Какое громкое название. "Не все то золото, что блестит за бугром" - это ведь ваши слова?
Ваша книга впервые издана в 2009 году, поэтому это а) современный и б) вторичный источник информации. Вторичный (или даже скорее третичный), потому что он всего лишь описывает (в данном случае с целью обобщения) информацию, полученную из первичных источников, более близких к событию. Соответственно, в случае конфликта первичный источник должен иметь преимущество над вторичным. Современный, потому что написан в наше время, а не во время события, а значит, полностью оторван от ситуации тех лет, что очень важно при трактовке (пересказе) информации. В данном случае это очень важно и, само собой, исторический источник должен иметь преимущество над современным.
Поиск исторических и первичных источников, конечно, очень сложен, поэтому я возьму на себя труд и приведу некоторые из них.
Обратите внимание, что важнейшим источником являются документы гонки. Большинство из них за ненадобностью утрачено, редко что можно увидеть в музеях, очень редко что-то можно купить в интернете. К таким документам можно отнести также программки и афиши, поскольку они выпускались прямо перед гонкой непосредственно организатором гонки. Кому еще, как не организатору, знать название гонки и чемпионата? К сожалению, достать и то и другое сложно, например, по ГП Европы 1950 нам доступен только скан обложки (
приведен выше). Но и он обо многом говорит: гонка называлась именно "Гран-при Европы", а британским Гран-при была по совместительству; и абсолютно отсутствуют какие-либо сведения о каком-либо чемпионате. В 1950 на титульных листах программок всех "зачетных" гонок нет ни одного упоминания о чемпионате, в то время как в последующие десятилетия редко какая программка обходилась без указания чемпионата и номера этапа. Но одно упоминание, не на программке, а на афише, все-таки есть: на афише гран-при Швейцарии есть приписка "Championnat du monde".
"Чемпионат мира", и баста.
Позже на программках и афишах появляется указание чемпионата, но выглядит оно так же - "Weltmeisterschaft", "World Championship of Drivers" или "Championnat du Monde des Conducteurs":
Другим важнейшим источником являются документы CSI (чтоб вам было понятно: это современная FIA). Сложность заключается в том, что эти документы были только внутренними (и их архивы сейчас закрыты), а до 1968 года CSI выпускала только один публичный документ: ежегодный Международный спортивный кодекс, в котором шла (и до сих пор идет) речь об основных спортивных принципах, но не о чемпионатах. Только с 1967 или 68 года появилась т.н. "Желтая книга" - ежегодный отчет о правилах, по которым проводятся гонки. У меня есть версия 1969 года, в которой описывается весь спортивный регламент чемпионата (он краток, но он таким и был), а чемпионат называется по-французски "Championnat du Monde des Conducteurs", а по-английски "World Championship of Drivers":
Для полноты картины - еще два скана "Желтой книги" из коллекции Владимира Коваленко. Первый из них - 1974 года (чемпионат = "World Championship of Drivers"), второй - 1980 года. Второй скан - ключевой, объясняющий разницу между "World Championship of Drivers" и "Formula One World Championsip". Суть в том, что с 1950 по 1980 годы существовал "World Championship of Drivers", а 15 апреля 1980 года Генеральная ассамблея FIA по предложению Балестра решила
упразднить предыдущий чемпионат и
учредить новый, "Formula One World Championsip". Это было сделано, чтобы лишить почвы под ногами Экклстоуна и FOCA (интересующихся отсылаю к
подробному исследованию). Скан прямо свидетельствует о том, что это два разных чемпионата, и их основатель (FIA) прямо противопоставляет их.
И, наверное, последнее, чем можно уверенно оперировать - это статьи в газетах того времени. Таких источников довольно много: по крайней мере, у меня есть английская, швейцарская и две итальянских газеты. Минус в том, что журналисты могли в чем-то ошибаться - но, с другой стороны, намного меньше, чем могут ошибаться современные; плюс же в гораздо большей освещаемости развития событий (раз в неделю минимум) и в освещении атмосферы событий, чего лишены официальные документы. Можно привести сотни статей о гонках пятидесятых годов (займитесь этим, вам это полезно), и ни в одной из них не найдется названия "Formula One World Championsip". Чемпионат в них называется личным чемпионатом мира. Фраза "формула-1" используется, но только и исключительно по отношению к техническому регламенту, машинам этого технического регламента и гонкам этого технического регламента, но не машинам и гонкам чемпионата. Ниже приведены:
- статья английской Motor Sport об английских гонках на 1950 год (в которой гонка в Сильверстоуне три раза из трех называется "Гран-при Европы", а чемпионат вообще не упоминается);
- статья швейцарской Automobile-Revue-Zeitung об итогах Гран-при Монако 1950 года (чемпионат три раза из трех называется чемпионатом мира, и баста);
- статья итальянской Corriere della Sport о награждении чемпиона мира по автомобилизму (так и написано) Фарины;
- такая же статья в итальянской La Stampa, и чемпионат называется чемпионатом мира, и Фарина - чемпионом мира;
- заголовок итальянской Corriere della Sport о гонке в Сильверстоуне 13 мая 1950, в котором гонка называется Гран-при Европы, и указывается ее принадлежность к "Campionato mondiale piloti" (Чемпионату мира среди гонщиков).
Как я уже написал, упоминаний просто "чемпионата мира" - сотни, а вот "чемпионата мира Формулы-1" - ни одного. Я потратил много времени на исследования и, если кто-то найдет такое название, я был бы счастлив.
Альманах "История мирового автоспорта: http://motorsporthistory.ru/publishing/publishing.php________Вышел двенадцатый номер!__________"Твиттер": https://twitter.com/Esminetz