Бывший Top Gear, ныне Grand Tour, часть одного из выпусков в этом сезоне посвятили Джиму Кларку. Факты его гоночной карьеры с трудом укладываются в голове. Например, в том самом 1965 году помимо Формулы 1 Кларк гонялся в Формуле 2, Тасманской серии в Австралии, в Инди и британском туринге. Во-первых, это все очень разные машины, во-вторых, в то время чтобы добраться на самолете из Европы до Австралии нужно было делать 8 (!) пересадок. Всего за год он принял участие в 63 (!!) гонках, из которых выиграл 31 (!!!) и еще 8 раз финишировал на подиуме.
за исключением Монако, в котором он вообще не принял участия, предпочтя слетать в Штаты на Инди-500, которую, к слову, и выиграл.
К слову, он выиграл в Индианаполисе у местных мастеров овала с преимуществом более 2 минут, установив новый рекорд скорости для этой гонки.
Конечно голые цифры далеко не всегда отображают действительность, но если у Сенны было 4 Больших Шлема (поул + победа + быстрый круг + лидерство от старта до финиша), у Шуми их было 5, то у Кларка 8. И если считать процентное отношение побед по отношению к стартам в Формуле 1, то Джим Кларк выиграл 25 гонок из 73 в которых стартовал, и по этому показателю врядли кто-нибудь когда либо сможет его опередить. Опять же, это все цифры, но тот факт, что его бывшие механики даже через 50 лет после его гибели говорят об этом со слезами на глазах...
Джон Сертиз и Джек Брэбхем - ошибка Кларка представлялась им просто чем-то непостижимым.
Джеки Стюарт говорил, что машины того времени были достаточно хрупкими, а Лотусы с их передовыми технологиями особенно, но Кларк доезжал до финиша и при этом выигрывал именно потому, что не ошибался и очень бережно обращался с техникой. Разобрав машины после гонки, механики без труда могли орпределить какие детали были с машины Кларка - они были практически в идеальном состоянии. Сам Фанхио называл его лучшим гонщиком всех времен.
Однажды в Спа на его машине во время гонки сломалось крепление рычага переключения передач. Кларк продолжать управлять машиной одной рукой, другой постоянно держа рычаг, чтобы он просто не провалился. Он выиграл ту
дождевую гонку с преимуществом в
5 минут Если звук 12-ти цилиндрового мотора не заставляет ваш пульс биться чаще, обратитесь к кардиологу.