорелся двигатель и Кич снова получил ожоги, но в итоге отважный американец добился своего.
Теги: Витторио Яно, Рой Кич