Неожиданно...
Представьте себе, как Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо сражаются на трассе за рулем автомобилей, спроектированных Эдрианом Ньюи и оснащенных восьмицилиндровыми моторами. В новом чемпионате мира Red Bull – серии, целиком ориентированной на болельщиков, а потому предлагающей лучшее телевизионное и интернет-освещение.
Было бы увлекательно, не правда ли?
Но такая ли уж это фантазия из мира автоспорта? Или, с учетом продолжающегося кризиса Red Bull – где, похоже, отчаялись найти двигатель для своих команд Формулы 1, – именно так на самом деле выглядит наиболее логичное разрешение проблем "Красного быка"?
Не имея возможности получить конкурентоспособный мотор на сезон-2016, что является главным условием дальнейшего присутствия Red Bull в Формуле 1, компания неизбежно оказывается перед выбором: либо смириться и пойти на компромисс, либо же уйти и создать нечто по-настоящему смелое.
И раз уж Дитрих Матешиц разочаровался как в Mercedes и Ferrari, отказавшихся поставлять свои моторы, так и в руководстве серии, неспособном выручить Red Bull в этой непростой ситуации – быть может, настало время продемонстрировать Формуле 1, какой она могла бы стать?
Смена направления
При всех пересудах относительно дальнейшей судьбы Red Bull один фактор остается очевидным: если сценарий Судного дня все же будет реализован, и австрийцы будут вынуждены покинуть серию, они не станут просто продавать свои команды – они заберут их с собой для того, чтобы заняться чем-то другим.
Только на прошлой неделе глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер дал понять, что уход из Формулы 1 вовсе не означает полного прекращения деятельности для его подчиненных.
«Если окажется, что мы не можем более принимать участие в Больших Призах, то нам, конечно, придется рассмотреть альтернативные варианты, – сказал британец. – В Милтон-Кинсе работает много весьма талантливых специалистов. Мы можем найти применение их способностям где угодно.
Разумеется, мои люди беспокоятся о том, что ожидает их в будущем. Но я не перестаю говорить им: "Пожалуйста, продолжайте работать – и не переживайте о вещах, которые не можете контролировать"».
Сборище гонщиков
Здесь кто-то может подумать, что альтернативными проектами для Red Bull могут послужить что-нибудь вроде парусной регаты на Кубок Америки или какой-нибудь космический проект.
Однако реальность говорит нам, что команда, обосновавшаяся в Милтон-Кинсе, является узкоспециализированной гоночной организацией, где работает множество инженеров и прочих умников, посвятивших свои жизни и карьеры одной задаче – сделать гоночную машину как можно более быстрой.
Нельзя просто взять и вытащить штепсель из розетки под названием "Формула 1", а потом надеяться, что он подойдет к какому-то другому проекту, относящемуся к совершенно другой индустрии.
Но что, если Матешиц и не собирается занимать своих людей где-то еще? Что, если у него есть план сохранить этот высокопрофессиональный коллектив в автоспорте? Что, если в его голове уже созрела идея создания идеального мирового чемпионата?
Если уж боссы Ф1 не в состоянии сделать что-либо для того, чтобы спасти Red Bull и дать австрийскому производителю возможность реализовать свои немалые амбиции, почему бы самой Red Bull не взять дело в свои руки и не создать гоночную серию, в которой будет все то, что ей необходимо?
Чемпионат мира Red Bull.
Собственная серия
Участие Red Bull в Формуле 1 не соответствует обычному маркетинговому подходу компании к чемпионатам; производитель энергетических напитков предпочитает быть владельцем соревнований, в которых присутствует. Это позволяет максимизировать маркетинговую отдачу и доходы.
Несколько лет в паддоке циркулировали слухи о том, что Red Bull может сменить свой статус – с владельца команды на владельца всей Формулы 1. Этого, впрочем, не произошло.
Но если Матешиц действительно отвернется от Больших Призов, то что может удержать его от создания в сущности конкурирующей серии высшего уровня?
Правильные ингредиенты
Деньги определенно не являются для Red Bull большой проблемой: огромные доходы компании достаточно велики для того, чтобы профинансировать новый чемпионат со всеми его потребностями.
Новое первенство Red Bull может заручиться поддержкой FIA – при условии соблюдения Международного спортивного кодекса и соответствия требованиям безопасности и "фейр-плей".
В роли поставщика моторов может выступить Cosworth. Ревущие V8 или V10 должны удовлетворить болельщиков, беспрестанно жалующихся на слишком тихие шестицилиндровые турбодвигатели современной Формулы 1.
Автомобили для новой серии – куда более быстрые и выглядящие гораздо "сочнее" по сравнению с техникой Ф1 – могут быть сконструированы Эдрианом Ньюи и построены в Милтон-Кинсе.
Первая группа гонщиков уже готова – Даниэль Риккардо, Даниил Квят, Макс Ферстаппен и Карлос Сайнс вполне могут положить начало массовому интересу к серии со стороны доступных на сегодняшний день пилотов. Добавим еще пару быстрых юниоров из молодежной программы и вспомним других близких марке звезд. Марк Уэббер? Себастьен Буэми? Себастьен Лёб? Почему нет.
Трассы? Руководство Ф1, разумеется, может помешать владельцам автодромов, на которых проводятся этапы Гран При, принимать у себя и чемпионат Red Bull, однако недостатка в хороших трассах, которые пожелали бы примкнуть к новой серии, не будет – ведь Формула 1 покинула их.
Чемпионат, этапы которого проводятся в Аделаиде, Хоккенхайме, Маньи-Куре, Брэндс-Хэтче, Эшториле, Стамбуле, Зандфорте, Индианаполисе, конечно же, Шпильберге – и, быть может, в Монце и Сильверстоуне – привлек бы огромное количество болельщиков.
Не будет проблем и с рекламой. Огромная маркетинговая инфраструктура Red Bull в состоянии распространить необходимое послание как можно дальше и как можно шире, одновременно обеспечив уровень освещения серии посредством телевидения, Интернета и социальных сетей, о котором в современной Ф1 со всеми ее ограничениями могут только мечтать.
Смелый шаг
Сжигание мостов и создание собственной гоночной серии высшего уровня стало бы весьма смелым шагом для Red Bull – однако последние месяцы показывают, что австрийская компания не боится говорить открыто и не стесняется разить соперников и партнеров для того, чтобы получить то, что ей нужно.
Чувство отверженности и уверенность в том, что устрашенные соперники буквально выдавливают ее из Формулы 1, вызывает гнев.
А за чувством гнева частенько следует месть.
И в данном случае нет мести более сладкой, чем создание крупнейшей, лучшей, самой громкой и наиболее популярной гоночной серии в мире.