|
03.07.2014 14:49|Цитата: выделенное/пост|Ссылка на этот пост
Ответить: (в новом окне)|Вверх
Понравилась статья, может кому будет интересно.
Карл Вендлингер. Туннель. До и после аварии.
Говорят, что человек, находящийся на грани жизни и смерти, видит туннель, в конце которого его манит свет. Но на каком-то этапе он понимает, что нужно возвращаться и... возвращается. А те, кто прошел туннель до конца, уже ничего не могут рассказать оставшимся на Земле.
Карл Вендлингер находился в коме 19 дней. Видел ли он туннель - неизвестно. Об обстоятельствах своего лечения Карл распространяться не любит. А сама авария, как говорил австрийский гонщик, встав с больничной койки, ему не помнилась совершенно. Такое бывает. Память сострадательна и предпочитает прятать поглубже шоковые моменты, пережитые человеком. Вендлингер помнил только, как выехал из туннеля на свет - и больше ничего...
Знаменитый туннель в Монте-Карло, в который Вендлингер заехал во время обычной тренировки на Гран При Монако 1994 года, разделил его жизнь на две части. В туннель въехал чемпион Германии по картингу и Формуле-3, австрийский чемпион Формулы-1600, перспективный гонщик команды Mercedes Junior (ничуть не менее талантливый, чем его коллеги Михаэль Шумахер и Хайнц-Харальд Френтцен), многообещающий дебютант Формулы-1, начинавший в очень слабой команде March (в которой, тем не менее, сумел закончить одну из гонок на 4-м месте), претендент на подиум, быстро прогрессирующий вместе со своей командой Sauber...
Все кончилось после туннеля. Беспристрастная электроника показала, что это была ошибка пилота: он вышел из туннеля на слишком высокой скорости. Вписаться в поворот у Карла Вендлингера шансов не было.
Работники трассы в Монако, напуганные двумя смертями в Имоле две недели назад, срочно изобретали какие-то меры, способствующие, как они считали, безопасности. Перед отбойниками были расположены пластиковые контейнеры, заполненные водой. Как оказалось, они гораздо опаснее для гонщика, чем традиционные штабеля из покрышек. К тому же контейнеры закреплялись специальными ребрами жесткости. Об одно из них и ударился головой Вендлингер...
Телевизионщики не записали момент аварии, его зафиксировала на пленку лишь одна из камер безопасности, охранявшая подъезд близлежащего дома. Тренировка была прервана, Карла доставили в госпиталь. Но врачи еще долго не могли твердо сказать, выживет ли австриец. А если выживет, то вернутся ли к нему разум, речь, память? Сможет ли он ходить? Сядет ли когда-нибудь за руль обычной машины? О возвращении Вендлингера в гонки никто из врачей и не думал.
Но как только Вендлингер пришел в сознание и начал понимать, что с ним произошло, ему сказали о пожелании Петера Заубера. Руководитель команды просил передать Карлу, что сразу после выздоровления он сможет сесть за руль болида Sauber, - место в команде за ним зарезервировано. Безусловно, подобное известие помогло австрийцу восстановиться после аварии. Он уже не чувствовал себя никому не нужным инвалидом. Он был действующим спортсменом, обязанным поскорее встать в строй. Конечно, несмотря на это, после столь серьезной травмы лечиться ему пришлось долго.
Первое время Вендлингер мог вспомнить только этап на Танаке, потом - Имолу, гибель Сенны и своего друга Роланда Ратценбергера. Две недели до Гран При Монако - как ножом отрезало. Потом, после рассказов других людей, события этого периода постепенно возвратились к Карлу, но только - до выезда из туннеля, дальше он не помнил ничего.
Лечение, первые нагрузки, тренировки под наблюдением врачей. Вендлингер совершил чудо, которого от него, кроме, может быть, самого Петера Заубера, никто не ждал. За несколько месяцев он смог обрести форму, достаточную для того, чтобы вновь сесть за руль гоночного автомобиля. И вот - свершилось!
День 19 октября 1994 года Вендлингер запомнил навсегда. В этот день он впервые после возвращения, фактически, с того света снова вышел на трассу. В Ле-Кастелле он проехал несколько тестовых кругов. До Гран При Японии оставалось еще достаточно времени, и Карл рассчитывал стартовать на Сузуке. Но имитация гонки прошла неудачно, - после нескольких десятков кругов у него возобновились боли в шее, и по настоянию врачей Карл вновь попал на больничную койку. Но планов вернуться в гонки австриец не оставил и с энтузиазмом начал готовиться к следующему сезону.
Однако уже в ходе зимних тестов выяснилось: результаты Карла намного хуже, чем у его партнера Хайнца-Харальда Френтцена. Первые гонки подтвердили, что возвращение Вендлингера оказалось для команды бесполезным: на трассе сражался один Френтцен, а его партнер быстро ездить не мог. Врачи, не прекращавшие контролировать здоровье Карла, заявляли, что он обрел те же безупречные физические кондиции, что и до аварии. С этой стороны восстановление было полным.
Причины малоуспешных выступлений Вендлингера следовало искать в области психологии. Видимо, где-то в его подсознании включился защитный механизм, не дававший выжимать из машины все, на что она способна. Как память защищала его сознание от подробностей той ужасной аварии, так и подсознание, не давая использовать все возможности машины, охраняло от излишнего риска. Всем, кто видел Вендлингера в том сезоне, бросался в глаза его полностью отсутствующий взгляд, не выражавший никаких эмоций.
Карл смог преодолеть последствия аварии, но не смог преодолеть препятствий, которые неосознанно возводил себе сам.
Из команды его никто не прогонял, но австриец не хотел благотворительности по отношению к себе. Он хотел приносить команде пользу, а в нынешней ситуации сделать этого не мог. К тому же приближался Гран При Монако...
И Вендлингер принимает решение временно прекратить выступления. В Монте-Карло и последующих гонках его заменил Жан-Кристоф Буйон. Но Карл уходить не собирался. Во всех интервью он заявлял одно и то же: «Хочу остаться гонщиком!»
Формула-1 осталась в стороне. А Вендлингер тем временем принял участие в нескольких гонках кузовных автомобилей. Это был вроде бы безошибочный ход. В этих соревнованиях контактная борьба и столкновения - обычное дело. Может быть, это позволит преодолеть подсознательный страх перед аварией?
Увы, и это не помогло. Второе возвращение Вендлингера в Формулу состоялось на Сузуке. Вроде бы выступил Карл неплохо - приехал десятым. Но финишировало-то в Гран При Японии всего 12 участников. Да и в квалификации от своего партнера Френтцена Карл отстал почти на 3 секунды. В общем, выступление в Японии оптимизма Вендлингеру не добавило. А на следующем Гран При, в Аделаиде, случилось то, что поставило окончательный крест на его карьере гонщика Формулы-1.
Первая австралийская квалификация была прервана, - в тяжелую аварию попал Мика Хаккинен. Его McLaren так же плашмя ударился об ограждение трассы с внешней стороны поворота, как когда-то Sauber Вендлингера в Монако. Память до этого момента оберегала Карла от воспоминаний, связанных с той аварией. А здесь, в Аделаиде, посмотрев кадры взлетающей в воздух машины Хаккинена, Вендлингер вдруг все вспомнил. Вспомнил все, что происходило с ним после выезда из туннеля.
Шок от этого был настолько велик, что участвовать во второй квалификационной сессии (квалификация тогда проводилась в два дня) Вендлингер уже не смог.
Он все-таки заставил себя принять участие в гонке, но проехать сумел только восемь кругов. Вернувшись в боксы, австриец сказал, что больше за руль «формулы» не сядет никогда.
Карл Вендлингер все еще выходит на старт. Он участвует в чемпионате «Гран Туризмо», регулярно выступает в знаменитой 24-часовой гонке в Ле-Мане. Он хотел остаться гонщиком, и он им остался. Не прервались и его отношения с Петером Заубером. Петер не забыл о человеке, который едва не расстался с жизнью, отстаивая спортивную честь его команды. Среди гостей, приглашенных в 1999 году в Имолу на празднование 100-го Гран При Sauber, был и Вендлингер.
Вот такая история. История гонщика, который мог бы стать чемпионом, но которому не довелось ни разу подняться на пьедестал Формулы-1. История человека, который однажды увидел свет в конце туннеля.
Опасность всегда захватывает. Цель заключается в том, чтобы найти новую опасность»
|