Из недавно перечитанного интервью от Булье я стал немного спокойнее. Вроде всё налаживается, концепция сайз-зиро только начала действовать, архитектура СУ осталась прежней, но была сделана работа по мощности, надежности, гибкости настроек картографии ДВС, управляемости. Предсезонные тесты показали, что Маки вроде начали оправляться от прошлогодних собственных поражений. Я говорю о СУ Хонды в частности, говорю о шасси. Ещё в середине прошлого года я писал в темке, что Макам не особо удалось раскрыть новую концепцию, которую продвинул вперед Питер Продрому.
Продрому - человек Ньюи, они изобрели 4 чемпионских болида для Ред Булла. Казалось бы, всё чики-пуки. Но инженеры МакЛарен были настолько инженерами, что напрямую гнались именно за прижимной силой, а не чистой эффективностью аэродинамики. Я это впервые заметил ещё в 2011 году, когда не занимался теханализом вообще. Но уже тогда стало заметно, что Мак отстает от РБ в плане концепции переднего антикрыла. Хотя шасси мп4-26 считаю одной из самых удачных у Маков за последнее десятилетие.
Ну дак вернусь с чего начал: Продрому пришел и концепцию, которую он исповедовал в РБ, стал разрабатываться и под Мак. Но инженеры Мака то привыкли к своей архитектуре, и голова как-то не смогла сразу переключиться на совсем иную концепцию. И потому шасси мп4-30 вышел так себе. Очень сырой, нестабильный, нехватка прижима в скоростных поворотах, посредственный баланс в среднескоростных поворотах на перекладке. Вроде концепция то и не нова, благо парнями в РБ уже была доведена до идеала, а в Маках что-то труснули, что ли... и тогда пошла агрессивная работа по доводке шасси в течении года. На каждый уикенд привозили разные элементы по аэродинамике, дорабатывалась задняя подвеска, было изготовлено большое количество спецификаций по переднему и заднему антикрылу, дефлекторы, а диффузор и вовсе дорабатывался через каждые 2-3 гонки. К концу года проблема с балансом была почти решена, лобовое сопротивление было снижено (из-за слабой мощности СУ) без практических потерь в прижиме. Новое шасси мп4-31 унаследовало только концепцию шасси, но было переделано практически всё. Про СУ нет смысла говорить, а потому говорю только по шасси: переднее антикрыло привезено на тесты прошлогоднее, хотя в последний день тестов проверялось обновленное, хотя в целом я её могу назвать уже устаревшей, основной плоскости не поменялись, торцевая пластина та же, геометрия в целом та же.
Жду дальнейших разработок в этой области. дефлекторы изменились, диффузор перелопатили основательно, хотя за основу был взят старый, который дебютировал ещё в середине прошлого года. Заднее антикрыло тоже претерпело немало изменений в области пилонов и торцевых пластин, само шасси и выглядит прежним, но уже оптимизированным под нынешние реалии перегрева и плохой надежности (отголоски прошлого года). Днище доработанное, есть прогресс, но как и у остальных, он мизерный, так что тут паритет. Воздухозаборник двигателя изменился в геометрии, а входной канал боковых понтон оптимизировали, чтобы как больше загонять воздуха в радиаторы, так и в оласти днища больше потока запускать в область диффузора. Передняя подвеска, а именно задние верхние и нижние рычаги были сближены, причем опущен был именно верхний к нижнему. Как и писал ранее, таким образом (как осмыслил лично я) они перенаправили поток воздуха прямо в радиаторы, чтобы компенсировать нагрев подкапотного пространства. Поглядите пару фото Мака и к примеру Заубер с Рено. У последних очень гигантские размеры боковых понтон, что отражается на аэродинамике, но делает безболезненным шасси к перегреву, а отсюда и надежность многих систем. Геометрия S-duct была оптимизирована и стала менее крутой и более плавной для более спокойного протекания потока (тут прям будто моё прошлогоднее мнение учитывалось). Работа по выдувным ступицам продолжается до сих пор и пока переднее антикрыло остается значительно уже ширины колес, то концепция имеет место быть. Так же заинтересовала идея интеграция центральной стойки заднего антикрыла в выхлопную трубу. В прошлом году именно ТР продемонстрировало такое новшество. В этом сезоне уже несколько команд использует подобное. Более интересно понять, насколько таким образом можно уплотнить и упорядочить горячий воздух в трубе и далее поднять эффективность манкисита. Да да, теперь уже это не выдувной диффузор, а выдувной манкисит.
Вернемся к цифрам. В прошлом году Маки в начале сезоне Маки отставали от Мерсов приблизительно на 3 секунды. К Испании это отставание сохранилось, хотя в гонке вроде темп малость да подрос. После летнего перерыва среднее отставание было ликвидировано и уменьшилось до 2.5 секунд. К концу года Макам почти удалось ещё сбросить полсекунды. Не забывайте, что Маки начали год с сырым шасси, с сырой СУ. Форсер как-то писал в одной новости, что якобы даже Хаас имело меньше проблем, чем Мак в прошлом году. Так не забывайте, что Хаас использует СУ Феррари 2016 года, которая в целом показало себя надежной, стабильной и мощной, а ассимиляция с Феррари только помогла устранить многие детские болезни. У Маков же было всё как в первый раз. Совсем иная концепция аэродинамики, совсем иное шасси с малыми понтонами, и совсем новое СУ. Всё новое, а стало быть - сырое. Потому Маки в прошлом году были в полной попе, в отличие от нынешних Хаас в этом сезоне.
Возвращаюсь обратно к цифрам: около двух секунд разницы в конце сезона. Т.е. почти секунду скинули за год - неплохо, учитывая множественные проблемы с СУ. В прошлом году в темке я писал, что Макам под силу уменьшить отставание за зиму, где я приводил свою аналитику:
"Оптимистичный: шасси прибавит засчет улучшенной кинематики передней и задней подвесок, увеличится ход и жесткость торсионов, диапазон регулировок станет внушительным, что позволит тонко настраивать болид от трассы к трассе, к разным сортам резины, к разной аэродинамической загрузки. Профит от подвески 0.2 секунды с круга. Согласен, перебарщиваю. Но. Это оптимистичный вариант... Что касается аэродинамической эффективности, то шасси (возможно), будет выдавать на 70-80 кг больше прижима на скоростях около 250 км/ч без потерь в лобовом сопротивлении. Да, это очень сложно. И того 0.4 с круга относительно шасси 2015. СУ Хонды притерпит изменения в области камеры сгорания, ГСМ Мобил станет на порядок эффективнее, компрессорная и турбинная часть станут больше по размерам, что позволит ДВС лучше раскрываться на высоких оборотах, но малек увеличится турбояма, но всё это будет компенсировано более эффективным MGU-H, который теперь то нормально будет заряжать батарею. Общий профит от СУ около 70 л.с (20 с ДВС и 50 с ERS) и 0.7 секунды с круга.
Итог: 1.3 секунды с круга относительно шасси 2015 года. Учитывая ресурсы и коллектив - это возможно, но маловероятно.
Реалистичный: шасси Маков оптимизируется в области подвески и как возможная прибавка в 0.1 с круга. Это более чем реально. Шасси же прибавит в 40-50 кг прижима на скоростях 250 км/ч без потерь турбулентность. Это около 0.3 секунды с круга, учитывая, что Маки в 2015 на каждую вторую гонку привозили обновы как с прицелом на 2015 таки на 2016, новинок все же в 2016 будет меньше, так как команда будет параллельно работать и над шасси 2017 года, особенно это касается после Сингапура, когда все коллективы львиную долю инженеров переведут на 2017 год. Исключением будут те, кто тесно борется с ближайшим соперников в КК. Далее идем к Хондовцам. Что по СУ? Оптимизация компрессорной и турбинной части, более детальная проработка MGU-H, оптимизация всех электронных блоков, что вкупе даст с ДВС 20 л.с и с ERS 30 л.с. Общий профит с СУ 50 л.с и 0.6 секунды с круга. Очень реальный вариант, который скорее всего будет уже на тестах, а что там в течении сезона будет видно дальше.
Итог: 1 секунда с круга относительно шасси 2015 года.
Теперь учтем, что регламент вполне себе стабилен на следующий сезон, особых прорывов мало от кого можно будет ожидать. Это в первую очередь касается Мерсов. Дальше все медленнее и медленнее идет прогресс. Но как боевую единицу относительно шасси 2015 и 2016 годов могу привести число в 0.5 с круга. И если взять в пример именно болид Мерсов, то Маки стабильно до летнего перерыва проигрывали 2.5 секунды в квале. И это как правило случалось тогда, когда Мерсы и вовсе откатывали на жестком комплекте, а Маки тогда уже выкатывали на опционном мягком. Так что общий разрыв мог быть и больше. Но возьмем последние гонки. Трассы короткие, следовательно и разрыв чуть меньше, а Маки уже продували 1.5-2 секунды. Тут не стоит полагаться на прогресс Маков. Поэтому, что имеем: Мерсы прибавят 0.5с в 2016 в Мельбурне, а Маки по реалистичным около 1 секунды. Если даже отталкиваться от 2 секунд, то к Мельбурну Маки железобетонно будут профукивать 1.5 секунды. Это многовато для топ команды. Если брать оптимистичный вариант, то 1.2 секунды. А это борьба с Уилльямс, Форс Индия, возможно с РБ. Ни о какой борьбе с Феррари и Мерсом и речи быть не может. Хотя, сейчас это все догадки и Маки могут значительно прибавить именно по ходу сезона, но только в случае, если в целом шасси действительно будет удачным и будет склонна к прогрессу.
Я могу ошибаться, Маки могут и не прибавить, а могут и выстрельнуть. Но зная Ф1 не первый год, перспектива Маков в 2016 именно такая, которую я описал выше. В лучшем случае борьба будет выход в третий сегмент в квале, а в гонке это борьба за 6-10 места. Вот так."
Вспоминая свои слова и видя предсезонные тесты, я понимаю, что более менее попадаю в свой прогноз. Поясню. Лучшие времена, показанные Маков это 1.24.7 и 1.24.8. И что самое интересное, все эти времена были показаны на (внимание): Софте, ССофте и УСофте. Если учитывать специфику шин, т.е. берем некие левые данные, что Софт проигрывает около 1 секунды в Барсе УСофту. Тогда Мак бы показал 1.23.7. И это уже хорошо. И есть ещё один момент. Алонсо показал 1.24.7 на Софте 1 марта. Это был первый день СУ спецификации 2016 года. Дженс же показал 1.24.7 на УСофте 4 марта. Так вот, Алонсо в 1 марта тестировал обновленное СУ, которое работало ещё в тестовом режиме, подгонялась картография, проверялись базовые режимы работы СУ, т.е ни о каком квалификационном режиме не могло быть и речи. Понимаете, да? Гипотетически Мак может спокойно скинуть ещё 0.7 десяток с того же Софта, благо врубить режим квалы, благо можно выкрутить прижим на максимум (не забываем, что Маки работали со средним прижимом все 8 дней тестов, выкручивая атаку крыльев на минимум).
В чате по тестам Серега Дворовый спросил меня, а что я думаю по Макам в данный момент. Я ему так и ответил, что рассчитываю на отставание в 1.5 секунды в начале года и борьбу за 5 место в первых 5 гонках. Кажется, что я перебарщиваю, но данные, которые я проанализировал, вижу именно в таком свете. Поэтому фанам Маков прошу не унывать, переломный год начался...
П.С. Спасибо, если смогли осилить текст.