Самое странное в том, что "песня" про Рента-драйверов стала популярной как раз последние год, два. Если раньше, кто-то из начинающих приносил с собой какой-нибудь спонсорский пакет - не получал это прозвище. И его взнос в общее дело считался вполне нормальным явлением... Финансовый кризис виноват, что ли?! Хотя, если посмотреть на тех, кто пришел, как раз в этот период - нормальные пилоты. Им бы тестов, как раньше, так и на ведрах бы результат был...Удачи Бруно! Может здесь ему повезёт больше. По крайней мере, есть время и место для разбега
Я вот всю жизнь называл рента-драйверов рента-драйверами... Что Диниц, что Сато, что Картекиян, что Чандхок - рента-драйверы, как же их еще называть.
Мне кажется, маятник качнулся обратно. В начале 2000-х рынок пилотов был стабилен. Относительная стабильность на верхушке - в топ-командах - ограничивала движение пилотов из команды в команду внутри пелотона, а этот застой не позволял молодым пилотам двигаться вверх, из маленьких команд в большие. То есть они приходили в "Формулу-1", принося с собой бюджеты, приходили, конечно, в небольшие команды, а выше не пробивались, и, ничего не добившись, уходили, оставив о себе четкое впечатление: "рента-драйвер". Вообще, если думать дальше, то эта ситуация, скорее всего, обуславливалась стабильностью в результатах топ-команд: не было резких взлетов и падений, поэтому и переходов было немного. А это, в свою очередь, было следствием относительной стабильности технического регламента... но это я уже глубоковато лезу.
Затем, в 2006-2010 годах на рынке пилотов были серьезные передвижения, в топ-пилоты пробились Масса, Кубица, Росберг, Хэмилтон, Феттель, Вэббер, опять в топе всплыли Шумахер и Баттон. Верхушка была нестабильна - Райкконен переходил, Алонсо кидало из команды в команду, команды менялись местами, что порождало желание пилотов перейти в более сильную команду (и, как бонус, вызвало рекордный в истории всплеск зарплат). Стало много новичков, которые смогли дебютировать в слабой команде и потом перейти в сильную, либо дебютировать в слабой команде, которая потом стала сильной, либо дебютировать сразу в сильной - Кубица, Росберг, Хэмилтон, Ковалайнен, Феттель, Льюцци, Сутиль, Глок, Кобаяси, Петров, Хюлькенберг, Мальдонадо, Сенна, Перес, ди Реста - да и вообще, проще говоря, заявить о себе. Тем самым и они застолбили себе место в "Формуле-1". И вот смотрите, я сейчас перечислил уже 18 пилотов, которые доказали, что они достойны места; а ведь еще есть те, кто не новичок, например, Райкконен, Алонсо, Баррикелло, Хайдфельд, Трулли, де ля Роса. И из младших серий тоже лезут с неослабевающим напором. А если каждый конопат, где на всех достать лопат?
Вот и образовался в последние пару лет переизбыток пилотов на рынке. А тут, понимаешь ли, опять относительная стабильность технического регламента, стабильность результатов топ-команд, застой на рынке топ-пилотов. В топ-командах - Red Bull, McLaren, Ferrari, Mercedes - не меняют свой состав; пилотам средних команд при таком раскладе ловить нечего, и они предпочитают тоже не рыпаться; пилоты команд-аутсайдеров, не имея возможности перейти в команды-средняки, вынуждены платить деньги и ошиваться в хвосте пелотона. А деньги надо платить большие, они уходят как в пучину и в конце концов заканчиваются. Тогда команда-аутсайдер, конечно, увольняет "разорившегося" рента-драйвера и берет себе нового. И старый, не сумев пробиться вверх, уходит из "Формулы-1" с клеймом.
Финансовый маятник в связи с переизбытком на рынке тоже качнулся обратно, оклады пилотов пошли вниз, а рента-платы, соответственно, вверх. Командам-аутсайдерам теперь есть из чего выбирать, и в команду берутся только самые "богатые" пилоты. Этим занимаются уже не только аутсайдеры, но и вполне себе среднячки - вплоть до Renault. Это же с ума сойти: Williams получает от Мальдонадо примерно столько же, сколько от Экклстоуна. Можно себе тогда представить, насколько от рента-драйверов зависит HRT, получающая от Берни в пять раз меньше. Уровень и роль рента-выплат дошли до того, что уже ничего не значат ни подписанный контракт, ни спортивные результаты, если они не подкрепляются деньгами. Вот поэтому и пошли разговоры о том, что за выступления в "Формуле-1" обязательно нужно платить бешеные деньги, и все их платят, и только от них все зависит, и любому болельщику уже примелькались миллионные цифры, на которые сетуют пилоты, ну и, естественно, все это называется старым знакомым словом "рента-драйвер".
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz