Немного запоздало, но хорошая статья от обозревателя АвтоРевю Сергея Иванова.
Неулoвимый Williams
Williams, Renault и Сенна… Что дальше?
Заполнена одна из последних вакансий Формулы-1 – Williams пригласил Бруно Сенну.
Сергей ИВАНОВ
В 1983 году Айртон Сенна победил в британской Формуле-3, и Williams пригласил его на свои тесты. Однако Фрэнк Уильямс решил не рисковать, предоставляя место малоопытному пилоту - и Айртон дебютировал в команде Toleman
Разумеется, важную роль в выборе бразильца сыграло его происхождение. Фрэнк Уильямс всегда любил громкие фамилии – вспомните Дэймона Хилла, Жака Вильнева, Ральфа Шумахера, Нико Росберга… Но главный принцип, по которым существовала команда долгие годы, к этому милому чудачеству Фрэнка не имеют никакого отношения.
Жак Вильнев и Дэймон Хилл - носители славных фамилий, которых Williams привел к успеху. Гран При Венгрии 1997 года. Жак вскоре станет последним чемпионом мира в составе Уильямса. А Дэймон только что совершил невозможное – на слабеньком Эрроузе приехал на подиум
Команды современной Формулы-1 похожи друг на друга как те толстовские счастливые семьи. Крепкий наемный управляющий, сытые и довольные дети-пилоты, а во главе всего — настоящий папа-хозяин, генеральный спонсор. И только одна команда до сих пор сохраняет независимость от больших денег — Williams F1. Ее принцип — самостоятельность во всем. Но так ли несчастлив Фрэнк Уильямс и его «семья» в наш век коммерции?
Тринадцатое ноября 2011 года войдет в историю команды Williams. На стартовой решетке Гран При Абу-Даби ее гонщики занимали два последних места. Дальше падать уже некуда...
Конечно, Рубенс Баррикелло и Пастор Мальдонадо попали на последний ряд из-за неисправностей моторов Cosworth. Однако регресс команды давно заметен, и это — провал политики подчеркнутой независимости, которую уже много лет проводит Фрэнк Уильямс. Причину такой принципиальности можно найти в его биографии.
С какого момента нужно начинать историю команды Williams? Начинавший в Формуле-2 коллектив под названием Frank Williams Racing Cars с 1969 года выступал в чемпионате мира. Но особых успехов не добивался — до тех пор, пока в 1976 году на пороге не появился мультимиллионер Уолтер Вольф, готовый вложить в Williams большие деньги, купив контрольный пакет акций. Более того, Вольф приобрел имущество бывшей команды Hesketh и пригласил большую группу ее технарей, в том числе талантливого конструктора Харви Полстлтуэйта.
Казалось бы, союз с Вольфом был выгоден Фрэнку Уильямсу — тем более, что он оставался руководителем команды. Поступиться нужно было лишь небольшой долей самостоятельности и названием. Но оказалось, что Уильямса заманили в ловушку — менее чем через год Вольф уволил его с поста руководителя его же собственного детища.
С тех пор Фрэнк возвел в абсолют принцип независимости. Любые альянсы (в том числе со спонсорами и моторостроителями) заключались на условиях, исключающих постороннее вмешательство в деятельность команды. Уже новой команды Williams Grand Prix Engineering, которая была основана в 1977 году самим Уильямсом и инженером по имени Патрик Хед.
Первая и в целом неудачная попытка Патрика Хеда сконструировать автомобиль Формулы-1 – Williams FW06 1978 года. На этой машине Алан Джонс завоевал первый подиум для второй команды Фрэнка Уильямса
У Хеда были три достоинства — талант организатора, умение находить талантливых помощников и здоровый инженерный консерватизм. Последнее качество сильно отличало его от многих конструкторов-конкурентов, любивших поиск и нетрадиционные решения. В молодости он был очень дружен с Джоном Барнардом. Потом оба попали в Формулу-1 и вписали в ее историю много ярких страниц – но никогда не работали там вместе! Джон всегда был переполнен гениальными идеями, которые ему было скучно доводить до ума. Хед стал своеобразным «анти-Барнардом» - ему было интересно не импровизировать, а взять недовведенные технические решения и обеспечить их безупречное функционирование. С активной подвеской экспериментировали многие, но только конструкторской группе Хеда удалось превратить ее в инструмент, штампующий победы. Мощный двигатель и продуманная конструкция шасси — вот что приносило успехи болидам Williams. А когда не было мощности, ее компенсировала надежность.
Фрэнк Уильямс со своим штабом. 1981 год, все впереди – и победы, и поражения…
Уникальным в истории Формулы-1 стал чемпионат 1982 года. По две победы одержали Рене Арну, Ален Прост, Джон Уотсон, Дидье Пирони, Ники Лауда. А чемпионом мира стал гонщик Уильямса Кеке Росберг, одержавший единственную победу на этапе! При этом Росберга лишили очков за втрое место, дисквалифицировав в Гран При Бразилии, а еще одну гонку Williams вместе с некоторыми другими командами бойкотировал в знак протеста против этой дисквалификации. Но надежная техника позволяла Росбергу набирать очки регулярно, и это принесло чемпионский титул!
Конечно, Williams порой пробовал что-то новое. Сохранились кадры начала девяностых, где тест-пилот команды Дэвид Култхард выводит на трассу болид с вариатором, двигатель которого после разгона воет на одной ноте. Но до гонок недоведенные технические решения Хед не допускал.
Третий принцип, который стал для Уильямса и Хеда общим — все решают не пилоты, а машина. Слишком много крови выпили у Фрэнка Уильямса звезды, выступавшие в его команде. Были упущены титулы из-за того, что не нашли общего языка Алан Джонс и Карлос Ройтеманн, из-за того, что Найджел Мэнселл оказался слишком горячим, из-за того, что позже он не захотел уступать своему партнеру Нельсону Пике…
Гран При Австралии 1985 года – Фрэнк Уильямс на подиуме получает приз за победу своего пилота Кеке Росберга. Меньше через год Фрэнк опадет в аварию и станет инвалидом
В 2003 году последний раз гонщик команды претендовал на чемпионский титул. Но Хуану-Пабло Монтойе так и не удалось нарушить гегемонию Шумахера на гоночном Олимпе
По сей день команда из Гроува остается самой независимой, по-настоящему частной. Она не интегрирована с автомобилестроительными фирмами, не принадлежит крупной компании-инвестору, как Red Bull. Но сейчас Williams похож на персонажа анекдота — того самого неуловимого Джо, который никому и даром не нужен.
Ту гонку на Абу-Даби, в которой парни Фрэнка Уильямса стартовали с последнего ряда, Баррикелло и Мальдонадо провели здорово, прорвавшись вплотную к очковой зоне. Может быть, «оттолкнувшись от дна», команда начнет свое возрождение? Первым шагом к восстановлению былой мощи может стать смена моториста: в следующем сезоне на трассу вернется альянс Williams Renault! Сочетание, вызывающее однозначные ассоциации — девяностые годы, победы Мэнселла, Проста, Хилла…
А вот фамилия только что ангажированного Бруно Сенны не может не порождать других, мрачных ассоциаций. Именно на машине Williams Renault Айртон Сенна попал в роковую аварию 1 мая 1994 года. Но не стоит забывать слов Бразильского Волшебника: «Если вы считаете, что я хороший гонщик, то вы не видели моего племянника!» Если Бруно после долгого перерыва в карьере сумел дорасти до Формулы-1, то он действительно талантлив. Хотя «отчисленного по возрасту» Рубенса Баррикелло, конечно, жаль.
Ушел из команды и один из ее основателей, Патрик Хед. Возможности Фрэнка Уильямса непосредственно руководить командой сейчас минимальны. Но в его силах правильно подобрать людей, которые станут формировать новые — уже современные — принципы работы коллектива. И вернут команду на ту вершину, на которую Williams уже неоднократно возвращался.
Двое против ветра
В восьмидесятые в Формуле-1 было немало команд, отлично знавших, куда дует ветер. Это было время, когда в моду входили мощные турбомоторы. А Williams до последнего держался за атмосферный Ford Cosworth DFV, главным достоинством которого была надежность. Тем не менее, два пилота команды Уильямса и Хеда сумели стать чемпионами мира, обойдя соперников на куда более мощных машинах.
Алан Джонс сделал это в 1980 году, когда Cosworth еще предпочитало большинство участников чемпионата мира, а значит, шасси Williams оказалось лучше, чем у остальных. Болид FW07 был воплощением консерватизма Патрика Хеда. Общие принципы аэродинамики FW07, использующего граунд-эффект, были скопированы с автомобиля Lotus 79, который разрабатывался еще в 1977 году! Когда Джонс завоевал свой титул, у Лотуса была уже совершенно новая машина, которая из-за недоведенности ехала куда хуже. А Williams использовал шасси FW07 с небольшими доработками несколько лет подряд.
Его использовал и Кеке Росберг, взявший титул в 1982 году. Тот чемпионат прошел под аккомпанемент скандалов, свою руку к которым приложил и Williams. Команды, у которых не было турбомотора, попытались облегчить свои машины за счет «водяного охлаждения тормозов». Это были бачки с водой, которая выливалась практически сразу после старта — но перед взвешиванием машины согласно регламенту они заполнялись. Конец использованию этой хитрости положила дисквалификация Нельсона Пике (Brabham) и Росберга, которые были быстрее всех на Гран При Бразилии. Но и без хитрого «охлаждения» Росберг стал чемпионом мира, опередив турбомонстров Ferrari и Renault.
Партнеры-соперники
Получив углепластиковый монокок и турбомотор Honda, в середине восьмидесятых Уильямсы стали обгонять соперников
В середине восьмидесятых Williams наконец решился на то, что многие соперники сделали раньше. В 1984 году он перешел на турбомотор. А год спустя появился Williams FW10, монокок которого был изготовлен из углеволокна, а не из сотового алюминия, как раньше. В 1986 году хондовские мотористы довели свое детище до той надежности, которую требовал Уильямс — и он получил лучшую машину чемпионата.
К сожалению, в этом году Фрэнк Уильямс попал в серьезную автомобильную аварию и оказался навсегда прикованным к инвалидному креслу, а коллектив был деморализован. К тому же гонщики Уильямса Найджел Мэнселл и Нельсон Пике никак не могли решить, кто из них лидер команды — и упустили чемпионский титул, претендуя на него до последней гонки.
В следующем сезоне их соперничество снова продолжалось до финиша чемпионата. Но Ален Прост, обыгравший обоих в 1986 году, уже не был конкурентом Пике и Мэнселлу: они спорили только между собой. Не справившись с нервами и мощной машиной, Биг Найдж попал на квалификации Гран При Японии в серьезную аварию. Из-за травм англичанин был вынужден пропустить две последние гонки. Чемпионом стал Пике, а Фрэнк Уильямс с тех пор никогда не приглашал в состав двух звезд сразу, и четко разделял статусы первого и второго пилота.
Победы и трагедия
1992 год стал годом абсолютного доминирования команды Williams. Много раз упускавший титул Найджел Мэнселл не хотел никаких случайностей и штамповал победы одну за другой. Чемпионат стал совсем неинтересным — соперников у него не было.
В следующем году в команду пригласили Алена Проста. Пренебрежительное отношение Уильямса к пилотам проявилось в том, что мнения чемпиона мира по этому поводу никто даже не спросил, и не желавший быть партнером Проста Мэнселл команду покинул.
Прост был сильнее остальных, и сомнений в том, кому достанется титул, не возникало. У команды было лучшее шасси и лучший мотор: десятицилиндровый двигатель Renault на долгие годы стал образцом для конкурентов (в то время были разрешены разные конфигурации, от V8 до V12). Шасси FW14 и FW15 обладали активной подвеской, сохранявшей неизменное положение днища машины относительно асфальта при разгоне и торможении.
Однако в канун сезона 1994 года активная электроника была запрещена, и машины оказались слишком нестабильными. Считается, что это и явилось основной причиной аварии, в которой во время Гран При Сан-Марино в Имоле погиб трехкратный чемпион мира Айртон Сенна. По другой версии, причиной трагедии стала неграмотно модифицированная рулевая колонка, которая сломалась в повороте Тамбурелло. Итальянское правосудие, расследовавшее гибель Сенны, много лет считало руководство команды Williams подозреваемыми в непредумышленном убийстве.
Последние успехи
1996 год - Williams вернулся на вершину, и у Хилла теперь есть новые аргументы в споре со своим традиционным соперником!
1994 год вспоминается не только из-за смерти Сенны, но и благодаря эпическому противостоянию Дэймона Хилла, взявшего на себя роль лидера команды Williams, и Михаэля Шумахера (Benetton). Все завершилось в Аделаиде. Михаэль имел больше очков, лидировал в гонке — но не выдержал прессинга преследовавшего его Хилла и ошибся. Тем не менее, уже не имея шансов продолжать гонку, он спровоцировал столкновение с Хиллом и выбил из борьбы и соперника. Обоюдный сход сделал чемпионом Шумахера, завоевавшего свой первый титул.
В следующем сезоне Benetton получил тот же мотор Renault, что и Williams — и угнаться за Шумахером не мог никто. Когда Михаэль ушел в Ferrari и вместе с Жаном Тодтом затеял там масштабную перестройку, Williams получил свой шанс.
Именно в этот момент были достигнуты последние большие успехи команды — чемпионами мира 1996 и 1997 годов стали Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Уход в слабенький Arrows действующего чемпиона мира Хилла многие посчитали очередным признаком нежелания Фрэнка Уильямса держать в составе пилотов, которые уже добились успехов. А вот перехода в McLaren одного из не находившихся на виду специалистов большинство любителей Формулы-1 просто не заметило. Звали этого человека Эйдриан Ньюи — и именно он в последние успешные годы делал надежные конструкции Патрика Хеда еще и быстрыми. После этого Ньюи не раз добивался успехов без Уильямса (с командами McLaren и Red Bull), а вот Williams без него — уже нет.
АвтоРевюI always tell the truth. Even when I lie. (c) Tony Montana